Раввин Григорий Абрамович: Разные мнения, да один вывод

Не впервые март удивляет нас зимней погодой. С одной стороны, перед нами календарная весна, с другой — снег и мороз. И все-таки март остается для еврейской общины месяцем и весны, и подготовки к празднику Песах (еврейская Пасха).

Сам праздник начнется вечером 30 марта, и традиционно в общинах и семьях пройдет вечерняя трапеза с рассказом о выходе еврейского народа из египетского рабства — седер. Исход, которому более трех тысяч лет, является основой праздника свободы и весны Песах. Однако формирование самого седера проходило в течение веков.

Из Талмуда (трактат Псахим 116) мы учим, что мудрецы Рав и Шмуэль имели разные мнения о том, что должно быть началом рассказа об Исходе — Пасхальной Аггады — и основой для ежегодной трапезы и урока. Мудрец Шмуэль утверждал, что мы должны начинать рассказ со слов “Рабами были мы у Фараона в Египте, но вывел нас оттуда Всевышний”. Мудрец Рав утверждал, что начинать рассказ нужно со слов “Сначала идолам поклонялись отцы наши, но приблизил нас Всевышний для служения Ему”. Иными словами, один делал акцент на важности избавления от физического рабства, а другой от духовного рабства. Один говорил о времени, относящемся к Моше (Моисею), а другой предлагал пройти путь от праотца Авраама. Даже сегодня археологи, говоря о предполагаемом времени Исхода, расходятся во мнениях, называя даты от 2100 до 1050 года до нашей эры. И хотя не все версии заслуживают доверия и поддержки, они остаются для потомков для анализа и вопросов.

И все-таки что должно фигурировать в рассказе об Исходе — физическое рабство или духовное? Мудрецы, составлявшие Пасхальную Аггаду после Рава и Шмуэля, пришли к мнению, что оба понятия важны, и оставили их в рассказе об Исходе. Можно было бы подумать о соломоновом решении, но через тысячу лет в XIV веке раввин Йом-Тов бен Авраам дал свою версию происходящего. Замечу, что текст Пасхальной Аггады формировался аж до XV века, поэтому неудивительно, что и обсуждение происходило спустя века. По его мнению, и Шмуэль, и Рав были согласны, что важен рассказ как о физическом, так и о духовном рабстве и освобождении, которое даровал Всевышний. Спор заключался, скорее, в том, что в тексте должно идти первым.

Впрочем, и здесь нашлось решение. Эту историю мы рассказываем и взрослым, и детям. Малышам проще объяснить моменты, касающиеся избавления от физического рабства. Но дети растут, и их духовный поиск требует ответов на новые вопросы, в том числе о духовном рабстве. Это рабство сложнее осмыслить и от него непросто избавиться. И Авраам, и Моше, как и Сара, и Мирьям, прошли непростой путь к свободе для своего народа и служению Всевышнему, оставив нам бесценные уроки и назидания.

Праздник весны, как называет Песах Тора, не наступит, если мы не почувствуем весну в своем сердце. Правы те, кто утверждает, что сейчас холодно, и те, кто знает, что мы движемся к весне и далее к лету независимо от нынешней погоды. Разные мнения, но вывод один: и тем и другим нужно тепло физическое и духовное. И уличный холод вовсе не помеха для этого чувства весны, свободы и радости оттого, что тепло мы получаем от нашей истории и традиции.

Раввин Григорий Абрамович
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter