Раввин Григорий Абрамович: про даты и праздники

День труда, который у нас отмечают 1 мая, — хоть и современный праздник, но по своей сути уходит корнями во времена, когда римляне благодарили богинь плодородия и растительного мира Майю и Флору. Сегодня эту дату отмечают в более чем 140 странах. В празднике есть и социальная, и историческая составляющая, и понимание того, что задолго до революции 1917 года в России этот день отмечали от Австралии до США, о нем знали от Франции до Индии.

В этом году 1 мая по еврейскому календарю начинается месяц Ияр. В современном еврейском календаре в этом месяце — День памяти павших солдат, День Независимости Израиля, День Иерусалима. Все эти даты были установлены как памятные во второй половине ХХ века.

При этом отрывки из книг Млахим I гл. 6 и Эзры гл. 3 (книга Царей и Эзры) говорят о важных событиях, происходящих в Х и VI столетиях до нашей эры. Тогда месяц Ияр назывался месяцем Зив, что можно перевести как «месяц величия и сияния». Именно в это время царь Шломо (Соломон) начал строить первый Иерусалимский храм: «И было, в четыреста восьмидесятом году после Исхода сынов Израиля из земли египетской, в четвертый год царствования Шломо над Израилем, в месяце Зив… начал он строить дом Господу». И этот же месяц величия и сияния был выбран для того, чтобы после разрушения Первого храма начать строительство Второго храма в Иерусалиме: «А во второй год, во второй месяц (Ияр) по приходе в Иерусалим… Зерубавель бен Шалтиэль и Йешуа бен Йоцадак и остальные их братья начали строительство…» Впрочем, мы не находим в священных текстах точную дату начала строительства, только месяц. Но это не отменяет памяти о возведении обоих храмов. Святость и труд, величие и память — ценности, которые проходят сквозь века.

Месяц Ияр переводится с аккадского как «цветок, расцветающий вновь и вновь». Да, идея второго шанса просматривается не только в строительстве Второго храма, но и в предложенной в этом месяце дате второго празднования Песах — Песах шени. Это в случае если не получилось отпраздновать в изначальную дату. В этот же месяц (а именно — 18 Ияра) рабби Шимон Бар Иохай предложил ученикам помнить день своего ухода не как траур, а как сияние и открытие новых знаний для него. Сегодня в еврейском календаре это Лаг ба-Омер — день, когда разводят костры в честь рабби Шимона бар Иохая.

Возвращаясь к светскому Первомаю, который мы отмечаем, можно вспомнить, что первый митинг с требованием рабочих уменьшения количества часов и справедливой оплаты прошел даже не в Европе, а в Австралии. И вовсе не в мае, а 26 апреля 1856 года. Разгон демонстрации рабочих в ­1886-м в США тоже случился не 1-го, а 4 мая. В целом среди городов, которые активно поддерживали демонстрации рабочих 1 мая в начале ХХ века, мы видим Чикаго и Мадрас, Петербург и Варшаву, Харьков и Гомель. Такие понятия, как мир и труд, интернацио­нальны и должны нас объединять без привязки к датам.

Пусть же Всевышний дарует нам как даты, так и понимание того, что мы празднуем и как это важно.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter