Раввин Григорий Абрамович: о важности услышать заповедь

Всем важно быть услышанным. Иногда для этого мы говорим громче, иногда тише, понятнее или запутаннее, с намеком или прямо. Но иногда услышать сказанное — это не что иное, как заповедь.

В воскресенье вечером 25 сентября, или 1 тишрея, начинается еврейский Новый год — Рош ха-Шана. Одна из главных заповедей этого праздника — слушать звуки шофара (древнего музыкального инструмента, сделанного из полого рога кошерного животного). Использовались и используются рога баранов, козлов, антилоп, газели, а форма и длина шофаров может быть разной. Одно едино — заповедь трубления с определенными звуками.

В Торе указаны два трубных звука, но ни по одному из них не было изначальной инструкции по длительности и форме звучания. Со временем мудрецы определили порядок и название уже не двух, а трех основных звучаний. «Ткиа» — один протяжный звук, «шварим» — три коротких звука, напоминающие вздох, «труа» — серия отрывистых звуков, напоминающих тревогу.

К системе звуков и трублений пришли не сразу. От времен Талмуда (трактат «Рош ха-Шана») III—V века нашей эры до книги иудейских законов «Шулхан арух» XVI века велись обсуждения по различным вопросам. Обсуждались не только звуки, но и кто может трубить, как правильно брать дыхание при трублении  между звуками, количество которых и время трубления тоже обсуждалось и дискутировалось на протяжении столетий. К XIX веку уже казалось, что практически ничего нельзя добавить в отношении заповеди слушать звуки шофара.

Вместе с тем на простой вопрос о том, как выполнять эту заповедь глухонемому человеку, конкретного ответа не было. Автор выше упомянутого сборника иудейских законов «Шулхан арух» Йосеф Каро, родом из Толедо, на 589-й странице пишет, что глухонемой освобожден от этой заповеди, ведь, не слыша звуки, он не сможет выполнить данное предписание. Однако не все с этим были согласны.

Зимой 1829 года в Бобруйске родился Иехиель Михль. После окончания религиозной академии, Воложинской иешивы, и женитьбы на сестре руководителя этого учебного заведения Раби Иехиель Михль бар Аарон-Ицхак Алеви Эпштейн возглавил иешиву в Бобруйске. Его мудрость и знания  были способны обеспечить ему место раввина как в Санкт-Петербурге, так и в Нью-Йорке. Но его стремление изучать Тору и составлять материалы по ее законам, в которых обсуждались бы многие вопросы и детали, релевантные для середины XIX века, привело его в общину в Новогрудке. Несколько десятилетий он работал над своей книгой «Арух ашульхан». Не зря. Она стала известна во всех еврейских общинах среди тех, кто занимался правом и комментариями в начале ХХ века.

Так вот, этот известный раввин Эпштейн из Беларуси, по словам раввина Железняка, пишет, что глухонемому предписано трубить в шофар в Рош ха-Шана, правда, не произнося при этом благословения. К этому выводу он приходит на основе не только выводов ученых Торы, но и современных исследований конца XIX — начала ХХ века.

В Минске есть община Шекет, в которой уже более 25 лет глухонемые и поздно­оглохшие слушают звук шофара. С помощью аппарата и по ощущениям вибрации шофара они по-своему выполняют заповедь. Услышать звуки заповеди, звуки молитвы или голоса с благословением крайне важно. Так пусть Всевышний дарует нам мудрость слышать и быть услышанным!

Раввин Григорий АБРАМОВИЧ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter