Раввин Григорий Абрамович: И шуметь, и учиться

Вечером 28 февраля и утром 1 марта (14 адара) иудеи во всем мире будут читать Свиток Эстер. Изучение же свитка происходит уже на этой неделе. А в субботу, 24 февраля, прочтут отрывок о необходимости помнить о том зле, что совершил против евреев враг Амалек, о чем мы читаем в книге Исход. Потомок именно этого Амалека злобный Аман хотел погубить всех евреев, включая женщин и детей. И память о его злодеяниях, которые благодаря мудрецу Мордехаю и Царице Эстер были остановлены, жива в еврейской истории около двадцати пяти веков.

История чудесного спасения еврейского народа описана в Свитке Эстер. И немудрено, что одной из заповедей является чтение данного Свитка. Однако в отличие от других книг Торы во время его чтения разрешено шуметь в момент прочтения имени Амана. Это не просто аттракция для публики. Так выполняется другая заповедь из книги Второзакония (Дварим 25) — стереть память об Амалеке и его потомке злодее Амане. В ХХ и ХХI веках никто бы и не удивился этому обычаю. Хотя шум во время упоминания имени Амана в Свитке Эстер 54 раза определенно мешает тем, кто слушает, как, впрочем, и тому, кто читает.

Однако так было не всегда. Есть мнение раввина из Кракова Моше Исраэлиса, что с ХIII—XIV веков в “борьбе” с Аманом дети стучали палкой по его изображению или имени. И его комментарии к книге XVI века Шульхан Арух (раздел Орах Хаим 650) говорят о важности этого обычая, правда, уже в виде создания шума. Однако в том же XVI веке раввин из Праги Рабби Иегуда Бецалель (Магараль из Праги) ни сам не шумел во время произнесения имени потомка Амалека, ни другим не рекомендовал. До XIX века обсуждалось, как же все-таки правильно — шуметь или не шуметь. Хотя уже в XVIII веке авторитетный раввин из немецкого города Эмден Яков Ашкенази (Яавец) предложил некий компромисс необходимого шума на Пурим — не слишком громко топать ногами. Его мнение цитирует уроженец Беларуси раввин Исраэль Меер Коэн (Хафец Хаим) в своей книге конца XIX — начала XX века “Мишна Брура”. Учитывалось также и мнение в комментариях “При Мегодим” другого раввина XVIII века из Львова Иосифа Теомим: главное — не шум или его отсутствие, а объяснение детям и студентам, зачем нужно шуметь и в какой момент это необходимо прекратить.

Несколько веков искали решение, как одновременно заглушить имя Амана и услышать замечательную историю о мужественных Эстер и Мордехае и о победе добра над злом. ХХI век вносит свои коррективы. Дети продолжают радоваться выбросу энергии и шуму, но в то же время и осознают важность образовательного процесса. Сегодня уже не я, а моя младшая 6-летняя дочь Амелия в еврейской школе подготовки для деток “СТЕП” готова рассказывать друзьям по классу, как пользоваться трещоткой, которую еще называют “грагером” на идиш и “раашаном” на иврите, не упуская текст Свитка Эстер.

В наше время учителя стараются найти решения и баланс между активностью студентов на уроках и подачей нового материала, что требует тишины и внимания. Этот процесс важен и достаточно сложен. И пусть Всевышний дарует нам силы не столько бороться с шумом на уроках, сколько держаться того, чему нужно и важно научить, а ученикам — прочувствовать информацию и взять с собой в жизнь.

Раввин Григорий Абрамович
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter