Равный среди сильных?

События в мире в последнее время развиваются по совершенно неожиданным сценариям, требующим от политиков мгновенной реакции и исторической прозорливости.
События в мире в последнее время развиваются по совершенно неожиданным сценариям, требующим от политиков мгновенной реакции и исторической прозорливости. Отдельные эксперты высказывают мысль о начале формирования новой системы международных отношений. Ведь буквально на наших глазах происходит отказ от отдельных традиционных форм внешней политики, складываются новые союзы и объединения государств - словом, мировой калейдоскоп весьма подвижен и чутко реагирует на малейшие изменения мировой конъюнктуры.

Одним из проявлений глобальных процессов является создание Организации региональной интеграции с участием Беларуси, Казахстана, России и Украины. Кстати, европейская история второй половины XX века, начинавшаяся с пресловутого объединения "угля и стали", столь убедительна, что можно только удивляться, почему мы до сих пор оставались равнодушными к примеру Евросоюза? Так чем же на самом деле продиктована необходимость нового проекта под названием ОРИ и какие реальные изменения могут произойти в регионе в случае его реализации?

Прежде всего обращает на себя внимание, что создание ОРИ инициировано руководством России. Это объясняется как внутренними причинами (парламентские и президентские выборы, необходимость более активного продвижения интересов российского капитала в ближнем зарубежье, привлекательность интеграционных идей в целом), так и внешними. Сила и авторитет государства сегодня определяются ростом ВВП и объемом экспорта, которые и устанавливают регионального лидера... Во многом идея ОРИ возникла в связи с тем, что предыдущие образования на пространстве бывшего СССР в настоящее время действуют не совсем эффективно.

Содружество независимых государств в первые годы своего существования выполнило функцию оформления законности распада СССР и в дальнейшем, по существу, превратилось в своего рода консультационный клуб для придания некоей упорядоченности в отношениях между новыми независимыми государствами. Заявленные в начале 1990-х цели СНГ выполнены не были.

На сегодняшний день остается фактом, что более 90 процентов заключенных в рамках СНГ соглашений не выполняются его участниками. И главное, не работает наиважнейший Договор о создании экономического союза стран СНГ. Избрание Л.Кучмы - президента страны, не ратифицировавшей устав СНГ, - председателем Совета глав государств является еще одним свидетельством аморфности и неопределенности целей СНГ.

Поэтому вполне естественно, что на пространстве СНГ появились новые объединения, с помощью которых отдельные государства пытались решить региональные проблемы и в первую очередь - экономические. Прошло немало времени после распада Советского Союза, прежде чем составляющие его государства поняли, что потеряли главную ценность - единый емкий рынок. Договор о создании союза Беларуси и России в этом смысле может сыграть ту же роль, что и франко-германский Договор для Евросоюза. В то же время Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия подписали соглашение о сотрудничестве в рамках Таможенного союза (в 1999 г. к ним присоединился Таджикистан), который в 2000 г. был преобразован в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова образовали объединение ГУУАМ. Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан - Центральноазиатское экономическое сообщество.

Правда, одной из основных проблем союза Беларуси и России является то, что пока в его рамках не удалось существенно улучшить уровень жизни граждан. По мнению многих аналитиков, именно это обстоятельство и является причиной охлаждения части населения к идее союза государств. Жаль, что проблемы экономического роста в последние годы несколько затушевали несомненные успехи союза Беларуси и России - ликвидацию границ между государствами, Таможенный союз, рост товарооборота, эффективное сотрудничество в оборонной, внешнеполитической сфере.

Все это мы сможем в полной мере оценить, глядя на происходящие в странах Восточной Европы перемены, - их присоединение к Европейскому союзу и новый институциональный этап развития европейской интеграции. В свете этих процессов и белорусско-российская интеграция, и новое объединение ОРИ, скорее всего, не противопоставляются ЕС, а станут элементами согласования экономики стран СНГ с экономическими стандартами Евросоюза и могут рассматриваться как своеобразное реагирование на вступление в ЕС ряда государств Восточной Европы и Балтии. Здесь же надо отметить еще одну цель создания ОРИ - необходимость согласования экономической политики по отношению к Евросоюзу, поскольку, например, существуют многочисленные квоты стран ЕС на ввоз определенной продукции из соседних стран, в том числе и из СНГ.

Говоря о перспективах ОРИ, важно помнить, что страны того же Европейского союза к нынешнему уровню интеграции шли достаточно долго и различными путями. Во второй половине XX века в Западной Европе существовало большое количество объединений, в той или иной степени направленных на усиление интеграции в различных сферах. Существенно то, что в рамках Европейского сообщества вначале формировалась совместная политика в области промышленности, сельского хозяйства, затем наступила очередь Таможенного союза, и только с 1970 г. страны Европейского сообщества начали осуществлять политическое сотрудничество. А единая валюта введена уже на наших глазах...

Параллельно происходило усиление руководящих органов сообщества - Европейского парламента, Европейского совета и Европейской комиссии, которым делегирована часть полномочий национальных государственных структур. В итоге в течение десятилетий эти сложные и многообразные процессы привели к созданию Европейского союза, уникального образования, в рамках которого осуществляется совместная политика в области экономики, финансов, таможенных дел, социальной сферы, внешней политики, но каждая страна тем не менее сохраняет в нем собственные неповторимость и самобытность.

На этом фоне уже просматриваются положительные моменты, которые вселяют надежду по поводу будущего ОРИ.

Прежде всего выделяется ведущая роль России, которая все увереннее чувствует себя на мировой арене. Новое объединение способно усилить как Россию, так и остальных его участников экономически и политически. Во-вторых, и это, несомненно, строительство единого экономического пространства Беларуси, России, Украины и Казахстана будет осуществляться на принципах ВТО, что позволит в какой-то степени согласовать процесс вступления четырех государств в эту организацию и тем самым минимизировать обоюдные экономические потери. В-третьих, важен факт присутствия в новом объединении Украины, без которой многие начинания в рамках СНГ были попросту обречены на провал. Вхождение Украины в ОРИ в какой-то степени является реакцией ее руководства на отдаленность перспектив вступления в ЕС.

Создание Организации региональной интеграции важно также в социальном и, если хотите, в духовном плане - ведь не нужно сбрасывать со счетов традиционную на постсоветском пространстве идею реинтеграции. Ностальгия по Советскому Союзу вовсе не является признаком политической отсталости, как в том хотят нас убедить некоторые особо продвинутые политики. При грамотных политтехнологиях эти общественные настроения могут стать прочной основой для "встраивания" огромного региона от Буга до Каспийского моря в глобальный мир. Государства-одиночки в этом мире не имеют шансов: выжить в острой глобальной конкуренции можно лишь в составе мощных региональных группировок. Региональные союзы, в свою очередь, и будут составлять основной узор в мировом калейдоскопе.

Таким образом, ОРИ должна стать новым механизмом объединения, который будет характеризоваться большим динамизмом. А с другой стороны - и большей степенью согласованности с общеевропейскими и общемировыми тенденциями развития экономики.

Сравнивая ОРИ с Евросоюзом, необходимо помнить, что сам ЕС нуждается в сильных партнерах. Вся Европа от Атлантики до Урала только выиграет, если рядом с уже состоявшимся Евросоюзом появится подобное ему объединение. Участие Беларуси в Организации региональной интеграции позволит нам ускорить проведение необходимых экономических реформ, привлечь дополнительные инвестиции, улучшить торговый баланс и в конечном счете решить проблему экономического развития на основе использования европейского опыта и учета собственного исторического прошлого.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter