В Нью–Йорке проходит 73–я Генассамблея ООН

Равный над равным власти не имеет

В Нью–Йорке проходит 73–я Генассамблея ООН. Это традиционная и единственная в своем роде площадка, на которой государства сообща обсуждают, каким быть мировому порядку. Здесь человечество ничего лучшего еще не придумало, чем принцип, воплощенный еще в древнеримском постулате — par in parem non habet imperium («равный над равным власти не имеет»). На протяжении веков мир должен был пройти через множество войн и конфликтов, чтобы прийти к современному прочтению этого принципа, воплощенному в Уставе ООН. Но современное геополитическое соперничество мировых держав привело не только к конфликтам между ними, но и кризису эффективности ООН. В первый день общеполитических дебатов высокого уровня две противоположные концепции мирового развития представили президент США Дональд Трамп и французский президент Эммануэль Макрон.

ФОТО СИНЬХУА–БЕЛТА.

Трамп сказал, что Америка отвергает идеологию глобализма и принимает идеологию патриотизма. По сути, это означает отказ от глобального лидерства. Американский лидер высказался об этом предельно откровенно: «США не будут говорить, как вам надо работать, жить и кому поклоняться. В ответ — уважайте наш суверенитет».

Но если вы думаете, что Трамп следует благородной политике невмешательства, то глубоко ошибаетесь. В той же речи он резко нападает на Иран, просит все страны мира «изолировать иранский режим» и добавляет, что 5 ноября США введут против Ирана новые санкции.

Так что об устранении Соединенных Штатов с мировой арены речи не идет. Так в чем причина их разворота, как выразился Трамп, от глобализма к патриотизму?

Главная первопричина — это кризис глобализма в том виде, в каком он сегодня существует. Глобализация дала не только блага свободной торговли, с которой первыми сливки сняли именно развитые государства. Терроризм, миграция, перетекание рабочих мест в развивающиеся страны — это ведь тоже последствия глобализма. И не имея ни сил, ни желания решать за всех эти проблемы, США просто самоустраняются. Собственно, решение Вашингтона о выходе из Совета ООН по правам человека, отказ финансировать ЮНЕСКО уже давно указывали на нежелание участвовать в решении глобальных проблем.

Это одна стратегия реагирования на кризис глобализма, показывающая, что США в силу своей мощи надеются выжить в одиночку. Но есть и другая. Остальные страны, включая ближайших союзников Вашингтона, прекрасно понимают, что глобальная взаимозависимость, несмотря на порожденные кризисы, требует взаимных действий. Эту стратегию озвучил французский президент Макрон.

В своем выступлении он предложил вместе искать новое равновесие в мире, которое должно основываться на новых формах регионального и международного сотрудничества. Кстати, в тот же день, когда в Нью–Йорке Трамп призывал к изоляции Ирана, страны ЕС, Китай и Россия договорились создать новый механизм для торговли с Тегераном.

Мир вступил в эпоху ситуативной дипломатии. Блоки и союзы создаются под определенную ситуацию, для решения сиюминутных задач. Это наблюдается даже в высшем наднациональном органе — Совете Безопасности ООН. Его работа в последнее время парализована из–за того, что западные страны и Россия постоянно применяют право вето для блокировки решений друг друга. Сегодня это одна из главных причин неэффективности ООН, о которых говорил Макрон. Впрочем, не стоит воспринимать пламенную речь французского президента слишком доверчиво. У него свои резоны воспользоваться сложившейся ситуацией, и не случайно Париж еще в 2013 году предложил инициативу о необходимости добровольного отказа от использования право вето. Любопытно, что Россия, Китай и США, которые обычно спорят между собой, тут же единодушно отказались от предложения Парижа.

Новый нюанс — избрание ФРГ непостоянным членом Совета Безопасности на 2019 — 2020 годы. Очевидно, Берлин будет настаивать на постоянном членстве, так же, как Бразилия, Индия, Япония. Так что мир действительно изменился, и будущее ООН будет определять новая расстановка сил.

Неизменным должен оставаться принцип равенства государств. Беларусь исходит из того, что реформирование всей системы ООН должно осуществляться на основе самого широкого согласия государств–членов.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter