Равновесие. Рецепт от Ивановых

Равновесие между женщиной и мужчиной или между двумя художниками, а может, и вовсе между мужем и женой? И то, и другое, и третье, а еще равновесие между человеком и природой, утверждают супруги и известные едва ли не на всех континентах художники Григорий и Наталья Ивановы. На новой выставке в столичной галерее “Спадчына”, что рядом с городской Ратушей, персонажи их картин зажили в особом мире доверия и любви.

Равновесие между женщиной и мужчиной или между двумя художниками, а может, и вовсе между мужем и женой? И то, и другое, и третье, а еще равновесие между человеком и природой, утверждают супруги и известные едва ли не на всех континентах художники Григорий и Наталья Ивановы. На новой выставке в столичной галерее “Спадчына”, что рядом с городской Ратушей, персонажи их картин зажили в особом мире доверия и любви.

Но наш разговор за чашкой чая в редакции мы начали не с творчества, а с вещей довольно прозаических.
— Ребята, а можно ли сегодня семье художников прокормиться своим ремеслом?
Наташа: — Смотря какие художники. Мы кормимся и не жалуемся.

— Но ситуации бывают разные: картины не продаются, глобальный финансовый кризис грянул, а семья, она ведь каждый день хочет кушать.
Н.: — Конечно, надо было бы научиться экономить, запас какой-то иметь... Но экономия не стала смыслом нашей жизни, иначе зачем и жить.
Григорий: — В критические моменты друзья выручают.

— Но сегодня другое время — уже не практикуется “стрельнуть у соседа десятку до получки”. Как вам удается так жить с друзьями, чтобы сохранять отношения времен СССР?
Н.: — Просто мы любим своих друзей. Иногда утром просыпаюсь и думаю: боже, сколько хороших людей вокруг. И на вернисаже в “Спадчыне” было столько людей!  Я даже Грише сказала: какое счастье, что у нас столько друзей.
Г.: — Галерей, где мы выставляемся, много: в одной не продалось, в другой обязательно купят работу. А еще и закажут новую.
Н.: — Мы же работаем с пражской  галереей, с немецкой, у нас большой круг минских почитателей и коллекционеров. Сейчас многие хотят оставить детям в наследство хорошую коллекцию картин. И что я заметила: семьи, живущие в достатке, уже имеют не менее трех, а то и четверо, пятеро детей.

— Что лучше для художника: выставляться во многих галереях или иметь свою, ту, в которой тебя ждут и всегда готовы предоставить площади для выставок?
Г.: — Это в идеале. Пока у нас арт-рынок не так развит, не так много коллекционеров. Пока все только начинается. В Минске примерно 10 галерей.

— Насколько я знаю, “Спадчына”, заявившая о себе как о галерее — коллекционере работ классической школы, предложила вам ежегодно   с  20  ноября  по 20 декабря открывать новые выставки своих работ, которые пишутся далеко не в классической манере.
Н.: — Галерея начала работать только с августа и пока еще только ищет своих художников. Ее хозяевам нравятся наши работы.

— Как творчество влияет на семейные отношения?
Н.: — Хорошо.
Г.: — Сближает (смеется), делимся сюжетами.
Н. (и вовсе хохочет): Подглядываем друг у друга. А если серьезно, то у каждого свои сюжеты. Свое направление в творчестве, но совета спрашиваем друг у друга. Конфликты бывают только творческие. Гриша у меня молодец. Мы друг друга опекаем, и у нас с ним равновесие, совсем как в картинах на выставке.

— У вас уже две взрослые дочки, есть даже внучка. А когда девочки были маленькими, как удавалось творить? У женщин с двумя малыми детьми обычно полный временной цейтнот. Мужчины же, как правило, злятся на шум и гам...
Н.: — А почему, как ты думаешь, я стала писать картины только в 40 лет? Девчонок растила. И как только они встали крепко на свои ноги, стала работать так много, так торопиться. Чтобы нагнать упущенное. И за 11 лет Гришу догнала.

— А как вы своих девочек воспитывали? Так сказать, секреты воспитания от людей творческих...
Н.: — У нас всегда все было открыто, никаких секретов от девчонок не было.
Г.: — Книги по искусству всегда были, что называется, в свободном доступе. Они выгребали их прямо на ковер. Лежали на них, листали... Еще мы всегда им давали много белой бумаги, просто пачками. И они рисовали. Не игрушки давали, а бумагу и карандаши.
Н.: — До какого-то времени, наверное до второго класса, они вообще у нас в игрушки не играли.
Г.: — Так что все было предопределено. Старшая Галя окончила Белорусскую академию искусств, занимается тканями как художник, графикой, причем работает в собственной авторской технике. Даша еще студентка, но уже делает успехи в компьютерном дизайне, в фотографии и тоже очень неплохо рисует. Дизайн каталога выставки мы делали вместе.
Н.: — И все семейные проблемы мы всегда решали вместе: куда пойти, что купить... И до сих пор так происходит, хотя Галя — уже сама мама. Она со своей семьей живет отдельно. Но звонит каждый день. Бывает, по нескольку раз.

— Что для вас значит творческий тандем? Ведь я знаю немало семей, где очень ревностно относятся к творчеству друг друга.
Отвечают вместе: — Мы друг другу только помогаем.  — У вас теперь появилась внучка Ева, ей уже восемь месяцев. Что из собственных приемов вы хотели бы использовать в ее воспитании, а что нет?
Г.: — Отдали бы в детский сад. Наши девочки не ходили. Хотели бы, чтобы она занималась музыкой, наши девчонки не хотели. Да мы и не настаивали. И на танцы тоже не пошли наши малышки...
Н.: — Они хотели только рисовать. (Вместе смотрим фотографию Евы, на которой она держит в руках настоящую кисть живописца.) Наташа поясняет: “В два месяца ее приносили к нам в мастерскую, она смотрела пару минут внимательно на мои картины и засыпала. А еще наша Ева поет вовсю. Может, певицей будет?”

— Вмешиваетесь ли вы в жизнь своих уже взрослых детей?
Н.: — Нет. Просто они постоянно просят у нас совета. У Гали был момент выбора. Она пришла с парнем — вот знакомьтесь, я хочу за него замуж. Мы сказали: хочешь, значит, выходи. И у Даши в личной жизни могут случиться перемены, и тут мы ни на чем не будем настаивать. Будет вам хорошо, говорю, будет и нам. И мне когда-то родители так говорили. А Галя живет хорошо, пока квартиру снимают. И мы хотим, чтобы дети со своими семьями жили отдельно. Это правильно, у них должны быть свои правила, свои традиции. А все выходные, праздники они у нас, и мы все вместе.

— Вы по-прежнему не держите дома старых вещей?
Г.: — Одежду раздаем, отдаем в церковь. Это желание иметь свободное пространство, мы не любим, когда захламлено. Книги — другое дело. — На выставке “Равновесие” одна из посетительниц написала в книге отзывов о сказочных картинах Наташи: “Где мне взять такую лошадку, чтобы вернуться в детство?..”
Н.: — Человек должен обязательно возвращаться в детство. Ведь там чистота и беззаботность. И если в наше суровое время побыть хоть полчаса в таком состоянии, жить станет легче.
Г.: — А еще в жизни человеку постоянно не хватает света, хотя работает огромное число электростанций и светит днем солнце. Вот я и помогаю светить.  Через соотношение красок, тональности, через сюжет — колокольчики, светящиеся всеми цветами радуги, человека, несущего Луну, жемчужину, светящиеся домики... Через свет любви...

— Основные принципы вашей жизни, пытались ли вы их для себя сформулировать?
Н.: — Любовь.
Г.: — Жить в удовольствие. Наслаждаться каждым мгновением жизни. Сейчас. В сию минуту.
Н.: — Я каждый день еду работать в мастерскую и повторяю слова: любовь, радость, покой, гармония. Надо всегда их повторять, тогда они к тебе будут возвращаться. 

— А как сохранить чувства, чистоту в эпоху тотальной попсы?
Н.: — Я думаю, не надо быть жадным. Многие гонятся за богатством, и все им мало.
Г.: — Не надо быть завистливым. Человеку ведь не так много надо. А они завидуют — у соседа есть, у меня должно быть больше... А еще учиться у природы. Заглянуть в себя, открыть свое сердце.
Н.: — Мы читаем много философских трудов. От попсы очень помогает и делает человека самодостаточным, развивает душу, начинаешь понимать, что в жизни главное.

Свою следующую выставку Григорий и Наташа Ивановы, возможно, назовут “Большое в малом”. И так объясняют ее философию. Место, где разместится выставка, — маленький дом в старом месте, окруженный мегаполисом. Но значение этого маленького кусочка земли огромное. Есть большие трагедии целых народов. А есть маленькие трагедии отдельных людей, как у Пушкина, но они волнуют ничуть не меньше. Есть большие оркестры, которые играют для больших аудиторий, а есть маленькие оркестрики, которые играют под управлением любви. Играют только для тебя, и ты это знаешь. И играют так, что сердце выворачивается наизнанку. И эта небольшая выставка в маленьком домике, где каждый найдет что-то для себя. И в нем пробудится фантазия, и он поднимется высоко над землей и поймет, что земля маленькая. И она — как ось. Которая уравновешивает эти два понятия — большое и малое.
Или еще тема из фантазий Ивановых — о полетах во сне и наяву. О людях, которые всегда хотели летать, придумывали для этого крылья, самолеты, ракеты... И никак не находили удовлетворения, забыв, что летать им дано во сне. Может, полеты в другом пространстве и надо развивать? Состояние беспредельного полета — прекрасный смысл для творчества. Взрослых жизнь заедает, и проходит это состояние полета, стирается программа. Ивановы хотят сделать для нас перезагрузку.

Григорий Иванов, выпускник Белорусского театрально-художественного института, член Союза художников Беларуси. Выставки его работ проходили кроме Беларуси и России в Польше, Италии, Германии, Нидерландах, Англии, Франции. Работы находятся в собрании  музея современного искусства в Минске, Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, Национального музея истории и культуры Беларуси, в частных коллекциях в России, Беларуси, Польше, Германии, Италии, Англии, Нидерландах, США.
“Направление, в котором я работаю,  я  назвал бы направлением света — светизмом, — говорит Григорий Иванов. — Пространство света — вот что  меня  всегда притягивает и  является вдохновителем моего творчества. Пространство света, сотканное из любви  и  гармонии, населенное людьми, ангелами и животными”.

Наталья Иванова, выпускница художественно-графического факультета Витебского пединститута, член Союза дизайнеров Республики Беларусь, член Международной гильдии живописцев. Участвовала в выставках в Нидерландах, Германии, Чехии, Италии, во Франции, в Литве. Работы находятся в частных коллекциях Беларуси, России, Чехии, Германии, Нидерландов, Италии, Литвы, США, в собрании Национального музея истории и культуры Беларуси, в коллекции Национального Полоцкого историко-культурного  музея-заповедника.
“Вы помните себя маленьким? Вы помните, как вы слушали сказки? Вот это состояние и надо снова реализовать — искреннее детское изумление, полная внутренняя свобода, радость узнавания нового мира, чистое и незамутненное доверие к человеку рядом с собой. В своих картинах я хочу добиться этого состояния и заставить зрителя почувствовать это. Мои герои, — говорит Наташа, — люди, птицы и животные живут в особом мире, в мире непосредственном, в мире доверия и любви”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter