В Раубичах белорусские биатлонисты готовятся к Кубку мира

Раубичи стреляют надеждами

Недалек тот час, когда мы, затаив дыхание, вновь будем переживать за наших биатлонистов на этапах Кубка мира...
Недалек тот час, когда мы, затаив дыхание, вновь будем переживать за наших биатлонистов на этапах Кубка мира. До старта сезона времени осталось немного, а значит, подготовка идет полным ходом. Нынешнее место дислокации национальной команды — обновленные (хотя все еще находящиеся в процессе реконструкции) Раубичи. Туда–то и наведались корреспонденты «СБ».



На часах натикало девять утра, а на стрельбище уже дежурили новый главный тренер женской команды австриец Альфред Эдер и сервисмен Денис Латышев. «Скоро все подтянутся», — улыбается Денис, а мы не упускаем возможности поинтересоваться, как себя ощущает в неспортивной жизни его супруга, недавно завершившая карьеру Людмила Калинчик. «Все хорошо. По тренировкам только не скучает». Вскоре с лыжероллерами в руках и винтовками за плечами подтянулась главная ударная сила — биатлонисты.


Девчата начали с пристрелки. Обратил на себя внимание тот факт, что смена «тарелочек» проводилась по старинке — с помощью натягивания троса, который и менял мишени. Тренер Федор Свобода заметил наше удивление: «Из–за продолжающихся строительных работ на стрельбище порой пропадает электроэнергия. Так как система смены установки работает автоматически, то из–за сбоев приходилось останавливать тренировочный процесс. Чтобы подобное не повторилось, приняли решение работать с тросами». К слову, в день каждый из биатлонистов расходует порядка 120 — 150 патронов. Неудивительно, что уже к концу занятия возле ковриков золотистой горкой возвышались гильзы.


Наверное, те, кто не был близко знаком с Клаусом Зибертом, поначалу и не заметили бы его отсутствия. Внешнее сходство немца с его австрийским преемником — поразительное! С 1 сентября Альфред Эдер уже официально (а не как ранее, в качестве консультанта) вошел в тренерский штаб женской команды. Контракт рассчитан на сезон:




— По окончании Олимпиады в Сочи, когда стало известно, что Зиберт не сможет продолжить работу, со мной связался Андриан Цыбульский и предложил обсудить возможное сотрудничество. Летом команда проводила сбор в Хохфильцене, меня пригласили в качестве консультанта. И вот я здесь.


В обязанности австрийца входит не только работа с женской сборной, но и (при необходимости) консультация мужской:


— У девчонок есть хороший ориентир — Дарья Домрачева. Подруги по команде стремятся приблизиться к ее уровню. Постепенно каждая сможет повысить уровень. Надеюсь, молодежь вскоре подтянется к лидерам и в будущем у нас будет собрана неплохая эстафетная команда.


Эдер, как и ранее Зиберт, импонирует открытостью к диалогу и улыбчивостью. Поеживаясь от утренней прохлады, австриец давал указания подопечным. Еще один наш лидер — Надежда Скардино — подготовкой к сезону довольна: «Мы сразу нашли общий язык с Альфредом — он очень общительный человек. С ним комфортно работать, и меня пока все устраивает. Посмотрим, какие будут результаты в сезоне. Надя весела, хотя в межсезонье ей пришлось непросто, — была проведена повторная операция на глазах.




— Врачи объяснили ситуацию так: поскольку я левша, то и ведущий глаз у меня левый. Однако все это время я целилась правым, на него ложились серьезные нагрузки при фокусировании. Оттого в течение сезона зрение быстро упало. Доктора сказали, что необходимо менять привычный образ работы на огневом рубеже. И вот уже в течение трех последних месяцев мы с тренерским штабом пытаемся решить этот вопрос. Мне модифицировали винтовку — сделали вынос диоптра и мышки на левый глаз. Но, к сожалению, во время одной из недавних тренировок я упала и вся наша система сломалась. Сейчас придумываем новый вариант. Знаем, что в Австрии делают специальные винтовки, подходящие к моему случаю, но пока сложно сказать, как все решится. Понимаю, что раньше стреляла намного лучше, чем теперь, однако не хочется возвращаться к прежнему варианту изготовки. Потому что если зрение вновь ухудшится, то третьей операции не будет — противопоказана. А ведь нужно думать не только о спорте, но и о дальнейшей жизни.


— После успешного прошлого сезона какую цель наметили для себя в нынешнем?


— Концовка предыдущего сезона выдалась смазанной. Я несколько стартов пропускала, из–за чего опустилась в общем зачете Кубка мира с 12–го на 17–е место. А хочется попасть в первую десятку. Ну и, конечно же, завоевать медаль на чемпионате мира в Контиолахти.


Отработав по полной программе стрелковые упражнения, девушки отправились по новенькой асфальтированной дорожке работать на лыжероллерах. По словам Федора Свободы, профиль трассы практически не изменился. Главное — дорогу сделали шире, а асфальтовое покрытие — качественнее. Кстати, знаменитая «ромашка» (кроссовые круговые дорожки) также сохранилась. В среднем за утро биатлонистки проезжают до 25 километров на лыжероллерах. А вечерком еще около 40 км на велосипедах.


Позже тренировочный процесс стал все больше обретать привычные гоночные очертания: изготовка спортсменов на старте, отсчет времени и айда в путь — быстро бежать и точно стрелять. Анастасия Дуборезова упала на одном из поворотов. Результат — слезы и разломанная на три части винтовка. Плакала Настя не из–за боли (лишь немного погодя она осознала, что сильно поранила палец на руке) — оружие жалко! Андриан Цыбульский успокаивал: «Не переживай, сделают тебе винтовку. Главное — не плакать!»


Вместе с командой «А» (Домрачева, Скардино, Писарева и Дуборезова, а также пока отсутствующая по причине болезни Анастасия Калина) на сборе присутствует и состав «Б», за который отвечает Сергей Некрасов. Схожая система и у мужской сборной. Однако если у девушек есть определенность по перспективам, то у мужчин...


Хоть и занимаются парни с дамами бок о бок (порой «крадя» друг у друга лишнюю стрелковую установку), однако программа тренировок заметно разнится. В отсутствие попрощавшихся с биатлоном Сергея Новикова, Евгения Абраменко и Владимира Аленишко, состав у ребят выглядит куцым, в основном — почти мальчишки. Кто из них выступит на этапах Кубка мира, определенности пока нет. Как пояснили тренеры, состав только формируется. На нынешнем сборе под руководством Олега Рыженкова и Сергея Соколовского пашут шестеро: в современных реалиях уже аксакалы Владимир Чепелин и Юрий Лядов, чуть менее опытный Александр Дорожко, а также молодые Виктор Кривко, Роман Елетнов и Дмитрий Будилович. Олег Рыженков с прогнозами не спешит:


— В силу молодости и неопытности перед парнями стоят скромные задачи — зарекомендовать себя. Чепелин, Дорожко и Лядов не тянут на статус ветеранов, тем не менее именно у этих ребят есть опыт выступления на международной арене. А значит, на них и будет ложиться основная нагрузка. Остальным дадим попробовать силы на отдельных этапах Кубка мира, но основное внимание они сосредоточат на Кубке ИБУ.


В целом упаднических настроений в команде не наблюдается. Команда отправилась на обед, чтобы вечером вновь выйти на тренировку. Раньше в качестве восстановительных процедур по окончании занятий девушки отправлялась в Минск для посещения криосауны, однако ныне такая потребность отпала — погода не та. Сейчас у биатлонистов спрос на массаж и баньку.


Как вы там, на гражданке?



Сергей Новиков:


— К решению о завершении карьеры шел осознанно, поэтому сейчас легко адаптировался к неспортивным будням. Еще до Олимпиады в Сочи предполагал, что сезон станет последним в карьере. Сейчас порой выхожу по утрам на пробежку или на лыжероллерах прокатиться, однако сильно в этом плане не усердствую. Винтовка? Нет, после завершения карьеры стрелять не приходилось. Пока еще нигде не работаю, дома помогаю жене по хозяйству. Тренерская стезя? Нет, точно не этот вариант. Не хочется возвращаться к прежней кочевой жизни. Есть некоторые задумки. Однако со спортом они не связаны.


Евгений Абраменко:


— Я не видел для себя развития и перспективного будущего в биатлоне. Устал показывать низкие результаты, поэтому принял решение завершить спортивную карьеру. Прошедший сезон был тяжелым не физически, а морально. Постоянные противоречия с тренерским штабом очень давили психологически. По тренировкам не скучаю. Поддерживаю форму: катаюсь на роликах или бегаю кросс. О будущем пока не хочу говорить. У меня есть планы, но со спортом они не связаны.


Владимир Аленишко:


— Проблемы с сердцем. Консилиум врачей постановил, что выступать мне нельзя, однако тренироваться не запрещено. К тому же в начале года мы с командой «Б» еще и в аварию попали. Я тогда повредил плечо и долго восстанавливался. А ведь впереди была Олимпиада! В результате в Сочи я не попал по состоянию здоровья. Сейчас иногда выхожу на роллерах покататься. Работаю тренером в команде «РЦОП по ЗВС «Раубичи». Готовлю подрастающую смену в национальную сборную.


Дарья Домрачева остается самой собой



Признаться, мне уже приходилось брать экспресс–интервью у Дарьи Домрачевой в режиме нон–стоп: год назад биатлонистка открывала благотворительный легкоатлетический пробег «Спортивная Беларусь», после чего согласилась ответить на вопросы, шагая под зонтиком по проспекту Независимости. На этот раз испытание предстояло еще круче: по окончании тренировки в Раубичах Дарья вновь не отказала в беседе, правда, с оговоркой — по дороге в гостиницу. Все бы ничего, но Даша была на лыжероллерах и хотя катила в умеренном (для нее!) темпе, я же едва ли не бегом поспешала за ней...


— Время нас меняет... Дарья Домрачева сейчас и год назад. Есть разница?


— Не думаю, что у человека может резко измениться мировоззрение. Да и в профессиональном плане год — это слишком короткий срок. Все–таки опыт накапливается постепенно. Поэтому не могу сказать, что по сравнению с прошлым летом я стала другим человеком. Каких–то скачков в жизненных ценностях или приоритетах нет. Считаю, это положительный момент развития не только как личности, но и спортсменки. Все должно происходить постепенно, шаг за шагом.


— Еще год назад вы говорили о том, что прохожие не так часто узнают вас на улицах, как многие могли бы подумать. Наверное, после Сочи ситуация изменилась...


— Действительно. В магазинах люди часто узнают, прохожие улыбаются. Приятно, что люди очень воспитанные и ненавязчивые. Поэтому подобное внимание мне нисколько не мешает.


— Быть знаменитым человеком — это не только большая честь, но и ответственность, не так ли?


— Конечно, осознаю, что являюсь примером для многих молодых спортсменов и не только. Наверное, на данном этапе судят уже не только как о личности, но и как о представителе страны. Спортсмены, выступающие на международных соревнованиях, — это своего рода лицо той страны, за которую они выступают. А значит, о жителях Беларуси судят в какой–то мере по мне. К сожалению, в мире люди не очень хорошо осведомлены о Беларуси, нет отчетливого представления о жизни здесь, а зачастую мнение это сильно искажено. И мне приятно осознавать, что своими выступлениями, своим образом знакомлю с Беларусью многих спортивных болельщиков по всему миру. Понимаю, это большая ответственность, в то же время не скажу, чтобы меня это слишком тяготило. Я живу своей жизнью и о таких моментах стараюсь особо не думать. Главное, быть собой.


— Вы жертвуете частью своей свободы?


— Разумеется, жизнь профессионального спортсмена — это постоянные ограничения в чем–то. Если ты действительно хочешь добиваться высоких результатов, а не просто прожигать время, то соответственно практически все свое внимание должен уделять своим целям. Это спорт высоких достижений. Тут нет мелочей. Это режим, четко спланированный ритм жизни, где важен полноценный отдых после тренировок. Сейчас для себя в этом не вижу никакой проблемы. Это мой свободный выбор на данный период жизни.


— В субботу впервые стартует проект «Городской биатлон с Дарьей Домрачевой». Тяжело ли было воплотить задуманное в жизнь?


— Самое главное было найти людей, которые могли бы помочь в организации мероприятия. Мне это удалось. Приятно, что бизнес с удовольствием откликнулся на наш призыв. Во многом, думаю, благодаря тому, что этот проект — совершенно новый формат времяпрепровождения жителей Минска. Сейчас очень хорошая команда специалистов работает над проектом. Огромная им благодарность за энтузиазм и горящие глаза! Теперь я могу спокойно тренироваться на сборе в Раубичах, в то время как профессионалы трудятся над организацией мероприятия.


— Особое внимание в проекте уделено детям...


— Конечно, какой же парк без ребятишек? В субботу будет выделена большая детская зона, где проведем спортивные соревнования — кросс малышей с крыльями за спиной. Помимо этого, будет много других развлечений — фрисби, бадминтон, йога и прочее. Очень хочется, чтобы все наши задумки удались.


— Вы и в детстве проявляли умение «бороться до конца»? Или были больше склонны к баловству?


— Я и сейчас озорной ребенок. Но ставила цели и боролась до конца всегда. Одно другому не мешает — быть озорным в определенных ситуациях и добиваться своей цели. Это, наоборот, помогает, но в разумных пропорциях.


— Вас баловали в детстве?


— Мне предоставляли свободу выбора.

Илона КУПРЕЙЧИК.

Фото Владимира ШЛАПАКА.

Советская Белоруссия №173 (24554). Четверг, 11 Сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter