Ратуша есть, что дальше?

Минчане уже заметили, что на горке перед Свято-Духовым Кафедральным собором (бывшим костелом женского бернардинского монастыря) появились грандиозные лестницы с фонарями.
Минчане уже заметили, что на горке перед Свято-Духовым Кафедральным собором (бывшим костелом женского бернардинского монастыря) появились грандиозные лестницы с фонарями. Они, а также две обширные площадки, безусловно, выглядят приятнее прежних асфальтовых дорожек и вытоптанных газонов, но к лицу ли их грандиозность здешней старине, вопрошают историки. Их также беспокоит, не нанесен ли при реконструкции этих мест вред сохранившимся под землей памятникам археологии.

Заместитель директора департамента по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Игорь Чернявский уверяет, что сооружение лестницы перед собором не нарушило исторической среды и не навредило памятникам археологии

: - При проведении работ осуществлялось археологическое наблюдение. Еще в 50-е годы, а потом при сооружении метрополитена здесь все перекопали, поэтому нужды в подробном изучении территории не было. Но окажись тут какие-либо памятники археологии, работы приостановили бы до завершения исследований.

Владимир Денисов, возглавляющий минское Общество охраны памятников истории и культуры, утверждает, что во второй половине 80-х, когда строился метрополитен, в район будущей станции "Немига" приезжала московская комиссия. Специалисты обнаружили перед православным собором следы средневековых городских укреплений

: - В старом Минске было два замка - верхний и нижний. И, возможно, по этому склону как раз проходила граница верхнего замка. Здесь же существовали и древнейшая Козьмодемьяновская церковь, и одноименная улица, от которой еще сохранялся до времени строительства метро один дом. В XVIII веке Козьмодемьяновская улица была единственной в городе, целиком застроенной каменными домами. Она пережила войну (дома лишь выгорели в середине), являлась уникальным памятником градостроительства эпохи Ренессанса. Сейчас следовало хотя бы вымостить бывшую трассу той улицы, чтобы сохранить о ней память.

- Будет сделано, - обещает И.Чернявский. Но добавляет: - Лестница была необходима: на церковные праздники собирается много народу, и территория должна быть обустроена. Улицу Козьмодемьяновскую по проекту мы также покажем - это предусмотрено в системе озеленения.

По улице же Комсомольской, признают в департаменте, действительно были многочисленные нарушения. То же можно сказать и об улице Герцена и Музыкальном переулке, где не осталось практически ничего оригинального. В свое время предлагалось сохранить уцелевшие от разрушенных домов стены, включив их в новые здания, но существовавшая в прежние годы Государственная инспекция по охране историко-культурного наследия ничего для этого не сделала. Повезло разве что Дому масонов - он в основном уцелел, сейчас там музей.

На улице Интернациональной дом композитора Монюшко сохранить не удалось вроде по объективным причинам: мол, стены чуть держались, фундамента не было. Нечто похожее приключилось и с так называемым "домом Фрица Шменкеля" на площади Свободы. Когда строители сняли некоторые перекрытия, стали рушиться стены. Поэтому, объясняет Игорь Чернявский, в бывшем гостином дворе многое пришлось разрушать, чтобы заново отстроить, - сохранить было невозможно.

Сейчас стоит подумать, что делать со зданием бывшей Пушкинской библиотеки, рядом с домом Ваньковичей. Прежде туда собирались перевести отдел редкой книги Национальной библиотеки, но сейчас необходимость в этом отпала - древние фолианты поедут вскоре в новое здание "националки". Игорь Чернявский предлагает передать несостоявшийся дом редкой книги их департаменту, а также организовать там реставрационные мастерские, о чем специалисты этого дела мечтают уже четверть века. Во всяком случае, в Министерстве культуры это предложение обдумывают, но главная проблема - где на осуществление благородного проекта взять деньги?

Среди планов - восстановление некогда соседствовавшей с ныне отстроенной ратушей Свято-Духовой церкви. Сооруженная в ренессансном стиле в начале XVII века, она, в царское время до неузнаваемости перестроенная, была разрушена в 1936 году. Чтобы жемчужина минского зодчества восстала из руин, нужны немалые деньги. Их должно изыскать ОО "Стары Менск". "Что касается будущего восстановленной церкви, то о передаче ее какой-либо из конфессий речь не идет", - говорит Игорь Чернявский. Это был первоначально греко-католический храм, позже ставший православным. Чтобы не было лишних споров, ее предлагается сделать залом камерной музыки. А существующим конфессиям, говорят в департаменте по охране историко-культурного наследия и реставрации, дай Бог освоить уже имеющиеся у них здания.

Дом N 19/21 по площади Свободы, так называемый малый гостиный двор, также будет отстроен. Сейчас, когда наконец найден инвестор, прорабатывается проектная документация.

К сожалению, пока остается лишь мечтать о возрождении утраченного ансамбля коллегиума иезуитов, место которого ныне занимают жилой дом (где располагается и французское посольство) и музыкальная школа, перестроенная из бывшего дома губернатора (а ранее - иезуитской школы). В бывшем бернардинском монастыре, возможно, появится гостиница.

А вот подземные ходы в Верхнем городе - это пока недоказанный миф, уверяет И.Чернявский. Он говорит, что за "ходы" часто могли быть приняты обычные старые подвалы, оставшиеся от давно разрушенных зданий. Зато в будущем вполне реальна прокладка под площадью Свободы подземного тоннеля - с целью убрать транспорт из исторического центра. Вполне вероятно, впрочем, что эта идея вызовет новые дискуссии...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter