Почему хозяйства покупают дорогие импортные комбайны и что предлагают наши производители

Рациональное зерно

На полях ОАО “Чериковрайагропромтехснаб” работает девять комбайнов, восемь из которых белорусского производства и один импортный John Deere.


Главный инженер хозяйства Александр Сас уверен:

— Если технику хорошо досматривать, то и белорусская очень надежна. Считается, срок службы отечественных комбайнов намного короче, чем импортных. Но мы за машинами хорошо смотрим, поэтому даже 2008 года выпуска они неплохо еще работают.
  Фото Владимира Капузы

К тому же, по наблюдениям главного инженера, наша конструкторская мысль не стоит на месте. Если еще несколько лет назад у КЗС-12, который производит “Гомсельмаш”, был слабоват задний мост, нередко случались поломки, то в последних моделях его усилили, жалобы от механизаторов прекратились.

Наиболее распространенные поломки в поле — ремни да подшипники. Не всегда поставляются качественные запчасти, особенно если они неоригинальные, не с завода-изготовителя. Да, времена у нас непростые, каждый экономит на всем, на чем можно, а стоят украинские или китайские комплектующие намного дешевле, чем белорусские.

Директор совхоза “Доброволец” Кличевского района Олег Портник знает не понаслышке все плюсы и минусы отечественной и зарубежной техники, ведь в хозяйстве работает и та, и другая:

— Импортная надежнее и производительнее, но и стоит намного дороже. Нашим предприятиям нужно улучшать качество. На конструкторском уровне мы выглядим неплохо. А вот изготовление, сборка, комплектующие оставляют желать лучшего.

Впрочем, Олег Петрович объективен: говорит, что в ближайшее время собирается купить комбайн “Гомсельмаша” новой версии, который презентован на международной специализированной выставке “Белагро-2017” и вызвал живейший интерес. Когда новинка приступит к работе на полях совхоза, появится возможность протестировать, насколько учли производители пожелания аграриев. А вдруг после апробации все претензии снимутся? Хотелось бы верить.

Во многих хозяйствах машины всегда досмотрены. Но везде ли так?

Перед началом уборочной специалисты Госконтроля проверяли готовность техники. Выявлено множество настораживающих фактов. К примеру, в шести сельхозорганизацях Витебской области всего 8 комбайнов из 39 прошли техосмотр. А за ремонт неисправных взялись только после вмешательства проверяющих.

На республиканском селекторном совещании с участием Президента Председатель КГК Леонид Анфимов привел неутешительную статистику: за счет приписок в отчетности некоторые пытаются выполнить требования Правительства о готовности к 20.06.2017 г. материально-технической базы не менее чем на 95 процентов. Факты низкой готовности зерноуборочных комбайнов установлены в 41 из 158 проверенных сельхоз-предприятий.

Большинство нарушителей, с которыми удалось связаться корреспонденту “НГ”, жаловались на безденежье и дороговизну ремонта. Думаю, причина не только в этом, но и в безалаберности, бесхозяйственности, в привычке все откладывать на последний день.

Кстати, более 85 процентов зерноуборочного парка страны белорусские комбайны, которые достойно справляются с нагрузкой. Об этом во время рабочего визита в Гродненскую область журналистам сообщил министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц.

Минсельхозпрод во время уборочной страды постоянно отслеживает состояние сельхозтехники. Если случаются поломки, принимаются срочные меры, чтобы не было простоев. На “горячую линию”, работающую в министерстве, может позвонить каждый.

И  все же, какая техника предпочтительнее — отечественная или импортная? По данным ученых Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, на полях работает около 20 моделей зерноуборочных комбайнов белорусского и зарубежного производства.

Из популярных белорусских — “Лида-1300” “Лидаагропроммаша”. Комбайн универсален, способен убирать зерновые, зернобобовые, рапс, семенники трав, кукурузу.

“Лида-1600” — модернизированный вариант предыдущей модели.

Пользуется спросом КЗС-1218 “Палессе GS12” производства “Гомсельмаша”.

Из зарубежных в тренде комбайны высочайшего класса John Deere, New Holland, Claas.

Белорусские сельхозмашины пока ломаются чаще и, как утверждают механизаторы, сделаны из менее прочного металла. Зато запчасти несложно достать к любому комбайну. Если даже поломка произошла на Claas (что случается крайне редко), представителю заграничной компании вовсе не обязательно мчаться самолетом через океаны. У нас и в России работают дилеры, а также логистические компании по доставке и хранению запчастей.

Зато белорусские машины выигрывают по соотношению цена — качество. Если наши продаются за 109 — 205 тысяч рублей, то CLaas — за 385 тысяч долларов.

К тому же наша сельхозтехника экспортируется не только в Россию и Украину. Она прекрасно зарекомендовала себя на полях Сербии, Словакии, Венесуэлы, Венгрии, Германии, Великобритании, Судана, Пакистана, Афганистана. И это весомый аргумент в ее пользу. Но нужно еще много сделать, чтобы мы стали более конкурентоспособны на зарубежных рынках и не потеряли свой. Ведь и наши хозяйства сегодня делают ставку на лучшее. И если все чаще предпочтение отдается импортным машинам — это повод задуматься нашим производителям.

Плюсы и минусы


Николай Григорьевич Блохин на протяжении 38 лет возглавлял известнейшее в стране хозяйство РУП “Учхоз БГСХА” в Горецком районе, только этой весной вышел на пенсию. Вот его мнение:


— По своему многолетнему опыту могу сказать: для белорусского хлеба гомсельмашевский комбайн именно то что надо — и по производительности, и по качеству. Особенно удачен КЗС-1218 “Палессе GS12”, уверен, его разработчики достойны высоких наград. Первые пять лет работы комбайн вообще не ломается, потом, конечно, требует и больше внимания, ухода, и дополнительных вложений. Но ведь со временем любой механизм изнашивается.

А импортные комбайны, считаю, на наших полях вообще не нужны, они, конечно, мощнее, но и солярки едят больше.

irina_mendeleva@mail.ru
 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter