Почему Поставское ПМС стало банкротом и что будет с мелиорированными землями в районе?

Расценки по миру пустили?

На явных просчетах некогда Поставского ПМС очень наглядно можно учить других, еще ориентирующихся на рынке мелиоративных предприятий.

Поставское предприятие мелиоративных систем судом признано банкротом и будет ликвидировано. Ранее Витебский облисполком решил, что оздоравливать ПМС нет смысла. Неплатежеспособность, как говорят специалисты, «приобрела устойчивый характер». Оно задолжало кредиторам без малого миллион рублей, а стоимость всего имущества лишь чуть больше 700 тысяч. Словом, даже если продать все до последнего кирпичика, все равно с долгами не рассчитаешься. Почему некогда успешное предприятие пошло ко дну? Что будет с мелиорированными землями в районе, не оставят ли их на произвол судьбы?



ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Поставского рай­исполкома Сергей Чепик причину банкротства ПМС видит в том, что лет шесть назад его директором стал человек, не обладающий достаточными деловыми качествами. Поэтому некогда успешное предприятие стало сдавать позиции. Раньше оно занималось не только мелиорацией, на которой из-за недостаточного бюджетного финансирования особенно не заработаешь. Строило жилье, оказывало транспортные и другие услуги. Из-за нерасторопности руководства эти сегменты рынка были утеряны. Дошло до того, что ПМС не смогло даже осваивать средства, выделяемые для ухода за мелиоративной сетью. Пришлось звать на помощь коллег из соседних районов. Резко упали зарплаты, начали увольняться работники, в первую очередь самые квалифицированные.

Сергей Чепик возглавил райисполком два года назад. Через некоторое время увидел беспомощность директора ПМС, решил заменить руководителя. Но было уже поздно повернуть вспять процесс разрушения предприятия. Оргкадровые выводы надо было делать значительно раньше предыдущему руководству района.

Повлияла ли неэффективная работа ПМС на состояние мелиоративной сети и урожай сельхозкультур? Почти половина из 85 тысяч гектаров сельхозугодий в районе — осушенные земли. 1600 километров каналов.

— Нельзя говорить, что дело было полностью завалено, — утверждает начальник отдела землеустройства Поставского райисполкома Елена Иванькова. — Работы по уходу за сетью все-таки велись. Но в пределах выделенных бюджетных средств, что не позволяло обеспечить ее полноценное функционирование.

2015 год в районе считали благоприятным для зерновых культур. Намолотили 85 тысяч тонн. Нынешний год был средним по погодным условиям. Собрали 54 тысячи тонн. Конечно, влияет не только климат, но и агротехника, количество удобрений и многое другое. Но сказались и недоработки ПМС. Они ощущались не только в этом году.

— Помню, как дождливой осенью 2017-го мы не смогли посеять все намеченные озимые зерновые, — вспоминает Сергей Чепик. — Почему? Из-за недостаточной работы мелиоративной системы влага не успевала уходить с полей, туда не могли заехать тракторы. Следующее лето было засушливым. Выиграли те, кто посеял больше озимых, успевающих вырасти раньше яровых.

КАК району жить после банкротства ПМС, что будет с 40 тысячами гектаров мелиорированных земель? Катастрофы не случилось. На базе предприятия создан участок Шарковщинского предприятия мелиоративных систем. Пока он находится в одном из помещений ликвидируемого ПМС. Если потребуется и его продажа, местные власти обещают найти другое здание. Словом, возможности для проведения реконструкции мелиоративной сети и ухода за каналами остаются.

Механизаторы на тракторах, экскаваторах и бульдозерах менялись слишком часто. Но ведь в народе не зря говорят, что техника любит одни руки. А поскольку этого не было, то ее просто добили. По-иному и быть не могло. Когда человек знает, что сегодня и завтра он будет работать на этом тракторе, он его бережет, ремонтирует и проходит техобслуживание. А временщику, как говорится, все до лампочки.

Более того, Сергей Чепик считает: надо приложить все усилия для того, чтобы со временем участок окреп и снова превратился в самостоятельное ПМС. Ведь район один из самых больших в регионе по объемам осушенных земель. И вообще, мелиорации на Витебщине надо уделять больше внимания, чем сейчас:

— Конечно, — размышляет Сергей Васильевич, — каждой области надо выделять бюджетные деньги на мелиорацию. И всем их не хватает. Но надо посмотреть, кто прежде всего нуждается. Северный регион в наихудшей ситуации из-за почвенно-климатических условий. Здесь, попросту говоря, меньше солнца. Значит, надо чем-то компенсировать. Хотя бы большей поддержкой мелиорации.

Чем живет сегодня Поставский участок Шарковщинского ПМС? С июля и.о. его начальника Олег Малахов. Опытный управленец, более 40 лет отработал в местном автотранспортном предприятии. На пенсию ушел с директорской должности, но не смог долго сидеть без дела.

Олег Данилович стал начальником в непростое время. На участке остался 21 человек. Головное предприятие сократило часть управленческого персонала. Работу бухгалтеров и экономистов могут выполнять соответствующие специалисты и в Шарковщине. Правда, зарплата по сравнению с той, которая была в ликвидируемом Поставском ПМС, стала расти. При этом расстались с нерадивыми кадрами, а работящие стали возвращаться сами.

О технике. Участку от ликвидируемого ПМС достались не самые лучшие машины. Хотя за часть, как говорилось выше, еще не полностью внесены лизинговые платежи, их состояние уже плачевное, они в нерабочем состоянии. Почему? Оказывается, механизаторы на тракторах, экскаваторах и бульдозерах менялись слишком часто. Но ведь в народе не зря говорят, что техника любит одни руки. А поскольку этого не было, то ее просто добили. По-иному и быть не могло. Когда человек знает, что сегодня и завтра он будет работать на этом тракторе, он его бережет, ремонтирует и проходит техобслуживание. А временщику, как говорится, все до лампочки.

НА поле ОАО «Камайский-Агро» сейчас идет реконструкция старой мелиоративной сети. Обратите внимание: основные работы ведет Глубокская ПМК, которая выиграла тендер. Поставский участок только в субподрядчиках. Здесь и удалось поговорить с его работниками.

У машиниста многоковшового экскаватора Дмитрия Высоцкого самая ответственная операция — укладка дренажа, поэтому и зарплата для здешних мест достойная — более 800 рублей. Но таких механизаторов только двое. Естественно, они держатся за рабочие места, чего не скажешь о других.

Например, бригадиру Ивану Микуле за июнь начислили 632 рубля, за июль — 403. Подсобному рабочему Андрею Люто в июле — минималку, 330. Говорит в шутку и всерьез, что финансовое положение не позволяет обзавестись семьей. Кто же захочет выходить замуж за человека с такими доходами. И добавляет: если зарплата будет расти, останется здесь. Нет — искать счастья в другом месте.

Следующий адрес — Шарковщинское ПМС, которому уготована роль спасителя коллег из Постав. Закономерный вопрос: не утянет ли на дно утопающий того, кто пришел на помощь?

Директор Шарковщинского ПМС Анатолий Дикович:

— Груз тяжелый, но постараемся остаться на плаву сами и помочь участку. Конечно, сделать это нелегко. Задолженность по лизингу, перешедшая нам от Поставского ПМС, составила 411 тысяч рублей, в том числе просроченная — 250 тысяч. В то время как по головному Шарковщинскому предприятию осталось лишь 117 тысяч рублей.

Анатолий Семенович поделился и размышлениями о том, почему одни ПМС выживают, а другие разоряются. Надо не надеяться только на бюджетное финансирование, а искать работу на стороне. Что и делали постоянно шарковщинские мелиораторы. Возводили жилые дома, очистные сооружения, инкубационный цех в рыбхозе. Сейчас строят дорогу для лесхоза. Причем не в своем районе. Словом, хочешь жить — умей вертеться. Но это о зарабатывании внебюджетных денег. А как же с основной деятельностью? По силам ли будет вести уход за мелиоративной сетью двух районов?

Оказывается, освоить выделяемые деньги не проблема. Другое дело, их выделяется мало. Например, в Поставском районе 1600 километров каналов, а окашивание профинансировано из бюджета только на 600. В Шарковщинском районе открытая сеть растянулась на 1270 километров. Обычно денег давали на 700—800, но в этом году в связи с тем, что приходится больше помогать соседям, цифра будет чуть меньше. Обычно вдоль дорог растительность убирают со всех водных артерий. На остальные приходят раз в два года, а в Поставском районе и в три. Каналы начинают зарастать деревьями и кустами. Зимой надо брать в руки топоры. Раньше лозу, березы, осины сжигали. Сейчас решили применить другие подходы. Взяли специальную машину, которая всю древесину измельчает на щепу. Ее реализуют местному ЖКХ. Небольшие, но все-таки деньги.

Однако главной проблемой директор, как и все его коллеги, считает низкие расценки за работы по уходу за мелиоративной сетью. Даже самые старательные трактористы на окашивании каналов зарабатывают лишь чуть больше 500 рублей. В наше время это мало.

Гендиректор ГП «Витебскмелиоводхоз» Сергей Самохвалов также сетует на эту проблему. Считает, что нужны принципиально иные подходы к расценкам.

Поделился главный мелиоратор области и мыслями о том, почему обанкротилось не только Поставское ПМС, но и аналогичное предприятие в Россонах, и как подобной участи избежать их коллегам. Несомненно, всем им надо и дальше искать внебюджетные заработки. Кто этого не делает, сильно рискует. Кроме того, банкротства можно было избежать, если бы раньше, несколько лет назад, пошли на оптимизацию затрат. Сделать то, что произошло сейчас. Уменьшить управленческий персонал и создать на базе слабых ПМС участки от успешно работающих. То есть идти по пути, который выбрала Гродненская область.

Закончить разговор хочется на оптимистической ноте. Как рассказал заместитель гендиректора ГО «Белводхоз» Виктор Мельник, ведется активная работа по пересмотру расценок в сторону увеличения. Есть предпосылки, что в следующем сезоне у мелиораторов появится возможность зарабатывать больше.

В ТЕМУ

Начальник отдела мелиорации и инвестиций ГП «Витебскмелиоводхоз» Юрий ТРАПКОВ:

— В Витебской области 1,2 миллиона гектаров сельхозугодий. 510 тысяч — мелиорированные земли. На 63 тысячах гектаров требуется реконструкция. В год она проводится на 4 тысячах. Значит, для завершения работ потребуется более 15 лет. За это время могут появиться новые площади, требующие обновления.

В регионе 23 тысячи километров мелиоративных каналов. За год растительность скашивается на 10 тысячах. Финансируется эта работа менее чем наполовину.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter