Расточительные киловатты

НЫНЧЕ, в Год бережливости, придется не только наверстывать упущенное, но и работать в условиях утвержденных лимитов и прогрессивных норм расхода тепловых и энергетических ресурсов. Это вполне логичное и обоснованное продолжение реализации Директивы Президента № 3 об экономии и бережливости. Более 20 процентов общего электропотребления в стране приходится на сельскую местность, в том числе и на жилищный сектор. Однако энергоемкость сельхозпроизводства у нас гораздо выше, чем в развитых странах Европы, а показатель энергоэффективности является одним из самых низких среди всех секторов экономики. На большинстве предприятий АПК сбережение осуществляется по упрощенной схеме — за счет уменьшения энергопотребления в технологическом цикле. Производится замена устаревшего оборудования на более современное, с большим коэффициентом полезного действия. Однако это снижение не может идти бесконечно, что, безусловно, отразится и на рентабельности агропромышленного комплекса.

Удастся ли реализовать инновационные проекты, которые снизят расход энергоресурсов в АПК. И не только...

НЫНЧЕ, в Год бережливости, придется не только наверстывать упущенное, но и работать в условиях утвержденных лимитов и прогрессивных норм расхода тепловых и энергетических ресурсов. Это вполне логичное и обоснованное продолжение реализации Директивы Президента № 3 об экономии и бережливости. Более 20 процентов общего электропотребления в стране приходится на сельскую местность, в том числе и на жилищный сектор. Однако энергоемкость сельхозпроизводства у нас гораздо выше, чем в развитых странах Европы, а показатель энергоэффективности является одним из самых низких среди всех секторов экономики. На большинстве предприятий АПК сбережение осуществляется по упрощенной схеме — за счет уменьшения энергопотребления в технологическом цикле. Производится замена устаревшего оборудования на более современное, с большим коэффициентом полезного действия. Однако это снижение не может идти бесконечно, что, безусловно, отразится и на рентабельности агропромышленного комплекса.

В поисках равновесия

Время дешевых энергоресурсов закончилось, судя по всему, безвозвратно. И дело не только в политической нестабильности в нефте- и газоносных странах Северной Африки и Ближнего Востока, просто подземные богатства постепенно истощаются. Подобная тенденция не может не отражаться на Беларуси с ее открытой экономикой и зависимостью от импортных энергоресурсов. Так, стоимость газа для нашей республики с 2006 года увеличилась в 3,5 раза, даже учитывая тот факт, что Беларусь приобретает его по довольно низким для мирового рынка ценам. На первый план выходят альтернативные источники энергии и прогрессивные энергосберегающие технологии, особенно в агропромышленном комплексе, где составляющие затрат велики.

Пожалуй, самая трудная задача — доходчиво доказать всем руководителям предприятий АПК, что вложенные сегодня в экономию энергии средства принесут большие прибыли завтра. Ведь сберегать по-хозяйски, как на своем подворье, у нас еще не научились. Когда-то мы жили в эпоху дешевой энергии, и 1 кВт/ч стоил одну копейку. Доходило до абсурда — планировалось потребление электроэнергии, причем сельхозорганизации и предприятия, перевыполнившие план, получали премию. Ради этого старались кто во что горазд: днем включали электрическое освещение, запускали на холостом ходу агрегаты на машинных дворах и зернотоках.

Теперь, когда Беларусь оказалась отрезанной рублем от российских нефтяных источников, конечно, спохватились. Правительство ставит задачу ежегодно уменьшать объем потребления энергоресурсов на 5—7 процентов. Таким образом, снизить этот показатель вдвое мы сможем только лет через двадцать. Пока же сельскохозяйственное производство развивается в экстенсивном и энергоемком направлениях. Увеличение выпуска продукции и повышение производительности труда достигается в основном за счет использования более мощной техники, роста потребления топлива, металла и электроэнергии. В результате в республике расходуется в 2—3 раза больше топливно-энергетических ресурсов на единицу валового внутреннего продукта, чем в экономически развитых странах со сходными климатическими условиями и структурой экономики.

Это же касается тепличных хозяйств, животноводческих комплексов, птицефабрик. Затраты здесь довольно весомые. Скажем, для получения тысячи штук яиц необходимо 10—14 кВт/ч электроэнергии. Продолжительность оптимального светового дня при выращивании цыплят-бройлеров кросса «Росс» составляет до 23 часов, кросса «Кобб» — от 12 до 23 часов в различные периоды развития бройлера. Особые требования и к температурному режиму. Его нарушение повышает себестоимость продукции на 15—20 процентов. Здесь уже не сэкономишь, нужны современные энергосберегающие технологии.

На предприятиях АПК практически не ведется работа и по использованию вторичных энергоресурсов, потенциал которых оценивается в 2,5—3 миллиона гигакалорий. В то же время опыт ряда хозяйств показывает, что они успешно могут применяться в теплицах, сушилках, при отоплении и вентиляции. Поэтому вопрос повсеместного внедрения такой энергетически независимой структуры, как биогазовые комплексы, стоит сейчас особенно остро.

Как считает доктор технических наук, профессор БГАТУ Викентий Русан, к проблеме энергосбережения нужно подходить по-научному. Прежде всего внедрять средства автоматизации технологических процессов, системы учета и регулирования потребления электроэнергии и топливно-энергетических ресурсов. Для реализации энергосберегающей программы необходимы прикладные исследования по разработке опытных образцов оборудования с их последующим серийным производством. Следует разработать принципы создания и использования новых энергоисточников, работающих на местных, в том числе возобновляемых, видах топлива, поэтапно внедрять эту систему в АПК.

По мнению ученого, пришло время утвердить концепцию устойчивого энергетического обеспечения АПК на период до 2020 года, нужен и конкретный правительственный документ о дальнейшем развитии аграрной энергетики с привлечением инвесторов.

На экспорт и про запас

В целом потребности в инвестициях для модернизации белорусской энергосистемы видны невооруженным глазом даже без яркого света. До 2016 года на развитие отрасли планируется направить более пяти миллиардов долларов США. За пятилетку намечено ввести в эксплуатацию около 2,5 тысячи МВт высокоэффективных генерирующих мощностей и вывести из эксплуатации 1,8 тысячи МВт неэффективных, а также снизить износ основных производственных фондов до 40 процентов.

По словам заместителя министра энергетики нашей страны Михаила Михадюка, экономический эффект от реализации мероприятий государственной программы только по Минэнерго оценивается более чем в 300 миллионов долларов в год в действующих ценах на природный газ. А при выходе на равнодоходные цены на природный газ с Россией, предположительно с 2015 года, данная эффективность еще больше возрастет.

В министерстве уверены, что Беларуси по силам стать даже крупным энергопоставщиком. Если удастся реформировать отрасль так, как задумано, то к 2015 году наша страна будет способна ежегодно экспортировать около пяти миллиардов кВт/ч электроэнергии.

Впрочем, для таких амбициозных планов есть достаточно веские основания. В основной капитал и модернизацию оборудования в 2012 году инвестировано более миллиарда долларов. Сегодня в республике, по сути, закладываются основы новой энергетики. Разумеется, самым значимым и масштабным проектом является строительство Белорусской АЭС в Островецком районе. В этом году будут завершены все подготовительные работы, разработан архитектурный проект, начнется сооружение фундамента первого энергоблока.

Монтаж новых парогазовых энергоблоков мощностью 400 МВт продолжается сейчас на Лукомльской и Березовской ГРЭС. На проектную мощность вышла самая крупная в республике Гродненская ГЭС на реке Неман. Годовая выработка электроэнергии планируется здесь в объеме около 84 миллионов кВт/ч, что замещает около 24 миллионов кубических метров природного газа. Надо отметить, что при создании водохранилища ГЭС не были затронуты земли сельскохозяйственного назначения, не отселялись и жители близлежащих деревень.

Кстати, программой предусмотрено максимально использовать потенциал белорусских рек там, где это экономически и экологически целесообразно. В ближайшие годы будут возведены еще четыре крупные гидроэлектростанции на Немане и Западной Двине.

Всего предусмотрено строительство и восстановление 33 гидроэлектростанций. Также реализуются проекты по созданию и модернизации более 150 источников энергии на местных видах топлива — торфе, древесине, биомассе. Совместно с Комитетом природных ресурсов прорабатывается вопрос промышленного освоения Речицкого месторождения бурых углей. В случае положительного заключения об экономической целесообразности там также будет электростанция.

Заметим, что основная часть крупных проектов реализуется с привлечением прямых иностранных инвестиций или использованием кредитных линий на долгосрочных и выгодных для Беларуси условиях. Например, подписан договор с турецкой компанией, которая намерена вложить средства в строительство двух ГЭС — Бешенковичской и Верхнедвинской. Брестский облисполком подписал договор с итальянской компанией, которая на условиях прямых иностранных инвестиций построит электростанцию мощностью 450 МВт, вложив порядка 500 миллионов долларов.

Получено согласие Всемирного банка по привлечению инвестиций на модернизацию Могилевской ТЭЦ-1 и Гомельской ТЭЦ-1. Немало предложений поступает от прямых иностранных инвесторов и по строительству ветроустановок и солнечных электростанций. Такие проекты, как показывает работа Новогрудской ветроустановки мощностью 1,5 МВт, весьма эффективны.

Михаил Михадюк констатирует, что реализация государственной программы к 2016 году позволит уменьшить затраты на выработку электроэнергии в среднем по отрасли примерно на 25—30 граммов условного топлива на один кВт/час. Ожидаемый экономический эффект в нынешних ценах на природный газ оценивается более чем в 300 миллионов долларов в год. С учетом роста стоимости газа — а такая мировая тенденция несомненна — этот эффект будет возрастать.

Парадоксы электросчетчика

По вполне объективным причинам снижать энергоемкость ВВП с каждым годом становится все сложнее. Но есть и многочисленные субъективные факторы на местах, потенциал которых еще в полной мере не задействован.

На недавнем заседании коллегии Департамента по энергоэффективности Госстандарта первый заместитель Премьер-министра Владимир Семашко привел ряд примеров невыполнения предприятиями и ведомствами мероприятий по энергосбережению. По итогам 2012 года с ними не справились практически во всех областях. Прямые обобщенные затраты выросли более чем на 2 процента при невысоких темпах роста ВВП. Введено в эксплуатацию электрогенерирующее оборудование суммарной мощностью 76,1 МВт. Но при этом не завершены работы по внедрению мощностей на 19 объектах, 9 из них в Минской области. Вопросами энергосбережения республика усиленно занимается уже более десяти лет, но выполнение обязательств идет неравномерно и бессистемно, заметил Владимир Семашко.

Есть и другие проблемы, в первую очередь по тарифам. Так уж сложилось, что белорусская энергетика вертикально интегрирована по географическому признаку, то есть объекты всех уровней энергетической иерархии республиканского, областного и местного значения объединены в каждом РУП «Облэнерго». Но здесь возникает парадокс... Так, «Минскэнерго» имеет недостаток электроэнергии и превышение спроса, а тариф такой же, как и в «Витебскэнерго», где избыток энергии и недостаток спроса.

Специалисты признают, что на данном этапе цена электроэнергии для белорусской промышленности, переработки и АПК несколько завышена, но это сделано для снижения уровня затрат для населения. Однако надо понимать, что эти высокие тарифы плюс «накрученный» на стоимость электроэнергии НДС возвращаются в ценах на товары и услуги. Затраты же, которые не компенсирует население, являются дополнительной нагрузкой на реальный сектор экономики.

Для нормального развития отечественной энергетики очень важно ликвидировать эти диспропорции, и первые шаги уже сделаны. С первого февраля 2013 года в республике по опыту наших соседей Литвы и Украины введена дифференцированная система оплаты. Понятно, что она вызвала некоторое недовольство у людей, но без конкретных мер уже не обойтись.

Несомненно, снизить затраты поможет и еще одно нововведение, принятое именно в Год бережливости. Постановлением Совета Министров в республике утверждаются лимиты и прогрессивные нормы расхода тепловых и энергоресурсов. Всего в республиканский план вошло 25 мероприятий, направленных на обеспечение режима жесткой экономии и бережливости, максимально эффективного и рационального использования природных, топливно-энергетических, материальных и трудовых ресурсов.

В частности, будут ужесточены требования к проведению обязательных энергетических обследований субъектов хозяйствования в промышленности и АПК с учетом передового отечественного и зарубежного опыта. Планируется реализовать пилотные инновационные проекты, направленные на снижение энергопотребления в машиностроении, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, добывающей и перерабатывающей промышленности в разрезе отраслей и регионов. Намеченные мероприятия должны обеспечить суммарную экономию топливно-энергетических ресурсов в объеме не менее 1,43 миллиона тонн.

До 1 марта в Совет Министров должны быть представлены проекты нормативных правовых актов, а координировать ход выполнения планов в Год бережливости поручено Министерству экономики.

Александр ШЕВКО, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter