Большинство хозяйств Жлобинского района за 2016 год сминусовали по производству молока

Растелилась и на… мясокомбинат

Сброшенное из-за бескормицы поголовье ввергло  жлобинские хозяйства в жесточайший молочный минус


Дойное стадо Жлобинского района насчитывает около 16 тысяч коров, это один из самых крупных производителей молока в Гомельской области. По логике вещей только на молоке  хозяйства должны зарабатывать уйму денег, но разбогатеть почему-то не получается. Более того, его производство в 2016 году провалили в 11 из 18 местных хозяйств,  в шести не надоили и четырех тысяч килограммов от коровы. В чем причина спада и как это отразилось на экономике? 


Вот конкретные примеры. КСУП «Стрешинский» по производству молока  на предпоследнем месте в районе. За прошлый год средний удой от коровы здесь всего 3 тысячи килограммов. А могло ли быть по-другому, если даже от растелившихся коров получали максимум по семь килограммов, а в среднем по хозяйству чуть больше четырех. По причине скудного, если не сказать больше, рациона. Ну а что возьмешь от животного, в котором веса меньше 300 килограммов. 

Неудивительно, что в хозяйстве поменяли руководителя. Новым  директором стала Ольга Камай.  Первые же дни в должности повергли ее в шок: по документам на зимовку 2015/16 года заготовили 23 кормовые единицы. А на деле коров кормили гнилой соломой. Чтобы хоть как-то продержаться зиму, руководителю приходилось просить сено у… сельчан. 

Общими усилиями сегодня на раздое удается получить 23 килограмма молока, а средний удой — десять. Немного. Но, как считает Ольга Дмитриевна, даже такой результат говорит о том, что постепенно хозяйство начинает подниматься с колен. Ведь пока, как она сама говорит, удалось сделать самый мизер.  

К примеру, индивидуально начали кормить каждую группу — чем больше удой, тем больше в рационе комбикорма. И только за счет корректировки рациона за месяц приросли на полтонны молока. Сейчас, к слову, в хозяйстве в сутки его получают около 6,5 тонны. Что не замедлило сказаться на настроении работников. Сельчане видят, что дело пошло в гору, у них появился оптимизм. И работают, как это было раньше, уже не спустя рукава, а с энтузиазмом. 

Да, дел здесь еще выше крыши. Требуют срочного ремонта насквозь отсыревшие животноводческие помещения. Гирями на ногах висят более 6 миллионов  рублей долгов. Низкая рентабельность молока. Не хватает и специалистов — главный агроном окончил техникум, помощником  у него специалист с образованием, но без стажа. 

Но люди видят крепкого руководителя, работают по 14 часов в сутки не жалея себя. Должен быть и результат! В беседе со мной Ольга Дмитриевна так прямо и сказала: «Ленивый с нами не сможет». Первый год самый тяжелый, но  планы у руководителя смелые — увеличить дойное стадо с теперешних 600 до тысячи голов. Плюс заготовить достаточно кормов, окультурить пастбища.

Молоко в данном случае — единственное спасение. Если стадо увеличится, пополнится  высокопродуктивными коровами,  можно будет получать от них по 15 килограммов. Это даст примерную выручку в 1,5 миллиона рублей и позволит постепенно рассчитываться с долгами. 

Но как быстро восстановить поголовье? Ведь с воспроизводством все тоже пока плачевно. На 1 января 2017 года  получено телят на 209 меньше, чем в 2015-м, а их выход на 100 коров всего 58. Хуже дела только в КСУП «Краснобережский» — минус 297, с выходом 54 телят на 100 коров.  

Здесь пришлось подключить административный ресурс. Председатель Жлобинского райисполкома Иван Науменко поручил из каждого хозяйства выделить по 5 нетелей. Ведь чтобы дорастить маленькую телку до нетеля, нужно минимум два года. Такого времени в «Стрешинском» попросту нет. 

Что касается болезней, то их, как ни странно, в хозяйстве тоже  нет. Здесь на конкретном примере доказали, что  даже без ветврача с корочкой можно, к примеру,  решить проблему копыт: их квалифицированно обрезает  специалист со средним образованием. 

Нет речи и о  выбраковке. Как говорит Ольга Камай, они не настолько богаты, чтобы держать корову по три лактации, а затем сдавать на мясокомбинат. Некоторые, и далеко не худшие животные, имеют на своем счету  по  8—10 отелов.

В СРАВНЕНИИ со «Стрешинским» ОАО «Бобовский» — хозяйство во всех смыслах благополучное. За 2016 год средний удой от коровы здесь почти 7100 килограммов — это лучший  показатель в районе. И действительно, побывав на комплексе на 600 голов в Бобовке, не удивляешься, откуда такие удои. 

Заведующая Светлана Акимова с удовольствием рассказывает о корове-рекордсменке  голштинской  породы, за прошлый год от которой надоили 11 тысяч килограммов. В целом же три квартала подряд комплекс по валовому производству занимает первое место в области.  Ежедневно надой 14200 килограммов молока  — плюс к прошлому году 1450 килограммов. 

Голштинское стадо требует к себе особого внимания. Животных ежемесячно проверяют на маститы, обрабатывают и лечат копыта. Даже специальные ванны ставят. Коровы содержатся на глубокой подстилке, два раза в сутки помещения чистятся. 

Но самый главный плюс — просторные светлые  помещения, где много окон, на которых шторки открываются автоматически. Это к тому, что  поголовье не испытывает дефицита витамина Д, а  всего на комплексе десяток коров с больными копытами. 

На центнер молока здесь расходуется меньше одной кормоединицы,  практически все оно  сорта «экстра»,  а рентабельность  свыше 24 процентов. Как такое возможно? Заведующая фермой говорит, что вполне, если грамотно составить рацион коров.

Кормление и содержание — это полдела. На высоком уровне воспроизводство стада. Выход телят на 100 коров  на комплексе 96 процентов. А в прошлом году был 92. Заслуга осеменатора Светланы Сапачевой, которая считается лучшим специалистом в районе. 

ГЛАВНУЮ причину прошлогоднего провала в производстве молока начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Жлобинского райисполкома Галина Леонова видит  в недостатке  кормов из-за высокой засухи. В прошлом году их хватило только до 1 марта. Затем пришлось покупать.  И могли себе это позволить далеко не все. К примеру, цена на кукурузный  силос выросла в два раза. Живых денег в хозяйствах не было, рассчитывались поголовьем. В итоге к 1 мая 2016 года оно уменьшилось  на полторы тысячи. Да, его потом восстановили, но упущенную, скажем так, молочную выгоду уже было не вернуть.

Засуха, отсутствие  грубых кормов в рационе «обеспечили»  и минус по  растелам — 470 голов. Случалось, что  сразу после  этого  коров приходилось сдавать на мясокомбинат. 

Неудачным из-за того, что сместились растелы,  стало и начало  года. За январь сминусовали на 220, за февраль  на 170 голов приплода. Экономика здесь такова: при среднем удое 13,5 килограмма  от коровы минус 500 голов приплода дает потерю 6—7 тонн молока ежедневно. Для сравнения: за 2016-й по сравнению с 2015 годом Жлобинский район потерял 1419 тонн. 

И еще один штрих, к технологиям отношения не имеющий. Лично мне кажется, что одна из причин такого резкого падения производства — в слишком частой смене руководителей. Только за последний год их поменялось пять, бывает, что  новые управленцы попросту не успевают вникнуть в суть дела. Да и требования к ним предъявляют будь здоров. 

А ведь это не всегда хорошо. Как мне рассказали в управлении сельского хозяйства и продовольствия  Жлобинского райисполкома, один из руководителей, много лет возглавлявший хозяйство, умер прямо на рабочем месте от сердечной недостаточности...

kovalev@sb.by

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter