Расставим цветочки над «I»

Какой путь совершают букеты до того, как быть подаренными

Дарить цветы к 8 Марта — приятная мужская обязанность и неотъемлемая часть праздничного ритуала. Сегодня в магазинах выстроятся очереди: букеты будут брать поштучно и охапками. И каждый второй все равно подумает: «Ну и цену заломили цветочники! Каждый год одно и то же: натуральный грабеж».

Журналисты «Р» решили развенчать некоторые стереотипы этого бизнеса и выяснили, сколько стоят цветы на аукционе в Голландии. Узнали, чем отличается импортная роза от нашей. И даже заглянули в бухгалтерию тех самых продавцов, у которых один день год кормит. 

Как оптовики закупаются на крупнейшем в мире цветочном аукционе

«Тюльпан — раз. Тюльпан — два. Три… Продано!» Цветы с молотка расходятся с голландских аукционов по всему миру. И дальше к нам, фурами. Оптовики, участвующие в виртуальных торгах, выкупают лоты одним кликом мышки. Не успел — опоздал. По таким законам работает и цветочный «Уолл-стрит» — главный аукцион в Аалсмеере. По своей территории он сравним с княжеством Монако. В день там продается больше 21 миллиона свежесрезанных цветов. Годовой оборот — 4 миллиарда евро. 84 % цветов, продаваемых на планете, проходит через эту биржу.

Вместе с крупной оптовой фирмой мы закупили в Аалсмеере партию товара к 8 Марта. Вот как это было.

Обратный отсчет

Монитор «расчерчен» на графы и столбцы, много цифр, каких-то обозначений… Чтобы освоить программу электронных торгов, специалисты фирмы учились в Голландии. А чтобы получить сам программный продукт, добросовестно работали с представителями цветочной биржи несколько лет. Словом, знак доверия.

— Насколько нам известно, в Беларуси всего два обладателя такого ПО, — говорит Виктория Лемешко (на снимке), специалист по ВЭД фирмы «Гранфлор». — Для его установки голландцы даже компьютеры свои дали. Возможно, опасаются несанкционированного подключения. Или же вируса. Представьте, если он парализует аукцион. Там цветов — на миллионы долларов.

 

Монитор высвечивает лот «Белые каллы».

— Нам как раз нужны. Возьмем 200 штук, то есть 8 коробок. Вот здесь, — Виктория показывает на одну из граф, — информация о производителе и все характеристики цветка: длина стебля, степень раскрытия бутона… Нам подходит, и по стартовой цене тоже — 2 евро за единицу.

Аукцион проходит по принципу понижения цены. Торги стартуют с максимальной стоимости, и с ударом молотка она постепенно падает, едва ли не посекундно. Партию купит тот, кто первым нажмет на кнопку. Но время очень ограничено, нужны чутье и опыт, чтобы не упустить товар или же не переплатить за него.

Растаможка удвоит цену

Виктория пристально смотрит на круглый «циферблат» на экране: стрелка ползет к минимальной цене. Меньше чем через минуту решительно кликает мышкой:

— Все, купила: 74 евроцента за цветок. Но это не окончательная стоимость. На нее аукцион накинет примерно 15 % своих комиссионных.

Затем на закупочную цену накладываются транспортные расходы. У фирмы есть своя фура, но, если заказ большой, нанимают еще перевозчиков. Например, за заказом к 8 Марта отправляли 13 машин.

 

Дальше — таможенные пошлины.

— Посмотрим на примере наиболее ходового товара — срезанных роз. На них ставка таможенной пошлины составляет 5 % от их таможенной стоимости, но не менее 0,3 евро за 1 кг. То есть пошлина взимается либо от таможенной стоимости, либо от веса товара, — рассказывает начальник отдела тарифного регулирования Витебской таможни Александр Волошко. — Кроме того, предусмотрены таможенные сборы за совершение таможенных операций. Для срезанных цветов это 20 евро за партию. Также при ввозе цветов уплачивается налог на добавленную стоимость в размере 20 %.

По прибытии цветы проходят третий по счету фитокарантинный досмотр (первый — в Голландии, второй — на границе). Он платный и тоже вносит свою лепту в окончательную стоимость цветка.

В результате закупочная стоимость увеличивается в два раза. Например, взяли каллу за 74 евроцента, а здесь она будет больше 20 тысяч белорусских рублей. Ну а дальше — наценки розничной сети.

Сжечь всю партию!

Голландцы к 8 Марта подняли цены примерно в полтора раза. У них вообще все праздники каждой страны помечены в календаре. В мае, например, в Европе отмечают День матери. И в это время цены на аукционе вдвое выше. Белорусские оптовики вынуждены брать. А потом наш покупатель думает: «Надо же, еще до школьного последнего звонка пару недель, а цены уже взвинтили».

 

— Мы, наоборот, высокую закупочную стоимость стараемся сбить минимальными надбавками. А чтобы самим не выйти в ноль — берем объемами. Так что в цветочном бизнесе миллионерами по щелчку не становятся, — уверяет директор фирмы Игорь Полывян.

Кто на этом рынке контролирует ценообразование? Никто. Хоть за миллион розу продавай. Но цветы плохо продаются, даже если их стоимость незначительно превышает устоявшиеся расценки. А это скоропортящийся товар, простаивать ему никак нельзя. Словом, цены жестко контролирует сам потребитель.

Фитосанитарный надзор — единственная контролирующая инстанция. Оптовики говорят, наша служба куда жестче, чем голландская. Малейшее заражение одного цветка — и сжигается вся партия.

Пять ящиков «катрин денев»

Следующий лот — роза «ред наоми». Названа в честь Наоми Кэмпбелл. Садовники часто дают цветам имена известных красавиц. Розы «катрин денев», «клаудиа кардинале»…

— Пожалуй, не возьмем «наоми» сегодня, — говорит Виктория. — Стартовая стоимость — полтора евро за цветок. Конкуренты активно берут за 80 центов, вряд ли цена будет ниже. А для нас это дорого. Значит, в Минске придется минимум за 25 тысяч рублей отдавать.

Самые дорогие цветы из заказанных нами в тот день — кустовая роза, протея, гортензия. Закупочная цена последней — 2,5 евро: к розничным фирмам она уйдет где-то за 75 тысяч рублей. Виктория, к слову, упоминает о белорусском предпринимателе, который несколько раз в год украшает гортензией весь дом — сюрприз для жены. А еще один дарит возлюбленной необычные композиции, например букет белых роз в форме шара, а на «макушке» — смайл из красных цветков.

— Иногда рискуем покупать новые экзотические цветы. Но люди долго присматриваются к незнакомой красоте. Ту же «ред наоми» мы когда-то первыми привезли. А нам сказали: «Ну некрасивая, ужас!» Прошло пару лет — и это популярнейший цветок, — говорит Полывян.

Законодателями цветочной моды можно считать невест. Завзятые модницы, узнав, например, что у герцогини Кембриджской свадебный букет был из мирта, ландышей, турецкой гвоздики и гиацинтов, заявили женихам: «Хочу такой же!»

Миллионы долларов и алых роз

Мы заказывали товар 3 марта, 5-го он уже был здесь. А назавтра разошелся по торговым точкам.

Оптовой торговлей цветами в стране занимается больше десяти предприятий. И хотя для нас это немало, жесткой конкуренции нет. Под этим «солнцем» есть место каждому.

…Интернет-торги закончились. Вот бы увидеть их вживую! Говорят, аалсмеерский аукцион — зрелище, будоражащее воображение. Общая площадь складов и торговых площадок составляет 70 гектаров. Товар поступает туда поздно вечером — на кораблях, самолетах и грузовиках. А наутро красота превращается в деньги.

Наталья СТАСЬКО, «Р»

Наши производители за год вырастили более 13 млн. цветов

В королевстве роз сейчас очень тепло: до + 25. Но что делает в самом центре теплицы холодильная камера? Оказалось, именно сюда попадают сразу после срезки цветы. В ведрах — особый раствор, питающий стебли водой. Для желтого, красного, розового и белого великолепия — строгая дисциплина и четкая технология выращивания.

Как отражается на белорусской розе дефицит света и тепла? Победят ли наши цветы голландских конкуренток ценой? И при чем здесь кокосовый субстрат? Ответы на эти вопросы корреспондент «Р» искала в одном из тепличных хозяйств столицы.

После холодильника, где розы «отдыхают» от 6 часов до суток, наступает время сортировки. Цветоводы — в перчатках и передниках. На столах — линейки и шиподеры. Цветоводы придирчивым взглядом оценивают массив колючих красавиц. Сильно раскрывшийся цветок могут забраковать. Избавляют стебель от нижних листьев, перевязывают. По 10 штук заворачивают в пленку, опять в ведра — и на склад. Отсюда их развозят в собственную сеть магазинов или продают оптом предпринимателям.

— В теплицах сейчас температура ближе к +23 градусам. В таких условиях роза растет быстрее, — говорит Павел Зенкевич, и.о. главного агронома КУП «Цветы столицы». — Волны интенсивной срезки четко подгоняются к праздничным датам. Арифметика здесь простая: зимой куст цветет через 8—12 недель, летом — через 6—8.

 

Местными розами и тюльпанами сегодня никого не удивишь. Привыкли. В наших широтах цветоводы научились выращивать даже таких приверед, как фрезии, герберы, альстромерии...

— Вазостойкость наших роз зимой хуже голландских, где-то полторы недели. У импортных она в полтора раза больше, — сравнивает Павел Зенкевич. — Технология та же: малообъемное выращивание, при котором кусты роз находятся в кокосовом субстрате. Но сказываются недостаток солнечного света и невысокие температуры… Приходится использовать энергосберегающие экраны, систему досвечивания. Мы не относимся к сельхозпредприятиям, подчиняемся Минжилкомхозу, так что никакими льготами не пользуемся. При этом возможности и уровень освещенности белорусских тепличных комплексов ниже, чем у законодателей цветочной моды. Если в наших теплицах предел освещенности — 8000 люксов, то в Нидерландах с 12 000 люксов все только начинается. Поэтому листья у наших роз больше, а бутоны меньше.

Тем не менее наступление белорусских цветов на рынке продолжается. По информации Национального статистического комитета, в 2013-м на срез выращено 13,06 млн. цветов. Это на 18,4 % больше, чем в 2012 году.

Примечательный факт: импорт роз в 2013 году вырос на 49,4 %, хризантем — на 26,1 %, гвоздик — на 23,4 %. Значит, наш потребитель готов покупать больше.

 

— Основную ставку делаем на классические бордовые и алые сорта роз, — говорит Павел Зенкевич. — Чуть меньшую площадь в теплицах занимают белые, дальше идут желтые, двухцветные. В этом году к 14 февраля и 8 Марта вырастили 48 тысяч тюльпанов.

Цветоводы на сортировке не устают восхищаться этой красотой. «На то и женщины, чтоб цветы окружали, — уверены они. — От такого подарка растает сердце любой красавицы». Трудно даже представить: через руки каждой из них ежедневно проходит до 1,5 тысячи цветов.

Ценник на колючее великолепие варьируется в зависимости от высоты стебля. Отпускная цена для ИП, юрлиц и розничная цена отличаются: на розы до 40 см — незначительно, все, что выше 50 см, — на 7—12 тысяч за штуку. Сильных разбежек в ценовой политике ожидать не стоит. За хорошую розу в магазинах производителей можно отдать 30—35 тысяч. Тюльпаны стоят 10—20 тысяч, герберы — 8—10 тысяч.

Во многих теплицах зеленхозов и зеленстроев, помимо цветов на срез, также выращивают горшечные цветы и рассаду. Как ни странно, за 2013 год выручка от реализации цветочной продукции у предприятий Витебской области была в два раза больше, чем у расположенных в Гомельской.

 

— Летняя рассада — однозначно прибыльный бизнес, — констатирует Павел Зенкевич. — Что касается роз на срез, то зимой и весной мы просто перекрываем энергозатраты, летом — остаемся в минимальном плюсе. На пик урожайности стараемся выйти к 14 февраля, 8 Марта, к последним звонкам, к свадебному августу и 1 сентября. В обычные дни спрос невелик: цветы — товар не первой необходимости.

После оптовой продажи производители не отслеживают, по какой цене реализуют их цветы перекупщики.

— Мы свою экономику сделали. Зачем нам чужая? — говорит Павел Зенкевич. — Хотят взять максимум выручки, и находится покупатель, почему нет? Тут уж дело хозяйское.

…Забеги в поисках нужных цветов давно превратились в обязательную атрибутику праздника. Пожалуй, именно в эти дни цветы становятся товаром первой необходимости. И вызывают ажиотажный спрос. Чтобы расстроить карты ушлым спекулянтам, цветочники организуют выездную торговлю. В Минске, например, к 8 Марта широкую распродажу обещают в специализированных магазинах, универмагах, гипермаркетах, торговых центрах, павильонах и на рынках. Зоны продажи цветов появятся в здании железнодорожного вокзала, на станциях метро и в переходах, а также в микрорайонах города. Будем надеяться, это позволит сохранить стабильность цен.

Янина ЦИТРИКОВА, «Р»

Продавец: «Выручка за 8 Марта покрывает двухмесячную аренду»

В начале весны города и веси переживают массовое цветочное помешательство. Розы, герберы, орхидеи сметаются с прилавков магазинов, торговых павильонов и боксов. И за ценой в такие дни мужчины, как правило, не стоят. Какой она будет в эти праздники? В секретах минской розницы разбиралась корреспондент «Р».

В цветочном магазине по улице Куйбышева — величественные розы, шикарные орхидеи, аристократичные фрезии, изящные ирисы. К слову, красота здесь вся иностранная — польская, голландская, колумбийская и эквадорская. Из наших цветов бывают только розы, и то лишь летом. Нигде не вижу привычных гвоздик...

— В этот раз обойдемся без них, — говорит Светлана, хозяйка магазина. — Весной чаще берут тюльпаны и ирисы. Хотя, когда они заканчиваются, на ура идут и более дорогие розы. В прошлом году разбирали даже кактусы в горшках.

Спокойно поговорить с хозяйкой магазина не получается. Пришла машина с новой партией цветочной продукции. Светлана помогает переносить хрупкие букеты. Едва успеваем переброситься парой фраз — нужно помочь постоянной покупательнице выбрать фиалку в горшочке. Позже к розам прицениваются школьницы.

 

— Пока посетителей немного (разговор проходил 3 марта. — Авт.). Горячие деньки начинаются с 5-го числа, — улыбается хозяйка магазина. — В прошлом году 6-го и 7-го числа продавали по 300 цветов в день.

Прицениваюсь и я. 40 тысяч рублей за 80-сантиметровую розу, 35 — за 60-сантиметровую, 30 — за герберу, 20 тысяч — за тюльпан, 15 — за ирис. Непривычная, но очень красивая альстромерия обойдется в 25 тысяч рублей.

— К 8 Марта цены повышаться уже не будут, — заверяет Светлана. — Они в канун праздника и так подросли: сначала на родине цветов, затем — у оптовиков. Наша наценка не превышает 20—30 %.

А как же мнение, что в первую декаду марта продавцы цветов деньги лопатой гребут? Да так, что потом год могут не работать.

— Про безбедную жизнь на целый год — это слишком сильно сказано. Праздничной выручки хватает на двухмесячную аренду помещения. И на то, чтобы немножко перевести дух, — признается Светлана. — Люди часто переоценивают прибыльность этого бизнеса.

Цветы ведь не автозапчасти или посуда: их не положишь в ящик до лучших времен. Срезанный цветок при самом хорошем уходе и правильном хранении живет две недели. Голландская роза, например, при температуре +4… +7 — до трех недель. А потом все — перележит, завянет или замерзнет. И какова участь таких цветов?

 

— Мусорная корзина. Чтобы сработать без убытков или свести их к минимуму, заказываю товар небольшими партиями, — объясняет Светлана. — Все равно избежать потерь не удается: иногда они составляют 10—30 процентов всего объема закупки.

Следующая остановка — цветочные боксы возле станции метро «Институт культуры». Самая «длинноногая» — метровая — роза здесь стоит 60 тысяч, гвоздика — 10, тюльпан — 20. Будут ли накануне праздника повышаться цены, продавцы этого душистого великолепия не признаются. И для мужчин это молчание, увы, означает только одно…

— Цены у нас не заоблачные. Разве это дорого — 20—60 тысяч за цветок? — недоумевает продавец Елена. — За меньшие деньги нет смысла продавать. Самый бюджетный букет из трех тюльпанов обойдется в 60 тысяч. Ничего, не обеднеют.

Ежедневная выручка, по словам женщины, около двух миллионов рублей. Бывают, конечно, приятные исключения. Недавно доставляли в одну фирму более десяти орхидей — по 250—300 тысяч за ветку. А вот в праздники можно заработать и до 10 миллионов.

И как часто идет покупатель за цветком?

— Смотря с каким периодом сравнивать. Несколько лет назад я могла продать почти 300 роз только за 8 Марта. В 2010—2011 годах из-за кризиса покупательная способность снизилась. Тогда в праздничный день расходилось по 150—200 роз, — вспоминает Елена. — В этом году ждем ажиотажного спроса. По крайней мере, я к нему подготовилась: закупила вдвое больше цветов, чем обычно.

Заглядываю еще в несколько торговых точек: на проспектах Пушкина и Партизанском, в переходах станций метро. К слову, только в Минске цветочную продукцию реализуют более 250 торговых объектов, в том числе 60 магазинов, 40 павильонов и 140 пунктов продаж. Цены и ассортимент — примерно в одном диапазоне.

Здесь все понятно. Неясно другое: проверяет ли кто-нибудь порядок ценообразования в эти горячие дни? Оказалось, никто. Налоговые органы могут удостовериться в выдаче товарного чека. Не имеет прямого отношения к цветочному бизнесу даже Министерство торговли. Правда, накануне Дня женщин его специалисты уделяют особое внимание соблюдению правил торговли при продаже цветов. По словам первого заместителя министра торговли Артура Карповича, продавцы такой продукции должны выполнять требования законодательства о защите прав потребителей и правила розничной торговли. Что же будут проверять? Наличие ценников с указанием товара, его стоимости, страны происхождения, а также соблюдение установленного режима работы… Злостных нарушителей накажут серьезно: вплоть до закрытия торговых объектов.

Какие же варианты остаются у мужчин? Как по мне, так он один. Дарить любимой женщине цветы, невзирая на их стоимость.

Елена МИСНИК, «Р»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter