Расщепленная беда

Почему порядок предоставления чернобыльских льгот требует пересмотра
Почему порядок предоставления чернобыльских льгот требует пересмотра

235 миллиардов долларов, или 32 годовых бюджета страны, — таков экономический ущерб, нанесенный Беларуси чернобыльской катастрофой. В этой колоссальной для небольшого государства сумме — выведенные из хозяйственного оборота поля и леса, закрытые производства, недобор продукции, подъем заболеваемости населения... Только на реализацию очередной, четвертой по счету Государственной программы по преодолению последствий катастрофы до 2010 года потребуется свыше 3,3 трлн. рублей. 60 процентов этих средств потянет выполнение Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС». Чернобыльскими льготами ныне пользуется более 1,5 миллиона человек. Однако вот парадокс: чем больше времени отделяет нас от дня катастрофы, тем чаще льготы, оплачиваемые из бюджета, становятся предметом торга и расчетливой выгоды. Такую неутешительную тенденцию отмечают в департаменте по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Максимум из минимума

Желание получить материальную выгоду за счет государства иногда сильнее здравого смысла. Хотя речь порой идет о небольших суммах. Что дает, к примеру, удостоверение «Потерпевший от катастрофы на Чернобыльской АЭС» с правом на льготы по статье 22 закона? Всего лишь надбавку к пенсии в размере 25 процентов минимальной пенсии по возрасту. Но для одного из бывших жителей Кормы, ныне пенсионера, она стала смыслом многих лет жизни. Воспользоваться этой льготой, как известно, могут переселенцы, получившие жилье на чистой территории, но сдавшие государству все находящиеся в собственности жилые помещения в зараженном районе. Жители Кормы могли поменять прописку с помощью государства до августа 2002 года, пока райцентр находился в зоне последующего отселения. Однако претендент на льготы, обратившись в райисполком в 1997 году с просьбой об отселении его вместе с семьей, не захотел расставаться с нажитым добром. В дополнение к жилому дому, принадлежащему его матери, и садовому домику, построенному на ее участке, была приватизирована еще и государственная квартира, в которой он жил с женой. Хотя тогда это могли сделать лишь граждане, отказавшиеся от переезда и решившие остаться в «грязной зоне». Несмотря на это, в короткий срок райисполком предоставил этой семье большую 3–комнатную квартиру в одном из райцентров. «Необоснованно! — считает начальник отдела социальной защиты департамента по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС Владимир Кудин. — Ведь взамен ее была сдана лишь квартира в Корме, да и та — по решению суда, а дом матери и другие строения так и остались в собственности хозяев».

Прописавшись в райцентре и приватизировав там квартиру, семья в итоге продала ее и купила жилье в Минске. Но до 2004 года по–прежнему и муж, и жена продолжали жить и работать в Корме. При этом получали льготы, положенные жителям «грязной» территории: бесплатные медикаменты, материальную помощь на оздоровление при уходе в отпуск. Получается, что люди сумели почти одновременно воспользоваться льготами, с одной стороны, как проживающие на «грязной» территории, с другой — как переселенцы из этой же зоны. Хотя ни законом, ни другими нормативными актами такая «двойная бухгалтерия» вовсе не предусмотрена. Как, собственно, и предоставление теперь надбавки к пенсии, о которой ныне хлопочет хозяин...

Жилье мое

А вот другая история. Года два назад в суде Брагинского района рассматривалась жалоба жителя райцентра на действия Комчернобыля и райисполкома. Предметом спора стала квартира на чистой территории, на которую претендовал истец, но ему в ней отказывали. Комчернобыль, усмотрев в действиях его семьи попытку нанесения ущерба экономическим интересам государства, не согласовал учетное дело претендента на «чернобыльскую» жилплощадь, а Брагинский райисполком исключил его из списков на переселение.

Поводом для этого стали хитроумные операции семьи истца с домом в Брагине, в результате которых у строения четырежды менялись собственники. Дом переходил от матери к сыну, потом обратно, потом ко второму сыну. «Здесь явно преследовалась корыстная цель — получить две бесплатные квартиры, не допустив при этом передачи собственного жилья государству», — считает Владимир Кудин.

Несмотря на протесты Комчернобыля, прокуратуры, суд признал жалобу истца обоснованной и обязал восстановить его в списке на переселение в Гомель с получением жилья. Однако в департаменте по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС до сих пор с этим не согласны. «К сожалению, закон о социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, который был принят в 1991 году, несколько устарел, а серьезных изменений в него фактически не вносилось, — сетует Владимир Кудин. — Пробелы в законодательстве приводят к тому, что, к сожалению, по формальным признакам отстаиваются права людей, но при этом ущемляются интересы государства».

В департаменте по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС считают, что случаи необоснованного пользования чернобыльскими льготами участились из–за их выросшей «стоимости». Ни для кого не секрет, что на резко подскочившей в цене недвижимости сейчас можно неплохо заработать. В итоге на бабушку, имевшую право на отселение, но все 20 лет не собиравшуюся покидать родные места, начинают давить дети, внуки, племянники... Она идет в райисполком и пишет заявление на отселение. Или молодой человек, уехавший из «грязного» района не по эвакуационному удостоверению, а на учебу в вуз и соответственно нигде не состоявший на учете переселенцев, нуждающихся в жилье, спустя 20 лет вспоминает о своем «праве». Обзаведясь большим семейством, он требует бесплатно выделить 3 — 4–комнатную квартиру... Треть документов, направляемых претендентами на «чернобыльское» жилье, не проходят согласование в департаменте по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Не потому ли очередь в «чернобыльских» районах до сих пор не ликвидирована: переезда ждут 370 семей из Гомельской области. В основном это люди, ставшие на учет в конце 90–х... Ведь за годы, прошедшие после катастрофы, страна, проделав колоссальную работу, способна была переселить всех желающих. В переезде нуждались порядка 30 тысяч семей, а на чистых территориях было построено более 66 тысяч квартир и домов. Для переселенцев возведено 239 поселков со всей необходимой инфраструктурой: школами, детсадами, поликлиниками, магазинами. Вряд ли сегодня найдется хотя бы один житель зараженного радионуклидами города или поселка, которому бы государство ни разу не предложило сменить прописку.

Права и обязанности

Еще один случай, по которому разбирательство в судах затянулось на несколько лет, касается также достаточно «весомых» льгот, предоставляемых по статье 18 закона инвалидам–чернобыльцам. Это, напомним, «чернобыльская» пенсия, которая по размеру в среднем вдвое превышает обычную, 50–процентная оплата коммунальных услуг, бесплатные медикаменты, налоговые льготы для работающих граждан, внеочередное обеспечение жильем, право на беспроцентный кредит, половину которого гасит государство. Всеми этими льготами в полном объеме пользуется сейчас жительница Столбцов, проживавшая на момент катастрофы в Черикове. В августе 1990 года она выехала в Украину, где получила инвалидность, причину которой там связали с катастрофой на ЧАЭС, выдав ей соответствующее удостоверение потерпевшего украинского образца. Однако у Беларуси с Украиной нет соглашения о взаимном признании подобных документов. Да и перечень заболеваний, связываемых с катастрофой на ЧАЭС, у каждой страны свой. Кроме того, получить льготы инвалида–чернобыльца в Беларуси можно, лишь представив заключение межведомственного экспертного совета, устанавливающего причинную связь инвалидности с чернобыльской аварией. Несмотря на ее отсутствие, Минский облисполком по ошибке выдал вернувшейся в Беларусь женщине соответствующее удостоверение. Но когда спустя несколько лет она пришла за дубликатом, возник вопрос о ее необоснованном пользовании льготами...

Более того, в ходе ее освидетельствования в органах здравоохранения выяснилось, что Республиканская специализированная МРЭК вовсе не нашла оснований для установления женщине группы инвалидности! «В утвержденные Минздравом в апреле 1999 года перечни заболеваний, возникновение которых может быть связано с последствиями катастрофы на ЧАЭС, болезнь, которой страдает претендентка, на льготы не включена», — говорит главный специалист отдела социальной защиты департамента Светлана Литвинко.

«Надо понимать правильно: мы всегда готовы оказать человеку помощь, если она ему положена по закону, — подчеркивает Владимир Кудин. — Но в то же время категорически против того, чтобы деньги налогоплательщиков шли в карман людей, умело пользующихся ситуацией. Система чернобыльских льгот требует уточнения — это факт. Сейчас в Правительстве обсуждается проект закона «О социальных льготах и гарантиях». В нем предусмотрены соответствующие меры, которые, возможно, снимут вопрос необоснованного пользования льготами. Мы не так богаты, чтобы деньги, предназначенные для решения больной для государства чернобыльской проблемы, уходили не по назначению».

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter