
Заработанные деньги
В последние месяцы Национальный банк часто критикуют: мол, его волнуют только стабильность банковской системы и инфляция. А до экономического роста ему и дела нет. Мол, банкиры высокими ставками зажали деньги, лишают реальный сектор ресурсов… И вроде, на первый взгляд, не так уж сторонники мягкой денежной политики и не правы. А хочешь не хочешь, нашим промышленникам приходится конкурировать с транснациональными корпорациями. Если не напрямую, то опосредованно. И как наращивать экспорт, когда твои конкуренты получают деньги под ставку меньше процента годовых? Почти даром по меркам Беларуси.Но дешевые кредиты не решат проблем, а только их усугубят. Одно из великих заблуждений нашего времени, что у Национального банка есть денежные средства. Очень удивлю многих, но констатирую: денег, которые можно вот так просто и безболезненно влить в экономику, у Нацбанка нет.

Не все инвестиции полезны
В конце 2000-х и начале 2010-х, как мы помним, уже предпринималась попытка повысить инвестиционную активность в Беларуси за счет эмиссии. В результате отношение валового накопления основного капитала к ВВП тогда выросло почти в 1,5 раза по сравнению с началом 2000-х и составило 36 процентов в среднем за 2010–2014 годы. Более чем в два раза возросла капиталовооруженность труда. Все это привело к падению отдачи на вложенный капитал и повышению степени закредитованности государственных предприятий, увеличению госдолга и, как следствие, усилению уязвимости страны к внешним шокам и более низким темпам роста экономики.
Дело в том, что деньги как таковые не являются самостоятельным ресурсом. Их нельзя запустить в производство, переработать. Они отражают стоимость всех товаров и услуг в экономике, дают доступ к другим ресурсам. И если денег стало слишком много, а ресурсы остались на прежнем уровне, то возможны только два варианта развития событий: либо тотальное подорожание, либо дефицит тех или иных товаров. По крайней мере, за несколько веков экономической истории третьего пути нащупать не удалось. Несомненно, в некоторых случаях удавалось добиваться успехов (в мире все возможно), но всему есть срок. И период мнимого процветания заканчивался глубочайшим экономическим падением на долгие десятилетия. Многие ссылаются на США. Но если говорить коротко, то монетарная политика Штатов, которую они начали проводить в 1980-х и продолжают до сих пор, была обусловлена геополитическими претензиями. Высокий уровень кредитования, создание образа острова процветания, надо признать, были элементом идеологической войны против социалистического полюса. Но и после победы в холодной войне Америка продолжила насыщать свою экономику дешевыми деньгами. Как кажется, весьма успешно. Но так действовать Федеральной резервной системе позволяла экспансия доллара за рубеж в качестве ключевого средства платежа в мировой торговле, так и резервной валюты. Это и позволяло при высокой эмиссии сохранять низкую инфляцию. Но уже в 2000-х, когда даже глобальная экономика перенасытилась американскими деньгами, прозвучали первые тревожные звоночки, инфляция раскручивалась. Ее попытались обуздать, повышая ставки, но все закончилось мировым финансовым кризисом, который и пришел из США. Сегодня в Америке снова рост инфляции, но как с ней справиться? Не вышла ли финансовая система первой (пока) экономики мира из-под контроля? Фактически мы наблюдаем конечную фазу инвестиционного эксперимента. Момент истины не за горами. Если вдруг в Вашингтоне нашли алхимический минерал, то можно воспользоваться этой формулой. Но бросаться в рискованные финансовые эксперименты — это может оказаться слишком дорогим для экономики.
Прицел на рост
Обвинять же Нацбанк в равнодушии к экономическому росту некорректно и непрофессионально. Скажем об этом прямо. Да, финансовый регулятор отвечает за инфляцию и стабильность. Но эти показатели берутся не с потолка, а формируются исходя из планов социально-экономического развития Беларуси. Этому документу подчиняется работа руководства страны.— Инфляция в этом году прогнозируется на уровне 6 процентов (при неизменной среднесрочной цели в 5 процентов) исходя из современных реалий и мировых тенденций, а другие монетарные показатели определены исходя из прогноза по инфляции и из того, что экономика должна вырасти на 2,9 процента, — говорит Наталья Мирончик.
Фактически, гарантируя выполнение параметров монетарной политики, Национальный банк обеспечивает и экономический рост. Если же говорить о необходимости переподчинения ведомства, то какой в этом смысл без смены монетарной политики? К тому же независимость Национального банка — категория относительная. В любой корпорации есть менеджеры, которые отвечают за производство, безопасность и так далее. И они друг другу не подчиняются. Как и директор по финансам. Однако всех контролирует генеральный директор (Президент в случае государства), менеджеры отчитываются перед советом директоров (Парламент и Всебелорусское народное собрание) и акционерами — белорусским народом.
volchkov@sb.by