Нацбанк: низкая инфляция — базис для долговременного роста экономики

Рассчитано на стабильность

Все чаще звучат заманчивые предложения разрубить одним движением гордиев узел эконо­мических сложностей: сделать дешевыми кредиты. А чтобы Национальный банк не сопротивлялся, прописать в его обязанности обеспечение экономического роста, а еще лучше — подчинить Правительству. Так сказать, слить реальные и финансовые активы в крепких объятиях. И тогда экономика получит дешевые деньги, модернизируется, обновится, повысит свою прибыльность и через год-два заживем как падишахи. Многие ссылаются на опыт США и ЕС. Но там отдельная история, к тому же их эксперимент с монетарным волюнтаризмом только подходит к концу. И результат может стать не таким благостным, как кажется с позиции сегодняшнего дня: инфляция в Штатах уже добралась до рекордных за последние 40 лет 7 процентов.

Ключевая функция Национального банка — поддерживать приемлемый уровень инфляции и обеспечивать финансовую стабильность.

Заработанные деньги

В последние месяцы Национальный банк часто критикуют: мол, его волнуют только стабильность банковской системы и инфляция. А до экономического роста ему и дела нет. Мол, банкиры высокими ставками зажали деньги, лишают реальный сектор ресурсов… И вроде, на первый взгляд, не так уж сторонники мягкой денежной политики и не правы. А хочешь не хочешь, нашим промышленникам приходится конкурировать с транснациональными корпорациями. Если не напрямую, то опосредованно. И как наращивать экспорт, когда твои конкуренты получают деньги под ставку меньше процента годовых? Почти даром по меркам Беларуси.

Но дешевые кредиты не решат проблем, а только их усугубят. Одно из великих заблуждений нашего времени, что у Национального банка есть денежные средства. Очень удивлю многих, но констатирую: денег, которые можно вот так просто и безболезненно влить в экономику, у Нацбанка нет.

— По большому счету в экономике есть только те деньги, которые она заработала и не потратила, то есть сберегла или привлекла извне. Деньги — это то, что предприятия и население хранят в банках на своих счетах (как текущих, так и срочных) и в кошельках. Национальный банк не способен «напечатать» сбережения или инвестиции. Вся история денежного обращения, в том числе и самая новейшая, ясно свидетельствует: попытка увеличить объем денег, не соответствующий объему товаров и услуг в экономике, приводит к инфляции, —
говорит заместитель начальника управления исследований и стратегического развития Национального банка Михаил Демиденко. — Других денег в экономике нет! И чтобы увеличивать кредитование экономики и делать его дешевле, необходимо стимулировать сбережения и населения, и экономических агентов или привлекать их из-за рубежа. Стабильность финансовой системы, ее надежность, низкая инфляция — базовые условия для внутренних сбережений. Поэтому низкая инфляция — это не самоцель, а необходимость для нормального процесса «сбережения — инвестиции». Никто не станет сберегать, если его накопления постоянно будет обесценивать инфляция. Ключевая функция Национального банка — не производителя денег для инвестиций, а регулятора: поддерживать приемлемый уровень инфляции и обеспечивать финансовую стабильность. Через различные механизмы и инструменты сохранять баланс между предложением денег (сбережениями) и потреблением их (кредитами), сглаживать колебания в недостатке ликвидности, с тем чтобы банковская система и вся экономика работали бесперебойно. В том числе через процентные ставки. Действительно, в определенные моменты, чтобы сгладить углы, Национальный банк может выставлять на рынок ограниченные объемы финансовых ресурсов, но на относительно короткое время, пока не восстановится баланс.

Не все инвестиции полезны

В конце 2000-х и начале 2010-х, как мы помним, уже предпринималась попытка повысить инвестиционную активность в Беларуси за счет эмиссии. В результате отношение валового накопления основного капитала к ВВП тогда выросло почти в 1,5 раза по сравнению с началом 2000-х и составило 36 процентов в среднем за 2010–2014 годы. Более чем в два раза возросла капиталовооруженность труда. Все это привело к падению отдачи на вложенный капитал и повышению степени закредитованности государственных предприятий, увеличению госдолга и, как следствие, усилению уязвимости страны к внешним шокам и более низким темпам роста экономики.

Начальник управления исследований и стратегического развития Национального банка Наталья Мирончик
отмечает: «Снижение эффективности накопления капитала в Беларуси обусловлено действием закона убывающей отдачи факторов производства — отдача от инвестиций снижается по мере увеличения их объема. Если Беларусь будет ориентироваться только на экстенсивный рост своей экономики, то есть за счет увеличения инвестиционной активности, то мы никогда не достигнем желаемых результатов. Простое увеличение капитала не даст положительного эффекта в конечном итоге. Кроме того, следует учитывать, что численность занятых в экономике с 2011 года неуклонно сокращается. Поэтому ключевым фактором роста должно стать повышение эффективности использования капитала. Этому может способствовать внедрение прозрачной системы мониторинга отдачи инвестиционных проектов на макроуровне и оценки влияния инвестиций в основной капитал на социально-экономические результаты. Показатель эффективности накопления капитала достаточно простой и успешно используется во многих других странах».

Дело в том, что деньги как таковые не являются самостоятельным ресурсом. Их нельзя запустить в производство, переработать. Они отражают стоимость всех товаров и услуг в экономике, дают доступ к другим ресурсам. И если денег стало слишком много, а ресурсы остались на прежнем уровне, то возможны только два варианта развития событий: либо тотальное подорожание, либо дефицит тех или иных товаров. По крайней мере, за несколько веков экономической истории третьего пути нащупать не удалось. Несомненно, в некоторых случаях удавалось добиваться успехов (в мире все возможно), но всему есть срок. И период мнимого процветания заканчивался глубочайшим экономическим падением на долгие десятилетия. Многие ссылаются на США. Но если говорить коротко, то монетарная политика Штатов, которую они начали проводить в 1980-х и продолжают до сих пор, была обусловлена геополитическими претензиями. Высокий уровень кредитования, создание образа острова процветания, надо признать, были элементом идеологической войны против социалистического полюса. Но и после победы в холодной войне Америка продолжила насыщать свою экономику дешевыми деньгами. Как кажется, весьма успешно. Но так действовать Федеральной резервной системе позволяла экспансия доллара за рубеж в качестве ключевого средства платежа в мировой торговле, так и резервной валюты. Это и позволяло при высокой эмиссии сохранять низкую инфляцию. Но уже в 2000-х, когда даже глобальная экономика перенасытилась американскими деньгами, прозвучали первые тревожные звоночки, инфляция раскручивалась. Ее попытались обуздать, повышая ставки, но все закончилось мировым финансовым кризисом, который и пришел из США. Сегодня в Америке снова рост инфляции, но как с ней справиться? Не вышла ли финансовая система первой (пока) экономики мира из-под контроля? Фактически мы наблюдаем конечную фазу инвестиционного эксперимента. Момент истины не за горами. Если вдруг в Вашингтоне нашли алхимический минерал, то можно воспользоваться этой формулой. Но бросаться в рискованные финансовые эксперименты — это может оказаться слишком дорогим для экономики.  

Прицел на рост

Обвинять же Нацбанк в равнодушии к экономическому росту некорректно и непрофессионально. Скажем об этом прямо. Да, финансовый регулятор отвечает за инфляцию и стабильность. Но эти показатели берутся не с потолка, а формируются исходя из планов социально-экономического развития Беларуси. Этому документу подчиняется работа руководства страны.

— Инфляция в этом году прогнозируется на уровне 6 процентов (при неизменной среднесрочной цели в 5 процентов) исходя из современных реалий и мировых тенденций, а другие монетарные показатели определены исходя из прогноза по инфляции и из того, что экономика должна вырасти на 2,9 процента, — говорит Наталья Мирончик.

Фактически, гарантируя выполнение параметров монетарной политики, Национальный банк обеспечивает и экономический рост. Если же говорить о необходимости переподчинения ведомства, то какой в этом смысл без смены монетарной политики? К тому же независимость Национального банка — категория относительная. В любой корпорации есть мене­джеры, которые отвечают за производство, безопасность и так далее. И они друг другу не подчиняются. Как и директор по финансам. Однако всех контролирует генеральный директор (Президент в случае государства), менеджеры отчитываются перед советом директоров (Парламент и Всебелорусское народное собрание) и акционерами — белорусским народом.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter