Источник: Союзное вече
Союзное вече

Исполнилось 80 лет со дня рождения великого русского писателя Валентина Распутина

Распутин всегда наготове держал карандаш...

Самые большие торжества прошли на родине в Иркутске, где открыли его музей
После панихиды в Знаменском монастыре, где похоронен Валентин Григорьевич, на здании его дома открыли мемориальную доску. В тот же день в центре города впервые распахнул свои двери Музей Распутина.

Вдохновение Валентин Григорьевич черпал в общении с жителями российской глубинки. На фото – с читательницами из села Кежма Красноярского края в 2010 году.
Архив Иркутского областного краеведческого музея

– Музей расположен рядом с общежитием ИГУ, в котором жили студенты Валентин Распутин и другой будущий известный писатель Александр Вампилов. Они были лучшими друзьями, – рассказал «СВ» директор музея Сергей Ступин. – Валентин Григорьевич вырос в крестьянской семье, все его произведения – о народе. Поэтому и здание выбрали подходящее – деревянное, одноэтажное. Всего в коллекции около трех тысяч экспонатов. «Откуда есть пошли мои книги» – такой будет первая выставка. Название – отсыл к одноименному очерку Распутина о том, как он стал писателем.

В рабочем кабинете восстановили до мелочей всю обстановку. Напротив окна расположился шкаф, стул, на спинку которого наброшен светло-серый пиджак, и массивный стол. На столе – зеленая лампа и его любимый письменный прибор. Распутин не любил писать ручкой. Всегда наготове держал карандаш. Причем исключительного польского производства с твердым грифелем. И понятно почему.

– Увидела черновики и поразилась: как и чем это можно было написать? Строчки напоминали цепочки маковых зернышек или просто прочерченные прямые линии, – рассказывает московский историк Марина Волкова.

Хотя и говорят, что рукописи не горят, но распутинских черновиков уцелело немного – он сам их уничтожал. Близким отдавал лишь некоторые. Его товарищ из Санкт-Петербурга Анатолий Пантелеев передал в иркутский музей несколько черновиков, большой архив аудиоинтервью и видеоматериалов.

Музей похож на крестьянскую избу, в которой вырос писатель
Архив Иркутского областного краеведческого музея

СОБИРАЛ… КОЛОКОЛЬЧИКИ

В создании экспозиции участвовал сын писателя Сергей Распутин. Он долго не мог решиться, но все-таки принес пишущую машинку, за которой трудился отец.

– На ней напечатаны повести «Прощание с Матерой», «Последний срок», «Живи и помни», – рассказал Сергей. – Чтобы создалось впечатление, будто он на минутку вышел из кабинета, вставили в ва-лик листок из черновиков папы.

Кроме карандашей, была у Распутина еще одна слабость – коллекционировал колокольчики. В коллекции их более тридцати штук. О своем хобби рассказывал редко, прятал раритеты в закрытом шкафу. Каких только бубенцов ему не дарили! Маленькие и звонкие, тяжеленные – весом несколько килограммов – и заграничные расписные.

Возможно, скоро у иркутского музея появится филиал. В области около поселка Слюдянка в порту «Байкал» сохранился домик, где была написана повесть «Живи и помни». Посмотреть на избушку приезжают сотни туристов.

– В городе много мемориальных распутинских мест  – разработан даже целый маршрут. Недавно открыли Дом-музей в деревне Аталанка, где писатель провел детство, – сказал Сергей Ступин.

ВСПОМИНАЮТ ДРУЗЬЯ

Валя встречал нас чумазый и с лопатой

Российские литераторы вспоминают о своем коллеге.

У прозаика в Иркутске гостил актер Василий Лановой
Личный архив Андрея ФОМИНА

Владимир Крупин, сопредседатель Союза писателей России:

– Еще при жизни Распутина пытались определить степень его дарования. Не люблю давать оценки. Для писателя главное – народное признание, а его Валентин Григорьевич получил от души.

В центре его творчества – простой человек. Прочитайте повесть «Последний срок». Умирающая старуха обрадовалась, что к ней приехали дети – ожила. А они тут же засобирались домой. И как ни умоляла: «Останьтесь, поживите еще немного», – все равно уехали. Последняя строка – как удар в сердце: «Ночью старуха умерла». Вроде трагическая развязка, но читаешь, а на душе светло! Только он так мог написать.

Страдания закаляют душу: Гомер был слеп, Бетховен глух, Сервантес – однорук. У Распутина судьба тоже была не из легких. В Красноярске умер его первый сын, совсем был маленький. Потом потерял дочь и жену. Да и он сам рано ушел – четыре часа не дожил до 78-летия. Но как говорил Жуковский: «Не говори с тоской: их нет. Но с благодарностию: были».

Валя обожал работать с землей. На грядках ни единой травинки. Картофель выращивал сам, трепетно за ним ухаживал. Так и выходил встречать гостей прямо с огорода – чумазый, с лопатой в руках. Еще любил ягоды и грибы собирать, а потом всех угощать.

Он был очень щедрым человеком. Когда приезжал в Москву, непременно что-то привозил. Получит гонорар, сразу купит что-нибудь. У моей жены до сих пор многие его подарки хранятся. Самое любимое – простенькое колечко из нефрита.

Станислав Куняев, поэт, публицист, лауреат премии Союзного государства:

– Впервые встретился с Распутиным в 1957 году, когда приехал по распределению в Иркутск. Молчаливый молодой человек с глазами, как вишни. Мы подружились. А в конце 1980-х годов я стал главным редактором «Нашего современника», Валентин Григорьевич – членом редколлегии журнала.

После событий 1993 года писатель каждую осень устраивал в Иркутске праздник «Сияние России». Пригласил и меня участвовать. Так я стал ездить в Иркутск по десять раз в году. Объездили всю область.

Попрощались года за два до его кончины, когда приезжал к нему на родину. Побывали тогда на могилах двух дорогих ему женщин – жены Светланы и дочери Маши.

ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ

Мужа называла только по имени и отчеству

За несколько месяцев до ухода мастер женился второй раз.

В 2006 году в авиакатастрофе погибла 35-летняя дочь Распутина Мария. Самолет А310, следовавший по маршруту «Москва – Иркутск», при посадке врезался в гаражи.

Маша и познакомила отца с Ольгой Лосевой – обе работали в Московской консерватории. Маша – талантливая органистка, служила научным сотрудником. Ольга руководила редакционно-издательским отделом.

Спустя шесть лет после первой трагедии случилась вторая – скончалась жена Светлана. Ольга в трудные минуты была рядом.

Постепенно дружба переросла в любовь. За три месяца до кончины прозаика расписались.

Уважение к супругу было столь сильным, что Ольга называла его исключительно по имени и отчеству.

– Валентину Григорьевичу еще при жизни не раз предлагали открыть свой музей, – рассказала журналистам Ольга Лосева. – Он тогда махнул рукой: «Ладно, делайте». Но просил обойтись без официоза. Не любил публичности.

Поначалу вдове выбранный для музея дом не понравился. Показалось, что чересчур мал – экспозиция занимает всего два зала. Как же там все уместить? Но когда увидела, мнение изменила:

– Ничего лишнего, уютно и без пафоса – в духе Валентина Григорьевича. Ему бы понравилось.

НА БОЛЬШОМ ЭКРАНЕ

Заслуженная артистка России Дарья Мороз: Не хотел, чтобы его «дети» участвовали в «вакханалии»

В 2008 году актриса сыграла Настёну в картине Александра Прошкина «Живи и помни», снятой по одноименной повести.

Эту же роль она еще раньше исполнила и в спектакле МХТ.

– Даша, как получилось, что вы сыграли одну роль в кино и театре?

– О судьбе Настёны, главной героини повести «Живи и помни», размышляла несколько лет. Пришла знакомиться с Валентином Григорьевичем в качестве продюсера. Но он тогда не захотел, чтобы его «дети» – так он называл свои произведения,  – участвовали в «вакханалии». Ни в кино, ни на сцене. Не признавал современное искусство.

«Живи и помни» в МХТ ставили на свой страх и риск – он до последнего не давал прав на постановку. Сказал: «Приду на прогон перед премьерой и решу, разрешать спектакль или нет». Повезло. Ему понравилось.

После этой удачи решила вновь заговорить, уже об экранизации повести. Тут Распутин сдался сразу, но поставил условия: «Только главную роль сыграешь ты. А режиссера из старшего поколения буду утверждать я». И выбрал Александра Прошкина.

– Чем ему так приглянулись?

– Ему понравилось, что я прочувствовала то, о чем он писал. В институте эту книгу проходили, но особо не запомнила. Когда перечитала позднее, она попала прямо в сердце. Поначалу казалось, что это история о любви. А потом стало понятно – о готовности русской женщины к самопожертвованию.

Наши соотечественницы склонны до конца следовать за своей судьбой, какой бы тяжелой ни была. Муж моей героини – Андрей Гуськов – дезертировал с фронта, прятался в лесу. Знала об этом одна Настёна. Но их секрет едва не раскрылся, когда односельчане заметили ее частые отлучки из деревни и начали слежку. Чтобы спасти любимого, героине пришлось пожертвовать жизнью – своей и ребенка, которого носила под сердцем.

Обсуждая сценарий, Распутин попросил: «Только, пожалуйста, не оправдывайте Андрея». А мы и не оправдывали – ни в спектакле, ни в кино.

– Распутин действительно был человеком суровым?

– Только на первый взгляд. При знакомстве был строгим, насупленным, держался на расстоянии. Во второй раз стал мягче, потому что успел меня узнать. А потом и вовсе принимал как родную. Хорошо помню, как угощал тыквенным пирогом. Было очень душевно.

Больше работы Распутин любил только свою семью: сына Сергея, дочь Машу и жену Светлану (на фото – слева направо).
Архив Иркутского областного краеведческого музея

ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

На съемках фильма «Уроки французского» дописали половину диалогов. Он и не заметил

Картина, снятая в 1978 году, для актрисы Татьяны Ташковой стала главной в жизни. До сих пор к ней подходят на улице и благодарят «за Лидию Михайловну».

– До съемок фильма думала, что Распутин – этакий сноб. Ведь его читал весь Советский Союз. Настоящая знаменитость. А на съемки пришел скромнейший, застенчивый человек.

Перед началом съемок режиссер Евгений Ташков прочел нам сценарий. Писатель одобрил: «Да, это мой рассказ, ничего лишнего не добавлено». Хотя на самом деле сценарист дописал половину диалогов. Это была наивысшая похвала. Раз писатель сделал вид, что не смог отличить свое от чужого, значит, неплохо постарались.

На съемочную площадку часто захаживал, контролировал процесс. И опять же старался не привлекать к себе внимания. Увидев, как репетирую роль, шепнул: «Этот рассказ я написал о себе, о своей школе в поселке Усть-Уда».

Оказалось, есть и прототип учительницы французского: Лидия Михайловна Молокова, она жила под Нижним Новгородом. Распутин поддерживал с ней отношения. После фильма ей стали приходить письма от зрителей, на которые даже отвечала. Потом люди и вовсе начали в гости приезжать. Ушла она не так давно, в 2011 году.

НЕ ПРОПУСТИТЕ

Все новое – давно утерянное старое

В Москве в Российской государственной библиотеке открылась выставка «Живая душа России».

Рукописи, письма, автографы, фотографии – в Румянцевском отделе рукописей к юбилею Валентина Распутина подготовили большую экспозицию. Обратите особое внимание на фрагмент рукописи повести «Живи и помни» – он долго считался утерянным. Написан текст фирменным мелким почерком – на одном рукописном листе умещалось пять машинописных.

Выставка будет работать до 27 марта.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Имя Валентина Распутина неразрывно связано и с белорусской культурой. В сентябре 2014 года под председательством писателя в Минске проходил Международный славянский литературный форум, организованный кинофестивалем «Золотой Витязь».

В экранизации повести «Прощание с Матерой» одну из лучших своих ролей – старухи Дарьи – исполнила народная артистка СССР, звезда белорусского театра Стефания Станюта. Эту роль многие кинокритики называли лучшей в карьере актрисы.

На родине писателя, в Иркутске, неоднократно гастролировали минские театральные коллективы: Современный художественный театр показывал в Иркутске знаменитую комедию сибирского автора Владимира Гуркина «Любовь и голуби», Республиканский театр белорусской драматургии привозил свою версию драмы «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова.

КСТАТИ

Одна из самых известных биографий была снята во время путешествий по Ангаре.

Режиссер Сергей Мирошниченко за документальную ленту "Река жизни" получил премию ТЭФИ и приз Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

– Распутин почти без остановки что-то записывал. Но постоянно терял свой блокнот. Моя дочь то и дело отправлялась его искать. Объясняла так: "Не хочу, чтобы пропало слово писателя, который защищает русскую женщину". Он сумел создать невероятно точные образы матерей, бабушек, любимых. Женщина для него была синонимом России. Во все его книги заложен единый смысл: оберегая женщину, мы оберегаем Родину.
ДОСЬЕ «СВ»

Валентин Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области. Окончил историко-филологический факультет ИГУ. Работал корреспондентом молодежной газеты. Публиковался в альманахе «Ангара», книжной серии «Литературные памятники Сибири», журнале «Роман-газета». Первая книга «Край возле самого неба» была напечатана в Иркутске в 1966 году.

В 1994 году создал Всероссийский фестиваль «Дни русской духовности и культуры «Сияние России», который ежегодно проводится в Иркутске.

Жил и работал в Москве, Иркутске и Красноярске. Скончался 14 марта 2015 года. Похоронен в Знаменском монастыре Иркутска.
Подготовили Нина КАТАЕВА, Екатерина ГАЛЕЕВА, Ирина МУСТАФИНА, Вера Ольшевская, Наталия Осинская, Валентин ПЕПЕЛЯЕВ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter