Предоставление выпускникам учебных заведений первого рабочего места позволяет избежать напряжения на рынке труда среди молодежи

Распределение помогает определиться

В Беларуси молодой специалист без работы не останется. В вузах, училищах, техникумах действует система распределения. Она распространяется на тех, кто учился за счет государства. С трудоустройством помогут и платникам. Такой подход — надежная социальная гарантия. Как она может развиваться дальше?

Татьяна Наумёнок недавно окончила Белорусский государственный медицинский университет. Интернатуру проходила в больнице скорой помощи города Минска. После столичной жизни девушка уехала в родной город Глубокое. Анестезиологи-реаниматологи там на вес золота.

Врач анестезиолог-реаниматолог Татьяна Наумёнок не жалеет, что на работу вернулась в родной город Глубокое.
Фото из личного архива Татьяны Наумёнок
— О том, что уехала, не жалею, — признается Татьяна. — В Минске хорошо, а дома — лучше. После столичной практики страшно было ехать домой, ведь у многих складывается стереотип, что в небольших городах слабое оборудование, невысокие зарплаты. Но реальность оказалась другой. В больнице у нас сплоченный коллектив. Коллеги всегда помогут и поддержат. Да, сложно, ответственно, не всегда безопасно. Трудиться в период пандемии особенно тяжело и физически, и морально. Но я знала, на что шла, когда выбирала профессию. Конечно, новость об установлении надбавок за работу с инфицированными пациентами была приятной.

В августе контракт заканчивается, но Татьяне уже предложили его продлить, и уезжать из родного города девушка не планирует. В столице много денег уходило на аренду жилья. Дома, живя с родителями, трат существенно меньше.

Медицинские университеты — лидеры по распределению выпускников, в том числе тех, кто учился на платном отделении. Ежегодно распределение в системе здравоохранения стопроцентное. Гарантия хорошей зарплаты и своего жилья — то, что важно для любого молодого специалиста. Но не менее ценно быть нужным на своей работе, видеть перспективы. Должно быть четкое понимание: хорошо там, где мы есть.

Президент не один раз обращал внимание на то, что для жизни и работы молодым специалистам необходимо создавать комфортные условия. Чтобы, приезжая по распределению, молодежь знала, что получит жилье и возможности для успешного карьерного старта.

— По мере возможности наниматели предоставляют молодым специалистам места в общежитиях, служебное жилье, оказывают денежную помощь, выделяют средства для компенсации затрат на наем жилых помещений, — отмечает Сергей Касперович, начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Беларуси. — В этом участвуют и местные органы власти.

Выпускников чаще всего отправляют в регионы, где кадровая проблема стоит особенно остро.

— Самое главное, что дает распределение молодым специалистам, — это преференция перед сильными конкурентами на рынке труда, — перед теми, кто уже давно работает, имеет серьезный опыт и хорошие практические навыки, — уверен ­Сергей Касперович.

Декан театрального факультета Белорусской государственной академии искусств Владимир Мищанчук говорит, что с распределением выпускников проблем никогда не возникало:

— Наших студентов ждут в ведущих театрах страны. В этом году их принимает театр имени Янки Купалы, театр имени Горького, Театр-студия киноактера, ТЮЗ, Белорусский государственный молодежный театр. Одну выпускницу ждет Гродненский областной драматический. Скажу больше: были приглашения из гомельского, могилевского театров, но, увы, курс небольшой, и удовлетворить все запросы не получилось. В этом году театральный факультет окончили 14 человек. Среди них — девять бюджетников и пять платников. Всем студентам-платникам мы предлагаем первое место работы, и это их право — согласиться или отказаться. Но по своему опыту скажу: распределяются с удовольствием.

Мировой опыт подтверждает, что молодому человеку всегда трудно найти первое рабочее место. Как пишет ТАСС, более 80% выпускников российских вузов сталкивались с проблемами при трудоустройстве после окончания учебы. В Западной Европе, например, уровень безработицы среди молодежи достигает 20—25%.

Кто-то считает распределение несовременным подходом: мол, обязаловка невозможна в условиях рыночной экономики, молодой специалист должен сам строить свою судьбу, а не висеть на шее у государства. Но, с другой стороны, государство тратит деньги на подготовку специалиста и вправе требовать от выпускника отработать определенный срок на тех направлениях и в той местности, где ощущается нехватка кадров.

— Механизм распределения эффективен. Мы заранее получаем от нанимателей информацию о том, сколько и каких специалистов им нужно, с каким уровнем образования. Это позволяет устранять диспропорцию с огромной безработицей среди молодых граждан на рынке труда, которая существует в европейских странах, — отмечает Сергей Касперович. — Во многих государствах, в том числе у наших ближайших соседей, есть точечные моменты, связанные с распределением по отдельным направлениям и сферам, особенно социальной. Об этом мало говорят. На самом деле это фактически то же распределение.

ЦИФРЫ

В 2020 году планируется распределить:

• около 19 тысяч специалистов с высшим образованием;

• 18 тысяч — со средним специальным образованием;

• 23 тысячи — с профтехобразованием.

По данным Министерства образования

МНЕНИЕ

Евгений Адаменко, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси:

— Я учился в институте механизации сельского хозяйства — сегодня это Белорусский государственный аграрный технический университет. В институте познакомился со своей второй половинкой. Поженились. У нас родился сын. Мы оканчивали вуз в 1984 году. По распределению уехали на малую родину жены, в Глусский район Могилевской области. Я работал инженером-электриком в совхозе «Заволочицы», жена — инженером по технике безопасности. В то время совхоз возглавляла Лидия Кирилловна Картель — она поддерживала, нас, молодых специалистов, никогда не отказывала в помощи. Мы и сегодня созваниваемся с Лидией Кирилловной, и я очень благодарен ей за все, что она для нас делала. Мы быстро привыкли к уютному месту, нам сразу выделили квартиру, и местные жители принимали нас, новоселов, как родных. Уже через четыре года я стал директором совхоза. Вспоминаю время профессионального становления с благодарностью. Это отличная школа жизни. Сейчас даже многие выпускники, которые сами платили за обучение и могли получить свободный диплом, просят выдавать им направление на работу. Молодые люди понимают, что студенческие годы не прошли бесцельно и, обучившись той или иной профессии, можно реализоваться в своей сфере.

Мария Винникова, старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН, кандидат искусствоведения:

— Художественно-графический факультет Ленинградского педагогического института я окончила в 1972 году. Помню, с каким волнением и интересом мы ждали момента распределения. В те времена это была настоящая лотерея. Нас отправляли на работу в различные уголки СССР. Да и распределение было обязательным для всех. Ребята с моего курса уехали в Томск, Полесск, Севастополь, Якутск, Новосибирск. Те, кто родился в Ленинграде, конечно, старались остаться в родном городе. Я приехала в город Нестеров. Вела в школе и в Доме пионеров уроки изобразительного искусства. Помню, как в годы учебы мы постоянно организовывали капустники, выпускали стенгазеты, проводили творческие вечера. Такие инициативы я старалась реализовать и в школе. Мы делали красочные плакаты ко Дню учителя, а к Новому году выпустили необычную газету с шаржами и смешными рисунками. В той школе когда-то учился космонавт Виктор Пацаев. Я была инициатором открытия музея его имени, коллеги поддержали идею. Мы разместили в кабинете фотографии космонавта, я нарисовала его большой портрет. Сегодня средняя школа города Нестерова носит имя героя-космонавта.

hilkok@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter