Экс-председатель Белорусского лыжного союза своими руками построил в Раубичах трамплин для прыжков на лыжах

Расправить лыжи

Когда-то трамплины были символом «Раубичей». Гигантские вышки виднелись над лесом и даже печатались на денежных купюрах. Шесть лет назад как раз в ходе реконструкции спорткомплекса трамплины демонтировали. Остался один, но и тот давно стал местом притяжения лишь для любителей «заброшки». Но теперь в «Раубичах» вновь прыгают. И даже всерьез рассуждают о возрождении и трамплинов, и традиций.

Леонид ЧАЩИН тренирует внука и мечтает о больших полетах

Возьми и сделай

Идей по развитию в стране подзабытого вида спорта у Леонида Чащина появлялось уже немало. Еще в бытность руководителем Белорусского лыжного союза он пробовал собрать команду, потом восстановить трамплины. Пару лет назад показывал чертежи спортивного комплекса на месте расположенной неподалеку базы профсоюзов. Там, кстати, работы идут, и успевший изрядно зарасти бурьяном склон трамплина (большинство белорусов о его существовании даже не слышало) стал уже куда больше похож на спортивное сооружение, появилась эстакада. Но основные планы Леонид Чащин связывает с «Раубичами».


— Я большой поклонник прыжков с трамплина и двоеборья. Сам прыгал, тренировал. Закладывал основу белорусской школы прыжков. И на то, что происходит с этими сооружениями и нашей сборной, было больно смотреть.

Ребята с охотой идут в новый для себя вид спорта

Сейчас Чащин уговорил нынешнего директора «Раубичей» Александра Гагиева разрешить оборудовать трамплин для детей. Вместе с тренерами и родителями за две недели сколотили из досок склон разгона. Сняли с торчащего рядом левиафана советской эпохи керамические направляющие для лыж и щетки для склона приземления. Дирекция спорткомплекса помогла с баками для воды и опилками для склона приземления. Чащин благодарен, но отмечает: это только начало.


— Я вышел на пенсию, огляделся вокруг и понял, что с зимними видами спорта в Беларуси очевидные проблемы. Даже там, куда вкладываются серьезные деньги, отдача условная. К тому же многое зависит от снега. А ведь прыжки с трамплина — вид круглогодичный. Пока в Международной федерации лыжного спорта и Международном союзе биатлонистов не представляют, как с нынешней погодой проводить этапы Кубка мира и Европы, прыгуны капризов климата не замечают. А у нас ведь еще и традиции, опыт! Когда Николай Козеко начинал развивать в Беларуси фристайл, здесь вообще ничего не было: ни тренеров, ни склонов. Неужели мы на нашей базе не сможем повторить его путь? Сборная Беларуси в свое время даже чемпионат СССР выигрывала!


Учатся летать

Еще лет десять назад в Беларуси была достаточно перспективная команда прыгунов. Максим Анисимов, Иван Соболев выступали на этапах Кубка мира и даже попадали на Олимпиаду. Сегодня (по последним данным) парни работают на стройке. Их товарищи по сборной также разбежались кто куда. На трамплине остался один бывший двоеборец Владимир Кудревич. Да и тот едва не затерялся, прежде чем стал тренером.

Владимир КУДРЕВИЧ готовит смену

— После того как я решил закончить выступления, год работал в магазине. Строительный гипермаркет: помогал людям плитку выбирать. Потом уговорили вернуться. Набрал группу. Просто приходил в школы и раздавал приглашения. После первого такого похода собралось человек десять. Неплохо. Сегодня уже ходить не надо: о нас как-то друг другу рассказывают, приводят друзей. Многие видели наши тренировки в горнолыжном центре «Солнечная долина»: приходили, спрашивали. К тому же тренировки бесплатные. Я два раза в неделю собираю ребят на микроавтобусе и отвожу в «Раубичи». Потом обратно. Постепенно растем.


В первом наборе новой волны белорусских прыгунов оказался даже внук самого Чащина — Матвей. Есть талантливые сестры-двойняшки Жемчужные. Своих детей привели многие экс-прыгуны и двоеборцы. Ева Быстрицкая и Матвей Хотько стали призерами на соревнованиях в Польше, России и Чехии. Тренеры рассказывают, что в прыжки дети идут куда охотнее, чем в лыжные гонки. Упираться и терпеть нынешнее поколение не очень любит, а здесь — азарт, адреналин, полет! Амуниция осталась еще из старых запасов Чащина. Пока хватает. В качестве призов для соревнований Леонид Дмитриевич в багажнике машины возит тренировочные жилетки и купленные в магазине медали. Объясняет: если ребенку уделить внимание, он ответит старанием и самоотдачей.


— Наша главная задача, — говорит Чащин, — вернуть Беларусь в мировую элиту прыжков с трамплина. Сегодня серьезно развивать этот вид спорта собрались многие страны. Великолепный комплекс построили в Румынии, на новый уровень выходят болгары, масштабные планы у эстонцев и латышей. После затишья начали развивать прыжки в России. Сейчас очень важный и удобный момент для того, чтобы попасть в эту волну. Мы обсуждали наш вопрос с рейс-директором и консультантом FIS Вальтером Хофером. По его словам, потенциал у «Раубичей» огромен. Председатель подкомитета FIS по прыжкам с трамплина Ханс Мартин Ренч помог с проектом реконструкции комплекса. Предполагается поставить два современных трамплина, башню с рестораном на последнем этаже и гостиницей, переход на склон для фристайла. Что-то похожее на комплекс в австрийском Инсбруке.

Трамплин прыгуны сделали сами, но говорят о серьезных перспективах.

На рендерах новый комплекс выглядит эффектно и стильно. В FIS в случае появления в Беларуси такого сооружения обещают дать право на проведение международных соревнований сразу на несколько лет вперед. Включая этапы Кубка мира среди мужчин и женщин. Дело за инвестором: на строительство нужно порядка 5 миллионов долларов. По словам Чащина, с учетом выгодного расположения, красоты места и уже существующей инфраструктуры поиск заинтересованных — вопрос времени. Вполне возможно, самого ближайшего.


komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter