Во время расследования глухого убийства удалось раскрыть еще одно, о котором никто не знал

Расправились из-за долга

Труп 29-летней гомельчанки был найден в съемной квартире. Многочисленные повреждения указывали на то, что женщину убили с особой жестокостью. До момента обнаружения тела прошло больше суток. Милиция занялась поисками душегуба. 

Коллаж Ольги Александровой

Трое в СИЗО

Опрос жильцов подъезда практически не принес результата. Лишь одна из соседок вспомнила, что слышала приглушенные крики. Однако при отсутствии другой информации это мало что давало. Следствие занялось отработкой знакомых погибшей, углубляясь в подробности ее личной жизни. 

Алена Потапова (некоторые фамилии в материале изменены) вышла замуж еще в 1989-м. 

Худо-бедно прожили десять лет, из которых год супруг Сергей отбывал наказание за кражу. Затем совместная жизнь разладилась — муж ушел к другой. Потапова съехала на съемную квартиру, однако с разводом не спешила, лелея надежду восстановить семью. 

В подпитии Сергей регулярно заходил к бывшей возлюбленной и устраивал скандалы. Как выяснилось, железного алиби на ночь убийства у него не было. С учетом этих обстоятельств он был взят под стражу, став главным подозреваемым. 

В то же время отрабатывались и другие версии. Вскоре следствие установило еще двоих мужчин, с которыми общалась Алена. Их тоже поместили в изолятор. 

Одноклассницу звали Татьяной

Пока задержанные предавались мрачным размышлениям, следствие плотно работало со свидетелями. Опрашивались подруги Потаповой, ее коллеги по торговле на рынке. Выяснилось, что были похищены золотые изделия — цепочка с кулоном, серьги и три кольца, которые всегда носила Алена. Сыщики пытались выяснить, не обзавелся ли украшениями кто-то из знакомых убитой. 

В числе допрошенных оказалась школьная подруга Татьяна Филиппова. Она поведала, что незадолго до гибели Алена рассказывала про своих кавалеров. Среди них, мол, и нужно искать убийцу. 

Впрочем у следствия уже была другая, заслуживающая внимания информация. О том, что Потапова одолжила деньги двум своим подругам. И одной из них была Татьяна. Причем именно та последней видела Алену живой.

Не внушал доверия и портрет свидетельницы. Отрицательные отзывы по месту жительства, тесные знакомства с уголовниками. Наконец — судимость за кражу (ввиду наличия двоих детей суд назначил ей условное наказание).

Но все это лишь догадки, которых недостаточно для предъявления обвинения. 

Экспертиза показала

Спустя месяц из СИЗО выпустили всех троих подозреваемых. Версии об их причастности не нашли подтверждений. Следствие по уголовному делу было приостановлено, но всего через две недели возобновилось. 

Криминалистическая экспертиза обнаружила на одежде Сергея Потапова волокна, идентичные волокнам майки, которая была на женщине в день ее смерти. Потапов признался, что незадолго до трагедии действительно заходил к жене, но ничего плохого не сделал. Других улик против него не было, и мужчину отпустили.

Расследование уголовного дела снова приостановили с формулировкой, что возможности раскрытия преступления следственным путем исчерпаны. 

Смертельный коктейль 

Через год на стол начальника Новобелицкого РОВД Гомеля легли два заявления. Уже знакомая Татьяна Филиппова и некто Инна Чернецкая признались в том, что сделали позапрошлым летом. Муки совести тут ни при чем. На славу поработал уголовный розыск… 

Алена и Татьяна дружили со школы. Поэтому в час нужды Филиппова обратилась за помощью к Потаповой. Та без проблем дала взаймы 100 долларов. По тем временам сумма приличная. Возвращать ее Таня не спешила. Правду говорят: берешь чужое и на время, отдаешь свое и навсегда.

На этой почве возник конфликт. Дошло до угроз кредиторши обратиться к неким посредникам, которые, мол, выбивают долги негуманными методами. Вполне заурядная ситуация для 1990-х. Впрочем закончился разговор на мирной ноте. Алена пригласила Филиппову в гости — обсудить пути решения проблемы и просто поговорить о жизни за рюмкой горячительного. Не терять же многолетнюю дружбу из-за каких-то ста долларов. На том и порешили. 

Случайным свидетелем разговора стала еще одна подруга Филипповой, которая, как и она, работала продавцом. Инна Чернецкая пришла в гости как раз в момент беседы и слушала ее из соседней комнаты. А тем же вечером согласилась пойти вместе с Татьяной и оказать ей поддержку. 

Очевидно, изуверский план вызрел уже тогда, поскольку шли не с пустыми руками. Филиппова взяла бутылку водки, в которой растворила какие-то таблетки. На недоуменный взгляд подруги пояснила: 

— Клофелиновый коктейль. Это чтоб Аленка поспокойнее была — будет легче договориться. 

Жидкость получилась мутноватой, с инородными частицами, не исчезавшими, сколько бы Татьяна ни трясла бутылку. Тогда она добавила чайной заварки, придавшей напитку светло-янтарный оттенок. Теперь он мог сойти за настойку. 

В темноте мучили кошмары

Застолье вышло странным. Гостьи наливали себе из одной бутылки, а хозяйке — из другой. Потапова то ли не замечала, то ли не придавала значения. Однако после нескольких рюмок сказала, что ей нехорошо и больше она пить не будет. Все еще не подозревая подвоха, Алена предложила переночевать у нее, разложив для подруг диван и кресло-кровать. После чего легла спать сама. А Инна и Таня, пошептавшись в кухне, пришли ее убивать. 

Констатируем факты, которые позже установит следствие. Потапова проснулась и оказала активное сопротивление. Изуверки наносили удары тяжелой сковородой, затем душили жертву руками и шнуром от электроприбора. В конце концов пустили в ход кухонный нож. 

Когда все закончилось, побросали в пакет бутылки, стаканы и нож. Сняв с трупа драгоценности, убийцы ушли. 

После того как Татьяна благополучно прошла несколько допросов, обе поверили, что им ничто не грозит, и жили как прежде. Правда, Филиппова стала пить еще чаще и спать с включенным светом. В темноте ее мучили кошмары. 

Могила в подвале

Задержанные за убийство, с момента которого прошло полтора года, Чернецкая и Филиппова были помещены в изолятор. Спустя неделю оттуда выходила одна из женщин, у которой сотрудники СИЗО изъяли клочки бумаги, исписанные мелким почерком. 

Содержание записок оказалось крайне интригующим. Речь шла о предмете, который получатель письма обязательно должен выкопать в подвале и перепрятать, а по возможности — уничтожить. Неудачливая связная призналась: передать записки ее попросила сокамерница — Татьяна Филиппова. 

По месту ее жительства выехали милиционеры, следователь и криминалист. 

В подвале в присутствии понятых открыли дверь чулана, закрепленного за квартирой Татьяны. Копать пришлось недолго. На глубине полметра лежал целлофановый пакет. Внутри него — кости. Точнее, косточки. Позднее экспертиза установила, что это останки младенца. Его Филиппова родила и убила в 1998 году. 

За содеянное суд лишил ее свободы на 20 лет. Сообщница Инна Чернецкая получила срок пятью годами меньше. 

prolesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter