Распоясались

Сегодня в Москве и Подмосковье приспущены флаги, отменены развлекательные мероприятия. Объявлен траур по 35 погибшим в результате взрыва в аэропорту «Домодедово» 24 января...

Сегодня в Москве и Подмосковье приспущены флаги, отменены развлекательные мероприятия. Объявлен траур по 35 погибшим в результате взрыва в аэропорту «Домодедово» 24 января. Пострадали 180 человек, в больницах Москвы остаются 84 раненых.


Следствие сейчас устанавливает, каким образом террорист–смертник и его пособник (или пособница, как утверждают некоторые СМИ) привели в действие мощное взрывное устройство, начиненное для усиления поражающего эффекта гвоздями, металлическими шариками и гайками. Если взрыв был дистанционным, значит, надо искать тех, кто управлял «живой бомбой». Но уже ясно, что за террористами стоят серьезные силы.


Безопасность без ответственности


...В зале прилета международных рейсов, который находится в дальнем крыле аэропорта «Домодедово», многолюдно. Впрочем, здесь так всегда. Стюардесса авиакомпании Наталья Ортман, регулярно летающая из «Домодедово», объяснила мне: в момент взрыва в зале было огромное количество людей, потому что в это время ожидалось прибытие около 30 рейсов, 15 из которых были международными.


Я неоднократно наблюдала, как в зале прилета, кроме встречающих, всегда томятся в ожидании выгодных клиентов таксисты–«бомбилы», буквально хватающие за полы прилетевших пассажиров, таможенники, караулящие рейсы из Душанбе и Андижана. Прилетевшие оттуда ожидают свои чемоданы минут на двадцать дольше, чем пассажиры с других рейсов: их багаж на выходе из зоны прилета проходит через рентген. Едва ли не каждого пятого еще и досматривают, заставляя распаковать вещи. Еще одна причина для сутолоки. Понимаю и таможенников: попытки провезти в Россию наркотики из Средней Азии не так уж редки. Только вот какой парадокс: насколько бывает непросто выйти из аэропорта, настолько беспрепятственно, оказывается, можно пронести на его территорию все что угодно, даже мощную бомбу.


Уже в день теракта Дмитрий Медведев заявил, что руководство «Домодедово» должно ответить за нарушение безопасности в аэропорту: «Пронести такое количество взрывчатки — это надо постараться. За это должен ответить и менеджмент аэропорта».


Несмотря на то, что на всех входах и выходах в «Домодедово» установлена аппаратура для проверки вещей и личного досмотра, чаще всего она отключена. Тщательный досмотр пассажиров проводится только при посадке на самолет уже сотрудниками безопасности аэропорта и авиакомпаний.


Теперь собственная служба безопасности МВД начала проверку работы правоохранительных служб и их кадрового состава. Прозвучало даже, что нужно проверить, каким образом на службу в транспортную милицию, работающую на территории аэропорта, попали люди из разных регионов России, как они получили свои должности и звания.


Есть вопросы


Теракт в «Домодедово» породил не только страх и панику, но и неразбериху в российских СМИ. До сих пор не ясно, сколько было террористов, были это мужчины или помогала женщина. Как случилось, что организацию взрыва приписывают той группировке, членов которой якобы уже арестовали?


Взрыв заставил вернуться к старым вопросам, которые давно остаются без ответа. Почему спецслужбы в России регулярно докладывают о десятках предотвращенных терактов, а сведений о том, что потенциальные террористы арестованы и осуждены, нет? Почему при том, что за 2010 год на Северном Кавказе было проведено более 30 контртеррористических операций и нейтрализовано более 300 боевиков, число терактов в регионе не уменьшилось, а, наоборот, по сравнению с 2009 годом — удвоилось?


«В конце года на юго–востоке Москвы взорвалось строение в одном из спортклубов, — анализирует ситуацию депутат Госдумы Иван Саввиди. — Сработала бомба, погибла женщина, чей муж оказался боевиком с Северного Кавказа. Затем в другом городе удалось задержать сообщницу погибшей. Появились сообщения, что эти женщины должны были стать смертницами, но теракт сорвался. И до сих пор нет сообщений о том, кто же стоял за ними, найдены ли сообщники и т.д. Это не дает уверенности в том, что спецслужбы «держат руку на пульсе».


Еще одна проблема — коррупционная. Мелкая продажность, свойственная некоторым работникам при погонах, которые должны охранять и защищать, делает законопослушных граждан беззащитными перед террористом, за мзду прошедшим мимо любого контроля...


«Только в Москве за 10 лет произошло восемь крупных резонансных терактов с человеческими жертвами, взорваны два самолета, вылетевшие из Москвы в Сочи и Волгоград, поезд Москва — Грозный, «Невский экспресс» — а никаких внятных виновных нет, — недоумевает эксперт по проблемам терроризма Андрей Солдатов. — Террористическая активность планомерно повышалась последние несколько лет после того затишья, которое было в 2005 — 2006 годах».


Сейчас эксперты обсуждают версии, на кого был направлен этот взрыв. Некоторые российские политологи считают, что это — удар по либеральной политике Дмитрия Медведева. Дескать, страх и ненависть в обществе, порождаемые терактами, заставят российскую власть вернуться к политике закручивания гаек, а впереди — год выборов...


Известный политолог, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов обращает внимание на то, что впервые террористической атаке в Москве подвергся аэропорт, зона прилета международных рейсов. Не своего ли рода это намек: вот так будут встречать на Всемирной универсиаде, которая пройдет в Казани, на зимней Олимпиаде в Сочи, ЧМ по футболу...


Проверки на маршрутах


Глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин заявил, что в ближайшую пятницу коллегия палаты утвердит график проверок всех российских аэропортов и железнодорожных вокзалов на предмет того, как используются бюджетные средства, выделенные на обеспечение безопасности. Что может показать проверка, если во всех аэропортах и крупных московских торговых центрах стоят неиспользуемые рамки и металлоискатели? Средства на безопасность формально потрачены. Но чтобы защита действительно работала, каждому нужно на своем месте ответственно выполнять свое дело. Проблема хроническая, и штрафом тут дело не исправишь...


Заявление Министерства иностранных дел Республики Беларусь

 


Нас глубоко потрясли трагические события в международном аэропорту «Домодедово». Мы выражаем свое глубокое сочувствие родным и близким погибших.


Республика Беларусь решительно осуждает терроризм во всех его проявлениях. Мы подчеркиваем необходимость решительной и скоординированной борьбы с этим позорным явлением современности.


Республика Беларусь призывает активизировать усилия международного сообщества и прежде всего межгосударственное взаимодействие на пространстве СНГ для проведения расследования и неотвратимого наказания виновных.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter