Расплата за безумство…

В поисках решения проблемы «обуздания» пьяных водителей выдвигаются разные идеи...

Поздним вечером 29-летний житель Лиды, изрядно приняв на грудь спиртного, взялся на своей автомашине «Мицубиси-Каризма» подвезти четырех товарищей. Поездка завершилась на соседней улице: машину вынесло на встречную полосу, где она лоб в лоб столкнулась с «ауди».

Четыре унесенные жизни стали расплатой за безумство «удальца». Погибли все пассажиры «ауди» — родители и двое деток.

Чуть позже в такую же хмельную поездку с тремя друзьями отправился  еще один житель райцентра. На дороге Минск — Гродно его «линкольн» не сумел разъехаться с «Пежо-406». Оба водителя погибли на месте, а по пути в больницу умерла и пятилетняя девочка-пассажирка.

Еще три человеческие жизни стали платой за безответственное поведение водителя в Щучинском районе. Пьяный мужчина не только погиб сам, но и погубил жену и 16-летнего парня-попутчика.

…Таких печальных примеров заместитель начальника управления ГАИ Гродненского облисполкома Анатолий Климов может привести немало. Только за десять месяцев нынешнего года за управление транспортными средствами в состоянии  алкогольного опьянения было наказано свыше шести с половиной тысяч водителей. Это почти на полтысячи больше прошлогоднего. Именно поэтому на Гродненщине всерьез обеспокоились проблемой борьбы с пьянством за рулем.

— В большинстве случаев каждый водитель, севший за руль после возлияния, пытается найти оправдание своим действиям: поругался с женой, срочно вызвали куда-то, до банального «надо было ехать», — комментирует Анатолий Владимирович. — Только оправданий-то в данном случае быть не может, ведь они не вернут людские жизни.

В поисках решения проблемы «обуздания» пьяных водителей выдвигаются разные идеи. Эффективным методом воздействия на непонятливых Анатолий Климов считает конфискацию транспортного средства у севших за руль в состоянии алкогольного опьянения. Свои мысли по этому поводу гродненцы отправили на рассмотрение в УГАИ МВД Беларуси. Правоохранители ожидают, что и их предложения в обобщенном варианте в скором будущем войдут в проект новых мер, которые обязательно должны быть сформулированы и предложены законодателям на утверждение.

Есть же опыт борьбы с нетрезвыми участниками дорожного движения в других странах. Например, во Франции с 2003 года значительно ужесточены санкции к любителям пьяной езды. Теперь содержание алкоголя в крови водителя в 0,8 промилле и выше расценивается как преступление со всеми вытекающими последствиями. Машины же выпивох-рецидивистов подлежат конфискации.

После принятия Венгрии в Евросоюз в стране также ужесточили меры к нарушителям ПДД. Причиной была высокая смертность на дорогах: в 10-миллионной стране в год погибало около 3 тысяч человек. Теперь грубые нарушения правил на дороге наказываются лишением свободы. Одновременно с этим серьезные деньги стали выделяться на строительство современных автострад и модернизацию дорожной инфраструктуры.

В Дании за вождение в нетрезвом виде, в зависимости от степени алкогольного опьянения, можно получить от 14 дней до 10 лет лишения свободы. В США срок, в течение которого совершенное во второй раз нарушение антиалкогольного законодательства считается повторным,  длится не год, как у нас, а десять лет. Нарушителю грозит либо крупный штраф, либо тюремное заключение до 5 лет. В Японии водителя под «кайфом» могут лишить свободы на срок до двух лет с привлечением к тяжелым работам.

— Управление транспортом в нетрезвом состоянии является одним из самых серьезных правонарушений, — убежден Анатолий Климов. — И хотя санкции по новому Административному кодексу сегодня довольно жесткие (лишение права управления транспортными средствами сроком на 3 года и штраф от 15 до 35 базовых величин), любителей прокатиться подшофе меньше не становится. Не сдерживает наших граждан и возможность попасть на скамью подсудимых после повторного в течение года нарушения данной нормы закона. Именно поэтому необходима дальнейшая работа над усовершенствованием законодательства в этой сфере. Оно должно стать по-настоящему результативным — ведь это вопрос жизни и смерти.

Валерий ЮДИН, инспектор отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Гродненского облисполкома, Лилия НОВИЦКАЯ, «Р»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter