Стоит ли выпускные и вступительные испытания проводить в одном формате?

Расписание на завтра

Министерство образования предлагает соединить ЦТ и выпускные экзамены. Это может заработать уже с 2022 года. Сейчас по поводу возможного нововведения разворачивается дискуссия. Свои предложения каждый может оставить на сайте министерства. Смогут ли классические экзамены точнее привычных тестов оценить глубину знаний абитуриентов? Стоит ли выпускные и вступительные испытания проводить в одном формате? Об этом мы попросили высказаться наших экспертов.


Не надо заимствований 


Об изменениях в сфере образования говорится давно. Но у меня как у специалиста складывается впечатление, что чуть ли не каждый год у нас что-то преобразовывается. Приведет ли это к улучшению? Мне кажется, нет. Да, возможно, это снизит психологическое напряжение у абитуриентов. Главное — нужно определить роль и место образования в развитии страны. Посмотрите, что сейчас происходит. Получение знаний рассматривается как товар, который нужно выгоднее продать. Но учебные заведения — это не предприятия сферы услуг! 

Образование нужно рассматривать как общественное благо. Появляются новые отрасли, трансформируются и совершенствуются технологические уклады. Здесь ключевую роль играет человеческий капитал. Наша страна нацелена на то, чтобы воспитать креативных специалистов, способных двигать вперед экономику, культуру и общественную жизнь. Но в то же время централизованное тестирование соответствует духу времени — помогает в подготовке потребителя и делает вузовское образование доступным для тех, кто имеет хотя бы базовый уровень подготовки. Тесты хороши с технической точки зрения как промежуточная проверка знаний, но не итоговый их контроль. 

Беларусь всегда славилась своими людьми, а наше образование ценилось на советском и постсоветском пространстве. Чтобы не растерять наработанных десятилетиями достижений, нужно продолжать работать над повышением престижа профессии школьного учителя. Вспомните: раньше учитель входил в класс, все вставали как один. Никому не надо было напоминать о таком проявлении уважения. Теперь же хорошо, если дети хотя бы на секунду оторвутся от смартфонов. Все чаще в новостях появляются истории о конфликтах в школе между учителем и учеником. У нас до сих пор нет четких правил и обязанностей для всех участников образовательного процесса: учитель — ученик, учитель — родители, учитель — администрация. А ведь каждый должен нести ответственность за свои поступки и слова. 

Еще одна проблема — качество учебников. Они тяжелы для восприятия. К сожалению, главную задачу быть понятной для ребят учебная литература не выполняет. Здесь также стоит провести работу над ошибками.

Не устану повторять, что советское образование было четко выстроено и структурировано. Главное в нем — организация качественного учебного процесса и, безусловно, воспитание детей, так как эти направления взаимосвязаны. Посмотрите, что сегодня творится на улицах страны. Основной движущей силой протестов выступает молодежь. Признаться, меня возмутило поведение студентов. Такое ощущение, что ребята хорошо усвоили не учебный материал, а методы расшатывания устоев в государстве. Студент должен накапливать знания, умения, навыки, а не направлять свою энергию на уличные протесты. Уверена, такое хождение по улицам от безделья. Конечно, молодежь легко внушаема, ее мировоззрение еще не сформировано. Однако с этой категорией нужно работать, поддерживать конструктивные инициативы, устраивать площадки для обсуждения разных мнений. Желательно с участием профессионалов, которые умеют вести дискуссию. На мой взгляд, этим вопросом должно заниматься Министерство образования. 

Мы все пытаемся подстроиться под западноевропейские стандарты, собирая новые и новые заимствования. Один из наиболее характерных примеров — присоединение к Болонскому процессу. Мы почему-то гоняемся за «импортными» образцами образовательных моделей, не вдумываясь, зачем это нужно и к чему приведет. Может, лучше оглянуться и вспомнить то, что уже хорошо себя зарекомендовало?

Валентина Леоненко, кандидат исторических наук, доцент

Убрать двойную нагрузку


Понятно, что идеальных систем оценки знаний не существует. Например, при сдаче тестов оценка работы абитуриентов ограждена от человеческого фактора, который всегда связан с той или иной долей предвзятости. Система максимально объективна. Основываясь на успехах в школе и репетиционном тестировании, каждый может предусмотреть и результат ЦТ.

При этом тесты не выходят за рамки основного содержания учебников и школьной программы. Конечно, без подготовки, систематизации знаний, повторений высоких баллов не получить. Но я не согласна с высказыванием, что без репетитора к ЦТ подготовиться невозможно. Порой он помогает некоторым абитуриентам побороть неуверенность больше в психологическом плане, а родителям — снять с себя часть ответственности, полагая, что таким образом они сделали все для своего ребенка.

С другой стороны, как нередко отмечал Глава государства, за сухой статистикой тестов не рассмотреть глубины знаний. Плюс есть фактор случайности, когда абитуриент, выполняя задание, может просто угадывать ответы. 

Подготовка к централизованному тестированию и экзаменам отличается. В результате выпускникам приходится сдавать двойной набор испытаний: сначала за школьный курс, затем централизованное тестирование. А это двойная нагрузка на ученика. 

Если сейчас одиннадцатиклассник сдает четыре экзамена в школе и до четырех в формате ЦТ, то с введением новой схемы ему предстоит пройти испытание по четырем предметам лишь по разу. Об этом говорили многие родители: зачем попросту зубрить материал и бесконечно волноваться за предметы, которые не пригодятся при поступлении. 

Пока остается неясно, как школьные экзамены технически привести в соответствие с централизованным тестированием. Но уже тот факт, что на подготовку данного изменения отводится длительное время, не может не радовать. Здесь не нужна спешка. Сегодня речь должна идти не о кардинальных изменениях и реформах, а о планомерной работе по совершенствованию и развитию системы образования. Каждый шаг и каждая новация должны пройти широкое общественное обсуждение.

Возможно, идея с общенациональным экзаменом найдет отклик в обществе. Ведь школьные экзамены и ЦТ по форме проведения существенно различаются. Опыт проведения таких экзаменов есть в разных странах. И его тоже важно учитывать. 

О новом формате вступительной кампании не раз говорил Президент. Главное — детально обсудить вопрос и не принимать резких решений. Важно найти разумный баланс, поддержать молодых людей, помочь им сформировать правильное отношение к делу, профессии, стране — в этом основа успеха.

Ольга Петрашова, депутат Палаты представителей Национального собрания
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter