Расписание на завтра

С 1 сентября школе предстоит жить по–новому. В новом ритме, в новом темпе. Ближайшие 2 года окажутся напряженными — предстоит переход на одиннадцатилетку. Задача–минимум — совершить его с наименьшими издержками...

С 1 сентября школе предстоит жить по–новому. В новом ритме, в новом темпе. Ближайшие 2 года окажутся напряженными — предстоит переход на одиннадцатилетку. Задача–минимум — совершить его с наименьшими издержками. Задача–максимум — аккумулировать накопленный педагогический опыт, проанализировать все плюсы и минусы уже пройденного пути и предложить оптимальную систему обучения, чтобы и в качестве образования не потерять, и здоровье ребят сохранить. «Школа должна давать всем детям хорошее базовое образование, предоставляя при этом им возможность развивать свои способности, таланты», — так сформулировал конечную цель преобразований на совещании с учителями первый заместитель главы Администрации Президента Анатолий Рубинов.


На совещание были приглашены авторитетные педагоги городских и сельских школ, опытные руководители учреждений образования. Обсуждали разработанную Министерством образования концепцию оптимизации общего среднего образования. Мнения высказывались разные. О количестве часов, отведенных на различные предметы, о том, как уменьшить нагрузку, но при этом не только дать детям знания, а еще и развить их природные склонности. Разноплановый разговор, порой эмоциональный, но очень заинтересованный, стал еще одним подтверждением того, что равнодушных к судьбе школы людей нет. И это нормально, ведь, как выразился Анатолий Рубинов, решения, которые напрямую касаются многих, «не должны приниматься в кабинете».


Что предполагает концепция Министерства образования, озвученная заместителем министра Казимиром Фарино? Во–первых, 9–летнее базовое образование и 11–летнее — общее среднее. Разумеется, учебная пятидневка. Для всех. С той лишь разницей, что в начальной школе и для малышей, и для их учителей суббота — выходной, для учеников 5 — 9–х классов в этот день будут проводиться различные спортивные, культурные и воспитательные мероприятия, а старшеклассники смогут посещать факультативы и курсы по выбору.


Во–вторых, всем школам предстоит перейти на единый учебный план. А как же, спросите, профильные классы, классы с углубленным изучением отдельных предметов? Желающим более досконально изучить ту или иную дисциплину такую возможность предоставят, но, так сказать, в свободное от основных уроков время, точнее, на тех же факультативах. Этот пункт концепции вызвал оживленную дискуссию. Многие школы сильны именно профильными классами, вздыхали педагоги. «Так какие проблемы? — удивилась заместитель главы Администрации Наталья Петкевич. — Значит, нужно повышать свой статус, становиться гимназией!»


Официальный статус «школа с уклоном» все же предполагается сохранить. Уклона четыре: хореография, изобразительное искусство, театральное искусство, музыка. Но — не более того. «Ранняя профилизация ничего хорошего в себе не несет, уровень образованности общества не повышает, — твердо убежден Анатолий Рубинов. — Вы только подумайте: не имея представления о реалиях рынка труда, школа пытается готовить неких специалистов... Она должна учить, и учить хорошо, а придет время — ученик сам решит, какую профессию выбрать, исходя из своих способностей, оценок в аттестате, конкурсов в вузах, потребности народного хозяйства в специалистах того или иного профиля».


В меньшей степени преобразования затронут гимназии и лицеи. «Мы не намерены стричь всех под одну гребенку», — заявил Анатолий Рубинов. Но кое–что все же изменится. В частности, гимназиям, не исключено, придется время от времени подтверждать свой статус: проходить аккредитацию, аттестацию. Не удастся подтвердить, что уровень обучения соответствует самым высоким требованиям, — со статусом придется распрощаться.


На совещании не обошли вниманием и проблему перегрузки. Как сообщил Казимир Фарино, сейчас ведется анализ школьных программ, чтобы исключить из них второстепенный, дублирующий материал. Это особенно актуально для ребят, которые учатся по 12–летней программе и в следующем учебном году пойдут в 11–й класс, — им придется за 2008/2009 учебный год освоить программу двух классов. Обсуждался и «косметический» вариант: изменение содержания образования только в старшей школе без серьезной корректировки программ на других ступенях. Мнение педагогов таково: уж если пересматривать, то от и до, иначе изучать предметы станут «кусками». Предполагается, что даже в старших классах у школьников будет не более 6 уроков в день, правда, летние каникулы придется немного отложить: учить и учиться планируется до 20 июня. С 1 июня каникулы стартуют только в начальной школе.


Есть хорошие новости для учителей. К примеру, на фоне снижения преподавательской нагрузки планируется увеличить доплаты за категорию, установить квалификационную категорию для молодых специалистов.


Предложения, прозвучавшие во время совещания, будут обсуждаться на заседании межведомственной комиссии. Но уже сегодня можно сказать: в основе предстоящих преобразований, как резюмировал Анатолий Рубинов, — подготовка гражданина своей страны. Школа должна давать прочные знания, которые каждому выпускнику позволят самостоятельно выбрать жизненный путь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter