Не ломать, а совершенствовать. Такой принцип развития системы образования определен на совещании у Президента

Расписание на завтра

Развитие системы образования находится на постоянном контроле Президента. И дело не только в том, что эта тема так или иначе касается буквально каждого из нас. Вопрос шире. Мир вокруг развивается стремительными темпами. И то, что еще вчера казалось всем диковинкой, сегодня становится обыденностью. Это относится абсолютно ко всем сферам жизни. Поэтому к инновациям должны быть адаптированы и экономика, и люди. Но прежде всего преподаватели и ученые. Те, кто готовит современные кадры в школах, колледжах и вузах. Не запасы нефти, газа и золота определяют богатство государства и делают его стабильным, а прорывные технологии, экономика знаний. Вот почему Александр Лукашенко настойчиво требует от профильного министерства постоянного совершенствования системы образования. И процесс этот должен идти от жизни. Никаких революций и ломок. В школах и вузах нужно преподавать только то, что завтра будет востребовано в жизни, в быту и на производстве. Такова принципиальная позиция Президента. И он еще раз ее озвучил, заслушивая доклад о перспективах развития национальной системы образования:

Ветка. СШ № 1 имени Андрея Громыко. В кабинете физики.
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА.

— К вопросам образования мы обращаемся постоянно. Я просто хочу прежде всего сам убедиться, насколько реализуются наши решения. Если есть необходимость, подтолкнуть те реформы, которые идут. Хотя реформами мы никогда не занимались и заниматься в образовании не будем. Мы должны совершенствовать то, что имеем сегодня, и то, что получили вчера. Ломать ничего нельзя. В то же время я не исключаю, что в процессе совершенствования системы образования на уровне школьном, вузовском нам придется кое от чего отказаться. И если мы понимаем, что от этого надо отказаться, это надо делать решительно.

По словам Президента, ни в коем случае нельзя затягивать эти процессы и заниматься бюрократией:

— Тогда проходит время, и мы видим: то, что надо было делать вчера, уже неприемлемо для сегодняшнего дня, тем более — завтрашнего. Получается непройденный этап. И мы хватаемся за передовое, а под этим передовым нет фундамента. Поэтому все надо делать постепенно, как в народе говорят, плавно. Двигаться от меньшего к большему, от простого к сложному. Так мы договорились действовать в образовании.

О сроках 

На совещание были приглашены Глава Администрации Президента Наталья Кочанова, министр образования Игорь Карпенко, ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Вадим Богуш, ректор Академии управления при Президенте Геннадий Пальчик, директор Национального института образования Валентина Гинчук и директор минской гимназии № 10, председатель Ассоциации руководителей учреждений образования ОО «Белорусское педагогическое общество» Марина Ильина. Александр Лукашенко выслушал каждого. Говорили об обновлении учебных программ и новых учебниках, трудовом обучении старшеклассников и вузовской подготовке, о государственной молодежной политике, экспорте услуг и заработной плате педагогов. Что уже сделано и над чем еще предстоит поработать, в чем, возможно, ошиблись и что надо поправить. Мелочей здесь быть не может. Требование Президента неизменно: образование должно ориентироваться на потребности экономики, а условия обучения — приближены к реальным условиям будущей деятельности. Именно этим объясняется поручение Александра Лукашенко о сокращении сроков обучения по тем или иным дисциплинам в вузах:

— Нет необходимости держать студента в вузе пять лет, если он может освоить нужную программу для его будущей деятельности за четыре года или три с половиной. Мы договорились о том, что если не с первого — но лучше с первого, — то со второго курса нужно окунуть студента в ту практическую деятельность и действительность, с которой он столкнется после получения высшего образования. Как у вас модно говорить, сделать обучение практико–ориентированным. Я уже говорил, лучше пусть он уйдет со второго курса, когда почувствует, что не туда попал, чем он получит диплом об образовании и ни дня не поработает по специальности. К сожалению, есть и такое.

Вместо лишних часов теории больше практики. Именно там, в организации, на заводе или фабрике, вникнув в тонкости рабочего процесса, познав его специфику, человек становится специалистом. Условно говоря, уже со второго курса будущий технарь должен перебрать двигатель автомобиля или трактора, чтобы воочию, а не на старом плакате, увидеть и познать принцип его работы.

фото белта.

Об учебных программах и учебниках

Отсюда вытекает необходимость изменения школьных и вузовских программ. Президент категорически требует убрать из них все лишнее и оставить нужное:

— Критерием здесь будет наша жизнь, действительность, которая будет требовать от будущих специалистов тех или иных навыков, знаний. Поэтому мне интересно знать, выполнено ли мое поручение по обновлению этих программ.

Совершенствование учебных программ влечет за собой и обновление учебников. Александр Лукашенко при этом заметил:

— Учебник — это икона, это святое. Не знаю, как вы к этому относитесь, но я как педагог по образованию отношусь к учебнику как к иконе. Даже в современной жизни, когда книга не стала насущной потребностью для людей — интернет и прочее, — одно другого, правда, не исключает. Но для меня книга как была иконой, так и осталась. А учебник на порядок выше, чем обычная книга, даже самая ценная. И нам с этих позиций надо было подойти к учебникам, и прежде всего в общеобразовательных школах. С вузом проще. Студент должен сам уметь искать эти знания, начиная от учебника и заканчивая интернетом, монографиями, научными работами и так далее. Но все равно учебник — это основное. Это книга, на основании которой студент ориентируется в материале.

О знаниях

Многие нынешние программы и учебники действительно не выдерживают никакой критики. В самом деле, положа руку на сердце, многим ли из нас пригодились в жизни тригонометрия, все эти косинусы, тангенсы и котангенсы или, скажем, сложные физические формулы? К чему ребенку в начальной школе зубрить заумные определения из курса биологии и пересказывать параграфы на три–четыре страницы? Или зачем будущему историку вникать, что такое валентность химических элементов? Вопросов масса. Президент видит все недочеты еще и потому, что ему самому приходится каждый день с этим сталкиваться.

— Похоже, математиков одних только готовим. Давайте откровенно говорить, не хочу быть ретроградом: нам, наверное, меньше всего в стране нужны математики. Понятия в математике должны быть, мы в жизни всегда сталкиваемся с ней. Но в великих математиках меньше всего потребность. Их много быть не может. Великий математик — это редкость. А мы под эту редкость начинаем «косить» всех.

Столь непродуманный подход просто–напросто отпугивает детей от конкретного предмета в частности и от учебы в целом. Александр Лукашенко сам работал в школе и знает, о чем говорит:

— Если ты сталкиваешься с трудностями и не можешь их преодолеть, решая ту или иную задачу, рассматривая ту или иную формулу, ты начинаешь бояться на начальном этапе, а потом вообще бросаешь эти книжки, понимая, что никогда это не освоишь. Неужели вы с этим не сталкивались? Ну если вы вундеркинды, то да, наверное. Но я сталкивался с этим. И хорошо, если учитель это заметит, тебя вернет изначально, где ты споткнулся, и снова подведет к этому уровню знаний. Я не хочу, чтобы математики обиделись на мои рассуждения, при том, что я ничего плохого о них не сказал. Но еще раз повторяю: математики — это редкость. Поэтому давайте готовить этих математиков где–то на факультативе, но основное — в вузе. Если он с математическим складом придет в вуз, все это наверстает. А мы начинаем университетские программы перебрасывать в школу. Зачем вы это делаете?

В качестве еще одного примера Президент привел курс биологии за восьмой класс. Зачем школьнику в этом возрасте, к тому же если он не собирается быть биологом или медиком, дотошно изучать строение и жизнедеятельность червей? В конце концов, если ребенку это интересно, он сам всегда найдет для себя дополнительную информацию по этой теме. Но зачем же всех грести под одну гребенку?

О трудовом обучении

Вместо излишней теории в школах должно быть больше практической направленности. Ребят и девчат надо готовить к жизни, прививать им полезные навыки и умения. В связи с этим Президент еще раз коснулся темы трудового обучения:

— Вы посмотрите на наших ребят. Жуть. Я не знаю, как они женятся. Почему их жены бросают, выгоняют из дому и семьи рушатся? Да потому что они ничего делать не умеют. Он лампочку не умеет ввернуть в люстру. Не может элементарно починить чайник или кофеварку, не может понять, почему она не работает. Он не знает, какой стороной гвоздь забивать, что такое рубанок, фуганок, стамеска, долото, молоток, топор и как работать ими. Этому нас научили в школе. Почему же мы на это «забили» и так относимся к детям? Почему девчонка не знает, как поджарить яичницу, не может пришить пуговицу?

О физическом воспитании

Врачи давно бью тревогу: к окончанию школы у нас практически нет здоровых детей. Близорукость, нарушения осанки, сердечно–сосудистые заболевания, лишний вес и так далее стали бичом современной молодежи. А ведь ей еще учиться дальше, получать профессию, работать, создавать семьи. В конечном итоге слабое здоровье оборачивается во взрослой жизни бесконечными больничными листами и потерями для экономики. Поэтому Президент обращает внимание на физическое воспитание детей:

— У нас проблема с ребятами, даже для небольшой армии набрать не можем по–настоящему здоровых. Я уже говорил, лето, зима выдались прекрасные, Главу Администрации и вас приходится загонять на эту лыжероллерную трассу. Неужели так трудно взять ребенка маленького и затащить на эту трассу? Потом он вас будет туда водить. Это же здоровье, меньше лекарств. Что может быть ценнее ребенка? Нет, плевать на все. А у нас же в школе не дай бог ты не пришел, не освоил программу по лыжной подготовке, по игровым видам спорта, по легкой атлетике. Куда это подевалось?

О «Школе активного гражданина»

Президент раскритиковал введенный недавно в школах единый день информирования «Школа активного гражданина» (ШАГ):

— Ваш этот ШАГ, который вы ввели, так называемая «Школа активного гражданина», — это отдельный разговор. Это должно пронизывать все курсы: от математики до гуманитарных дисциплин. Это надо преподавать на каждом уроке по каждому курсу, формируя гражданскую позицию человека, а не выделением какого–то отдельного курса. Вроде бы неплохо кто–то придумал в кабинете. А готовы ли учителя преподавать отдельно этот ШАГ. Вы об этом подумали? И что они там будут преподавать? Для этого у нас есть исторические дисциплины, другие гуманитарные предметы, литература и так далее. Там надо преподавать элементы этих «шагов». Семью надо задействовать и средства массовой информации, чтобы сформировать этого активного гражданина.

Александр Лукашенко критично настроен и к другим подобным программам, в том числе к основам безопасности жизнедеятельности:

— Уже дети смеются над этим. Безопасная жизнь — это опять же везде. В школу пришел, ему сказали об этом, на урок пришел — ему сказали. Зачем вы отдельным курсом это выделили? Деньги некуда девать? Жесточайшая надуманность. Вместо того чтобы развивать, продвигать то, что уже опробовано жизнью и нужно будет завтра.

Захотели вы создать какой–то детский технопарк. Ладно, посмотрим, как вы создадите. Как вы отберете эти крупицы, суперталантливых вундеркиндов и начнете давать им суперобразование. Смотрите, чтобы не замусолили и эту нормальную инициативу.

О высшем образовании

Особо Президент остановился на двухступенчатой системе высшего образования. К ней тоже есть вопросы. Совершенствуя что–то, всегда надо помнить об опыте прошлых лет и брать из него лучшее. Советская система тоже была не без изъянов, но из вузов выходили подготовленные специалисты. Сейчас же диплом о высшем образовании вовсе не гарантирует успешное вливание молодого человека в производственный процесс. Президент пояснил:

— Я не против магистратуры, но туда должны идти самые способные и желающие дальше получать образование, заниматься наукой и преподаванием. Преподаватель тоже должен заниматься наукой. И у нас такая традиция с советских времен, а может, даже досоветских. Как обстоят дела здесь? Я поручал проверить.

Судя по всему, работать здесь еще есть над чем, и Президент не скрывал недовольства:

— Порой образование ни к черту. Люди начинают не то что доучиваться на производстве. Это естественно, там жизнь меняется быстро. Они переучиваться начинают! Мы переучиваем людей на производстве. То есть мы вхолостую работаем в некоторых вузах. Это ненормально, мы отрываемся от жизни. Образование должно быть жизненно. И знаете, я уже начинаю подозревать руководство вузов и преподавателей: вы что, это ради того делаете, чтобы часы сохранить? Так я же вас предупредил, давайте мы преподавателям повысим зарплату, что мы и сделали. Пусть у него будет меньше часов, меньше этих ставок, но деньги оставим те же, еще добавим. Преподаватель не должен все время ходить за студентами. Половину рабочего дня он должен преподавать и бегать за студентами, а половину заниматься самообразованием. В противном случае какой он преподаватель. Вы посмотрите на некоторых из них. Как я часто говорю, у них уже эти конспекты желтыми стали от времени.

В этих вопросах не должно быть различий между частными и государственными вузами. Александр Лукашенко по этому поводу сказал так:

— Если частный вуз не дотягивает до того стандарта, который выработан в Беларуси, он должен быть закрыт немедленно. Такая волна уже была в начале моей президентской деятельности. Если кто–то из частников не понял этого, значит, его надо приводить в чувство. Мы не против частных вузов, но они должны работать не хуже, чем государственные. Нужно соблюдать тот стандарт, который мы сегодня выработали и имеем в Беларуси.

Президент также потребовал определиться с необходимым количеством обучаемых в высших учебных заведениях:

— Мы договаривались о том, что у нас должно быть студентов столько, сколько надо. Это не касается экспорта нашего образования. Если только есть общежития, есть спрос, надо обучать иностранцев и получать за это большие деньги.

Александр Лукашенко напомнил, что во время недавнего общения со студенческой молодежью в Гродно возник вопрос о строительстве нового общежития. В качестве мотивирующего фактора было то, что там готовы обучать больше иностранцев, но их негде было поселить.

— Уже начали строить, — сказал Александр Лукашенко. — Это хороший экспорт. Потому что система белорусского образования очень востребована. По–моему, 108 стран у нас обучаются, около 25 тысяч человек. Это здорово, и экспорт услуг надо развивать. Ну а нам (Беларуси. — Прим. ред.) надо столько выпустить студентов, сколько нужно для нашей экономики, нашей жизни.

О зарплате педагогов и подготовке кадров

В последнее время в этом направлении произошли серьезные подвижки. С 1 сентября 2018 года повышены тарифные ставки (оклады) педагогическим работникам (включая профессорско–преподавательский состав) и помощникам воспитателей на 20 процентов. С 1 января этого года установлены надбавки за счет увеличения фонда оплаты труда педработников на 5 процентов. Увеличены тарифные оклады помощников воспитателей до 25 процентов. Президент поручил не останавливаться на этом:

— Мы вывели зарплату учителям на приемлемый уровень. А если человек хочет заработать чуть больше, надо пошевеливаться. Школа имеет возможность доплатить. Учитель у нас уже за 900 рублей получает в среднем. Может, где–то надо молодежь поддержать, может, еще что–то. Смотрите, чтобы вы дошлифовали зарплату. Нельзя учителя обижать. Это наша опора и основа. Без учителя ничего быть не может — ни сегодняшнего дня, ни завтрашнего.

В связи с этим Президент обратил внимание на подготовку кадров для отрасли и имидж профессии:

— Нет того контроля за преподаванием и того спроса, который был когда–то. Чтобы учитель шел на урок и по–хорошему дрожал, чтобы прийти со знаниями и передать ученикам. Я лично знаю, что некоторые учителя ездят за 30 — 40 километров на электричках, поездах, чтобы учить где–то в деревенской школе. Представьте, полтора часа, а может, и два он добирается до работы. В школе три–четыре, иногда пять часов провел, и еще ему надо ехать обратно. А внеклассная работа, а с учениками поговорить, а домой к ним сходить? Это что за отношение к делу? Наездниками раньше называли таких. Их были единицы в мои годы. А когда я в школе учился, вообще таких не было. За честь считали быть учителем. А у нас? Из Могилева человек едет 50 — 60 километров до сельской школы. И мы считаем, что все нормально.

Президент подчеркнул, что надо ценить человека и его труд. Это относится и к вузовским преподавателям:

— Не надо никого обижать. В 65 — 70 лет тянешь воз — работай. «Скопытился», как в народе говорят, дай дорогу другому, тому, кто будет лучше работать.

Об экзаменах

На совещании также обсуждались вопросы проведения экзаменов после окончания школы и централизованного тестирования при поступлении в вузы. Александр Лукашенко считает необходимым еще раз вернуться к этому вопросу и окончательно определиться, исходя из жизни:

— Если после девяти классов надо три экзамена или четыре — столько должно быть. Ничего страшного. Мы тем самым готовим ребенка к поступлению в вуз. Он поймет, что такое экзамен. Надо добродушно, порядочно относиться к этому человеку. Определите, сколько экзаменов. Мы же сдавали за десять классов семь или восемь экзаменов. И ничего, не умерли. Поэтому по итогам средней школы должно быть определено, сколько будет экзаменов, какие.

Что касается ЦТ, то здесь важно за сухими вопросами и ответами не проглядеть личность человека, его способности. У Президента такое мнение:

— Посмотрите, сколько мы, после того как ввели тестирование, сделали отступлений, нужных для жизни, чтобы не угробить талант. Не всегда только тестирования могут дать представление преподавателям о жизненном уровне абитуриентов, их знаниях и способностях. Бывает, сельский парнишка или девчонка имеют знания не очень, но мы видим его потенциал и что завтра он даст результат.

* * *

Уже после обстоятельного разговора министр образования Игорь Карпенко рассказал журналистам подробности своего доклада Президенту. В частности, он сообщил, что в стране будет единая магистратура для подготовки научно–ориентированных специалистов:

— До недавнего дня у нас функционировали два вида магистратуры — научно–ориентированная и практико–ориентированная. Сейчас будет один вид магистратуры, нацеленный на подготовку научно–ориентированных специалистов под инновационные, конструкторские разработки, а также под педагогическую деятельность. Мы создали модель такой магистерской подготовки и сейчас работаем над учебными планами, программами. Укрупнены специальности магистратуры. В ближайшее время будут сформированы цифры приема как на бюджетной, так и на платной основе. И таким путем будем двигаться дальше.

Игорь Карпенко рассказал и о некоторых других нововведениях:

— Мы ввели новую программу, по которой занимаются учащиеся 1 — 8–х классов. Мониторим процесс внедрения этих программ, использования учебников и сегодня видим, что программы могут быть усовершенствованы, могут еще подправляться те же учебники, мы этот процесс ведем постоянно.

Конечно, многое в подаче материала, качестве обучения зависит от самого учителя, его методической подготовки и профессиональной грамотности:

— Будем повышать квалификацию учителей через курсы, проведение методических секций по различным предметам, — пояснил министр. — Да, мы пока не успеваем за учебниками издавать методические пособия, или, как мы их называем, книгу для учителя, которая бы лучше раскрывала позиции, как преподнести тот или иной материал.

Кроме того, в министерстве намерены еще раз вернуться к рассмотрению структуры учебного плана, обязательного количества часов в неделю в тех или иных классах в системе общего среднего образования.

— Решения будут приниматься с учетом мнений и педагогической общественности, и специалистов, — уточнил Игорь Карпенко. — Коснемся и вопросов итоговой аттестации, потому что это также одна из систем, которая загружает школьников. Сегодня у нас школьный экзамен проходит в одной форме, а вступительная кампания — совершенной в другой. Конечно, это создает определенные проблемы с точки зрения подготовки учащегося к экзаменационной кампании.

О перспективах вузовского образования Игорь Карпенко сказал так:

— Мы серьезно сократили наборы в высшие учебные заведения, они осуществляются в первую очередь под потребности национальной экономики, заказчиков кадров. Если в 2011 году обучалось 430 тысяч студентов, то на сегодняшний момент 283 тысячи. Вместе с тем увеличены наборы на ряд специальностей, которые востребованы в экономике страны, например, в сфере IT. В министерстве серьезно изучают структуру учебных планов, программ, которые реализуются по различным специальностям. В системе высшего образования 380 специальностей и есть некоторые повторы, где–то, например, школьная программа повторяется. К примеру, курс истории Беларуси в вузе практически перекликается с курсом школьной программы. Поэтому необходима определенная корректировка. И над этим мы сейчас работаем. 

konon@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter