Расписание на завтра

Маршрутными такси регулярно пользуются 10 процентов белорусов.
Маршрутными такси регулярно пользуются 10 процентов белорусов. Наверняка этот вид транспорта будет развиваться и дальше. Означает ли это только качественную и быструю доставку большего числа людей или же с увеличением на наших улицах мини-автобусов с "шашечками" вырастет и количество проблем (скажем, в прошлом году только в Минске маршрутки 45 раз попадали в ДТП)? Каковы перспективы "маршрутного" бизнеса? Ответы на эти вопросы попытались найти корреспонденты "СБ".

Только в прошлом году около 4.700 юридических и физических лиц получили законное право на перевозку пассажиров по городским и пригородным маршрутам и почти 2.250 - по междугородным. Между тем, чтобы стать пассажирским перевозчиком и получить маршрут, нужно иметь в собственности или по договору аренды минимум 5 микроавтобусов и 100 евро на лицензию. Сейчас по Минску бегают примерно 900 маршрутных такси, принадлежащих 69 индивидуальным предпринимателям и 13 предприятиям. А среди крупных перевозчиков в Беларуси числятся 5 фирм. На одну из них, ООО "Миндавг", приходится 30 процентов столичных экспресс-перевозок.

Маршрутки - дело частное, а потому либо работают прибыльно, либо не работают вообще. Понятно, что большинство извозчиков хотели бы возить народ к рынкам, вокзалам, то есть наиболее рентабельным путем. Но рынков, понятное дело, на всех не хватит. К тому же некоторые, как, например, минские "Ждановичи", выпускают на линии собственный транспорт, более комфортный и дешевый. Чтобы избежать всевозможных нестыковок, направления экспресс-маршрутов обязательно согласовываются со специалистами автотранспортных предприятий. Для более четкого и удобного их распределения в Минске сейчас создается электронная карта маршрутов экспрессного транспорта.

- К концу года на основании этой карты мы и для пассажиров постараемся напечатать схему его движения по Минску, - отметил начальник управления организации перевозок КУП "Минсктранс" Виктор Тозик. - Сейчас в столице всего около 160 утвержденных экспрессных маршрутов, включая пригородные. Частники, подстраиваясь под спрос, периодически меняют курс. Поэтому в дальнейшем планируем закреплять маршруты за перевозчиками на конкурсной основе.

Те, кто работает на рынке пассажирских перевозок долго и серьезно, знают: завоевать своего пассажира в условиях жесткой конкуренции нелегко. Немаловажную роль тут играет цена поездки. Потолок стоимости проезда для каждого маршрута устанавливают управления (или отделы) по антимонопольной и ценовой политике. Высокий спрос, как правило, снижает эту планку на 10 - 15 процентов. Кроме приемлемых цен, пассажиры предпочитают вежливых водителей и движение по расписанию. Кстати, преимущества работы по расписанию сегодня оценили примерно 40 процентов перевозчиков.

- Но четкое расписание в ближайшее время появится у каждой маршрутки, - заверил В.Тозик.

Правда, на остановках никаких графиков мы не увидим - там для них просто нет места. Впрочем, находчивые водители уже раздают пассажирам распечатки со временем своего прибытия-убытия.

Самой серьезной проблемой маршрутного транспорта по-прежнему остается соседство с автобусами и троллейбусами на остановках, делить которые им, похоже, придется еще долго.

- Экспресс-такси должны высаживать пассажиров на обычных остановках городского транспорта, но без риска для жизни, - считает В.Тозик. - Поэтому мы договариваемся с дорожными службами, чтобы при реконструкции улиц остановки сделали длиннее. Например, появятся после ремонта дополнительные "карманы" на улице Притыцкого.

Нас с вами не должны возить "инкогнито". Поэтому, если в микроавтобусе на видном месте нет таблички со всеми реквизитами фирмы, а вам есть что сказать ее владельцам, обращайтесь в местное управление пассажирского транспорта. Кстати, минские предприниматели реагируют на жалобы клиентов оперативно: уже на следующий день в маршрутке, не исключено, появится информация типа "водитель такой-то уволен из-за недоброжелательного отношения к пассажирам". Поводом для жалобы также может стать отсутствие в автобусе свободного запасного выхода, подсветки ступеней или поручня.

К столичным перевозчикам сейчас предъявляют еще одно немаловажное требование: в красивом современном городе по улицам должны ездить красивые современные машины, а не видавшие виды "антилопы-гну". А потому при распределении маршрутов предпочтение отныне будет отдаваться владельцам новых комфортабельных автобусов.

Тамара ЗЕНИНА, "СБ".



Придерживайте дверь!

"В салоне не танцевать, не раздеваться, не исполнять попсовых песен" - гласит вывеска в одной из гомельских маршруток. Несмотря на столь жесткие ограничения, народная любовь к этому виду транспорта бьет через край. Оттого и любые попытки сверху "упорядочить экспрессные маршрутные перевозки" публика воспринимает с плохо скрываемой подозрительностью - не стало бы хуже.

Сейчас по Гомелю передвигается около 500 маршруток.

В основном этот транспорт принадлежит индивидуальным предпринимателям. Относительно крупный бизнес представлен и несколькими "Газелями" автопарков. Кстати, цены в государственных маршрутках ниже, чем в частных, - 440 рублей против 600.

Уже год почетная обязанность создать из множества маршрутов и микроавтобусов стройную систему лежит на двух гомельских автопредприятиях - операторах экспрессных перевозок. Расписание движения исчерпывается понятиями "начало работы" и "конец работы".

- Да мне не важно, что у меня по автопарковскому графику работа с 6 утра, - объяснил водитель маршрутки, везущий меня на вокзал ни свет ни заря. - Я могу и раньше выйти, был бы спрос...

Разговоры о кассовых аппаратах с шоферами лучше не затевать. На вполне убедительные доводы Минтранса у частников есть свои. Скорость - главное преимущество экспресс-перевозок - с введением кассы, считают водители, снизится. Если одно место в салоне отдать кассиру, уменьшится прибыль, что приведет к росту цен. А что до ответственности в случае аварии, то, как выясняется, наличие билета у пострадавшего имеет далеко не столь блестящие юридические перспективы, как наличие свидетелей.

Андрей НОВИКОВ, "СБ".



Кто возьмет билетов пачку?

С 1 июля в маршрутках появятся кассовые аппараты. По идее, они должны лишить этот бизнес "левых" денег, которые ускользают от налогов.

Крупные перевозчики - юридические лица - сейчас платят налоги по полной программе, включая налоги с выручки и прибыли. Чем больше денег ежедневно привозит "в контору" каждый водитель предприятия, тем больше налоговых поступлений, и наоборот. С индивидуальными предпринимателями дело обстоит по-другому. Они платят единый налог, который вообще не зависит ни от выручки, ни от прибыли. Ставка налога постоянна, устанавливается областными и Минским городским советами депутатов и может составлять от 20 до 100 евро в месяц. К этой плате предприниматель должен добавить еще по 60 процентов от установленной ставки налога за каждого нанятого человека (если, конечно, таковые имеются). Зато, как сказали в Министерстве по налогам и сборам, все заработанные в дальнейшем за месяц деньги не облагаются никакими иными налогами.

Увеличатся ли с июля поступления в бюджет от "маршрутников", сказать трудно. По большому счету, установка кассового аппарата не помешает недобросовестному водителю провезти пассажира "зайцем", а деньги положить в карман. Достаточно просто не пробить билет по "кассе". Ну а там как повезет: не нарвешься на контролеров - деньги твои.

Впрочем, есть один нюанс. С появлением кассовых аппаратов начнет действовать правило, по которому штраф за безбилетный проезд придется платить не только водителю, но и пассажиру. А зачем тому лишние проблемы? Так что есть надежда, что пассажиры станут просто-напросто требовать билет у водителей. Разумеется, если привычная "памярко›насць" не помешает...

Владимир СТАТКЕВИЧ, "СБ".



"Книга жалоб - в следующем такси"

Кричевские маршрутки я увидела еще из окна подъезжавшего к городу поезда - на привокзальной площади их собралось сразу пять. Правда, сравнительно новым был только один "Мерседес", остальные - сильно подержанные "фольксвагены". Чуть позже узнала, что большинству из этих машин по 14 - 15 лет, а самой "старшей" все 18. Но менять микроавтобусы их владельцы не собираются: "А зачем, если и на этих ездить можно?"

Услугами маршрутных такси жители Кричева пользуются охотно - и на работу, и на дачу, и к поезду так добираться проще. Смирились и с неудобными сиденьями, и с отсутствием нужной информации о водителе: город небольшой, водителей и без визиток запомнить можно, маршруты тоже - 10 городских и 12 пригородных.

Впрочем, кое-какая информация в салонах маршруток все же обнаружилась: "Остановок "тута" и "тама" нет", "Не хлопай дверями, хлопай ушами" и "Книга жалоб в следующем такси".

Однако несколько жалоб на работу маршрутных такси я от горожан все же услышала: выходят на линию поздно, не раньше половины седьмого. А все потому, что только в это время начинают работать два пункта райбольницы, где водители ежедневно проходят медкомиссию. В часы пик микроавтобусы ходят один за другим, а потом вдруг пропадают все сразу: один водитель едет ремонтироваться, другой жену куда-то везет, третий отправляется обедать...

Бизнесмен, назвавшийся Сергеем, один из немногих, кто старается работать без нарушений: приобрел паспорта маршрутов (они должны быть у каждого водителя, но у большинства почему-то нет), купил кассовые аппараты. Коммерсант уверен, что в ближайшее время те, кто привык нарушать правила, не выдержат новых требований и уйдут из этого бизнеса. Тогда можно будет вернуться к разговору и о расписании движения маршруток, и о дисциплине водителей. "Все равно упорядочить работу маршрутных такси рано или поздно жизнь заставит", - считает он.

Ирина МЕНДЕЛЕВА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter