Расписание на завтра

Кооператоры  страны  вырабатывают  наступательную  стратегию  на  рынке  товаров  и  услуг

Кооператоры  страны  вырабатывают  наступательную  стратегию  на  рынке  товаров  и  услуг

Еще недавно в большинстве райцентров потребкооперация была монополистом в сфере торговли. Сегодня ситуация иная. В малые города и даже на село приходят конкуренты. Частники открывают свои магазины, предприятия – фирменные секции и отделы. При этом материально-техническая база райпо далеко не везде успевает за прогрессом, а часто и используется не по назначению – сдается тем же предпринимателям в аренду. 

Покупатель не простак: выбирает товар не по вывеске магазина, а по качеству. Даже в глубинке людям хочется потребительского комфорта — широкого ассортимента, гибких цен, кредитов, скидок и т.д. 

29-го и 30 июля Белкоопсоюз провел урок для руководителей всех районных, городских и областных потребительских обществ. В первый день делегации посетили Логойск. Здесь было показано, как надо развивать работу продуктовых универсамов, а также кафетериев, сельских магазинов и автолавок. Второй день был посвящен непродовольственной торговле. Участники выездного мероприятия познакомились с объектами торговли Глубокского райпо. На примере этих городов Правление Белкоопсоюза показало региональным руководителям, как можно и нужно отвоевывать утерянные позиции на рынке товаров и услуг. Но обо всем по порядку. 

Каждому  райцентру – универсам 

Универсам «Замкавы» открылся в Логойске чуть больше месяца назад. Раньше на этих площадях под одной крышей работали четыре магазина, было четыре разных входа. Подобные формы торговли устарели как морально, так и технически. В райпо это понимали и решились на крупную реорганизацию. 

Победила идея создать антураж старинного замка с башней и часами. От прежнего здания оставили лишь фундамент и за семь месяцев возвели новые стены. Магазин получил название «Замкавы». Его открытие стало праздником для всего города. В этот день у входа играл оркестр, бесплатно раздавали мороженое, а первым покупателям вручили электрочайники: таким образом райпо осваивало новую для себя наступательную рекламную стратегию. И, как оказалось позже, не зря. 

Внешний лоск универсама привлекает издали. А что же внутри? Полное самообслуживание: любой товар можно потрогать, рассмотреть вблизи и сравнить с другими. Всюду новые витрины с удобной выкладкой продукции. И обилие рекламы. Переступив порог, многочисленные делегаты из разных областей достали фотоаппараты и мобильные телефоны и принялись фиксировать увиденное. 

Одна из главных особенностей этого магазина – морозильные витрины с системой так называемого выносного холода, когда все шумное оборудование стоит не в торговом зале, а спрятано в подсобном помещении и не мешает покупателям. 

– Обратите внимание, кондитерский отдел организован по шведскому принципу, – говорит Павел Кахно, начальник управления торговли Белкоопсоюза. – Десятки наименований конфет и мармелада находятся в прозрачных боксах. Покупатель берет целлофановые пакеты и может набрать ровно столько сладостей, сколько пожелает.

Сотрудник магазина взвешивает покупку, приклеивает ценник, и… добро пожаловать к кассе. 

Оборудование и выкладка товаров – это полдела. Но как обстоят дела с ассортиментом? Для районного центра он очень даже велик – 10 тысяч наименований товаров (и это на площади 446 квадратных метров). В мясном отделе продается даже шашлык. На выбор покупателей около 20 видов салатов собственного приготовления. 

Рядом кафетерий. В стороне – отдел промышленных товаров. Здесь есть все от зубной пасты до собачьей миски. «Замкавы» создавался как торговый центр, где можно затовариться на всю неделю. А вести учет всех товаров помогает компьютерная программа и система штрих-кода на кассах. 

– Не кривя душой, «Замкавы» можно поставить в один ряд с лучшими универсамами Минска, – подвел итог экскурсии Павел Кахно. 

На реконструкцию и оборудование Логойское райпо затратило 2 миллиарда 600 миллионов рублей, из которых лишь 460 миллионов — собственные средства. Остальное – банковский кредит. Сумма для городка невероятная. Что же с товарооборотом? 

– Мы понимали, что идем на риск, что замахнулись на сверхсложный проект, но довели дело до конца, – говорит председатель правления Логойского райпо Ирина Парахневич. – И первый месяц работы универсама показал, что мы на верном пути. Ежедневно продаем товаров на 21,4 миллиона рублей. В июле мы вышли на товарооборот более 600 миллионов рублей, в том числе оборот кафетерия при «Замкавым» – 30 миллионов рублей. При этом столь значительный потребительский спрос не сказался на уменьшении товарооборота в других наших продмагах. Эти деньги перетекли нам от конкурентов. 

Универсамов, аналогичных логойскому, в системе райпо пока сравнительно немного. Первый открылся два с половиной года назад в Лунинце. Сейчас подобные универсамы есть в Глубоком, Щучине, Поставах, Горках – всего 27 объектов. Но районов в Беларуси 118. Чем покупатели Быхова, например, хуже логойских? Они тоже заслуживают высокий уровень торговли. Стоит задача: в ближайшие годы такие универсамы должны появиться в каждом районном центре Беларуси — от Каменца до Хотимска и от Лельчиц до Россон. 

Глядя на успешный опыт Логойского райпо, кто-то наверняка подумал: мол, все тут легко, ведь район находится рядом со столицей. Летом наплыв дачников, зимой – туристов горнолыжных центров «Логойска» и «Силичей», да и трасса на Витебск под боком. Словом, покупателей в избытке. А оправдает ли себя такой проект в приграничной глубинке? 

В Правлении Белкоопсоюза уверены: Логойску даже сложнее, чем отдаленным от крупных городов районам. Ведь конкуренция здесь гораздо выше. В тридцати километрах от города на въезде в Минск расположены гипермаркет, строительный и продовольственный рынки. В глубинке же рыночные страсти не кипят, предложение ограничено, и поэтому завоевывать потребителя там куда проще. Еще важная деталь: население Логойска — 10 тысяч человек. В иных райцентрах живет в полтора-два раза больше людей, а подобных универсамов все еще нет. Пора делать выводы. 

Мы наступаем по всем направлениям 

Второй день семинара прошел в Глубоком. Здесь председатель Правления Белкоопсоюза Владимир Кулешов знакомил руководителей региональных подразделений с опытом работы специализированных магазинов по продаже непродовольственных товаров. 

Почему выбрано именно Глубокое? Сегодня здесь работает 167(!) частных магазинов: на каждый магазин райпо приходится почти шесть магазинов других форм собственности. И, несмотря на это, райпо лидирует в системе товарооборота (удельный вес около 60 %) и теснит предпринимателей. Каким образом? Разберемся на конкретных примерах. 

— Все мы понимаем, — глубинка уже не та, что была пять-десять лет назад, — обратился ко всем Владимир Кулешов. – Благосостояние людей растет. И если раньше спрос на непродовольственные группы товаров был весьма невысок, то сегодня как никогда становятся востребованными строительные материалы, мебель, хозяйственные товары, бытовая техника. В этой связи принято решение резко наращивать объемы продаж непродовольственных товаров. Для этого у нас есть отличная база, огромные торговые площади, о которых конкуренты могут только мечтать. Но в отдельных районах магазины используются неэффективно, еще хуже – сдаются в аренду, а иногда и вовсе закрыты. Поэтому ставится задача их «реанимировать» и насытить в интересах покупателя хорошим ассортиментом. Результаты не заставят долго ждать. Расчеты показывают, что за три-пять лет затраты окупятся. 

Первая остановка – магазин «Стройматериалы». После реконструкции его площадь увеличилась более чем в два раза, даже складские помещения приспособили для выкладки товаров. Сегодня на 247 квадратных метрах есть все для стройки и ремонта: от гипсокартона и линолеума до клея и шурупов. В наличии современные строительные материалы и технологии: МДФ, натяжные потолки и т.д. Увеличился ассортимент: с 1,8 до 5,3 тысячи наименований. 

Товарооборот до реконструкции – 65 миллионов рублей в месяц. За июль этого года – 167 миллионов. При том, что в Глубоком работает еще 21 частный магазин по продаже строительных товаров. Но у конкурентов магазинчики всего по 30—40 квадратных метров, и покупатель идет туда, где больше выбор. 

Одновременно со «Стройматериалами» реконструировались и магазины «Мебель» и «Хозтовары». Вложили 220 миллионов рублей и довели торговую площадь до 1020 квадратных метров. Что изменилось, кроме дизайна и вывески? Главное – товарооборот. По части хозтоваров он возрос почти в два раза и составил 31 миллион рублей в месяц. А мебели продается на 65 миллионов. Все это благодаря широкому ассортименту: кооператоры работают с 36 поставщиками. 

Следующий в нашем маршруте магазин «Спортмастер». При его открытии глубокские кооператоры ориентировалось на веяния времени — спорт и здоровый образ жизни сегодня в моде. И попали в цель. Несмотря на высокую стоимость тренажеров (в среднем 600 тысяч рублей), за первое полугодие их продано на 27 миллионов рублей, на 12 миллионов потянуло снаряжение для туризма. А еще тут продаются рыболовные снасти, надувные лодки, спортивная одежда и обувь… Магазин выдает тренажеры напрокат: 5 тысяч рублей в сутки. До реконструкции в прошлом году оборот спортивного магазина не превышал 5 миллионов рублей в месяц. Теперь – 20 миллионов. 

Но основные капиталовложения были направлены на развитие городского универмага ­­— 620 миллионов рублей. Ассортимент увеличился по всем направлениям: бытовая техника, взрослая и детская одежда, обувь, парфюмерия. Открылся даже отдел ювелирных украшений. В универмаге появилось рабочее место сотрудника банка – кредиты оформляются на месте. В новом отделе «Все для дома» широкая линейка бытовой техники: 24 модели холодильников, 43 — пылесосов. По последним данным, в сравнении с прошлым годом товарооборот увеличился в три раза – с 95 до 305 миллионов рублей в месяц. Это при том, что в ста метрах от универмага предприниматель открыл трехэтажный современный торговый центр… 

Специализированные магазины и отделы по торговле непродтоварами сегодня востребованны и на селе. Доказательство тому – агрогородок Коробы Глубокского района. С виду непродовольственный отдел в магазине «Медуница» небольшой – 30 квадратных метров. Зато оборот отнюдь не скромный – только за июль здесь продано товаров на 12 миллионов рублей. Это в деревне с населением 483 человека! После реконструкции магазина отдел работает чуть больше года. Сегодня тут продается 1250 наименований промышленных товаров. Сельчане могут купить даже телевизор, холодильник, стиральную машину… 

На «закуску» гостей пригласили на открытие бильярдного клуба «Бонус». Глубокская потребкооперация поспешила занять эту все еще свободную в районе нишу услуг. Бильярд набирает популярность в Беларуси, и здесь надеются, что клуб станет одним из любимых мест отдыха молодежи. Сразу после того, как председатель Правления Белкоопсоюза Владимир Кулешов и председатель Глубокского райисполкома Михаил Кондерский перерезали красную ленточку, мастер-класс игры в бильярд показали чемпионы Беларуси в этом виде спорта Олег Речиц и Александр Костюковец. 

Завершил программу в Глубоком семинар-совещание, в котором приняли участие около 200 человек. Представители всех областей отчитались перед руководством Белкоопсоюза о том, как на местах выполняется программа по улучшению торговли непродовольственными товарами. 

– Давно пора оставить в прошлом сомнения по поводу улучшения материальной базы, – потребовал на семинаре Владимир Кулешов. – Сегодня не обойтись без капиталовложений, особенно в сфере непродовольственных товаров. Оцените результат: среднемесячный товарооборот только одного отдела «Все для дома» в обновленном глубокском универсаме равен 62 миллионам рублей. Ничуть не хуже работает отдел непродтоваров в логойском универмаге «Замкавы». В это время в некоторых районах до такой суммы едва дотягивает вся непродовольственная сеть райпо. Причины тому – на поверхности. Нередки случаи, когда в аренду кооператоры сдают по 1500—2000 квадратных метров площадей вместо того, чтобы самостоятельно торговать, осваивать новые группы товаров. Есть сферы, в которых потребкооперация почти не представлена, хотя конкуренты давно освоились. Это, например, автосервис, продажа импортных запчастей, шиномонтаж. В октябре будет ажиотаж на зимние шины – где у нас их продают?.. У некоторых руководителей есть чувство иждивенчества. Они ждут денег. Напрасно. Белкоопсоюз не спонсор и не кредитор. Логойское и Глубокское райпо, например, не попросили у нас ни копейки на реконструкцию, пользовались только собственными средствами и долгосрочными кредитами банка. И завоевали лидерство на своей территории. Такая задача стоит перед всеми райпо республики. 

Прямая  речь 

Александр ЗАБЕЛЛО, заместитель председателя Правления Белкоопсоюза: 

– Чтобы быть лидером в районе, надо иметь там лучшую торговую базу. Этот закон рынка появился не сегодня и не вчера. Частники давно не боятся открывать крупные торговые объекты в райцентрах. Торговлей в малых городах Беларуси интересуются уже и российские инвесторы. Но некоторые председатели на местах будто бы не замечают этих тенденций. Если в ближайшее время они не начнут укреплять материальную базу, то рискуют утратить перспективы в городе и ограничиться малорентабельными населенными пунктами. Опыт Логойска подтверждает: сегодня можно успешно конкурировать в торговле. Это непросто, но у нас есть сильные козыри: система, многолетний опыт, кадры. Но кое-где, к сожалению, не хватает инициативы и предприимчивости. 

Марина ТОЛКАЧ, председатель правления Глубокского райпо: 

— Еще два года назад мы боялись конкуренции, пока не поняли, что она помогает развиваться. Ведь предприниматели косвенно подстегивают нас к развитию, заставляют искать новые подходы в торговле. В прошлом и этом году вложили во все объекты 1 миллиард 100 миллионов рублей (львиная доля – банковские кредиты). Уже сейчас заметно, что курс на обновление материально-технической базы приносит свои плоды. Все отрасли райпо стали работать рентабельно. Достигли прибыли в 76 миллионов рублей. А в отдельных сферах начинаем вытеснять конкурентов. Например, еще недавно в городе работало 6 магазинов спорттоваров. После появления нашего «Спортмастера» они покинули рынок. Такие же тенденции наблюдаются в торговле мебелью. 

Мнения  по  поводу 

Ирина ТОМАШЕВИЧ, первый заместитель председателя правления Верхнедвинского райпо: 

– В пригороде у нас неиспользуемая постройка, которую мы можем отремонтировать и открыть магазин строительных материалов. Такая идея возникла сегодня, во время посещения Глубокого. 

Геннадий НЕСТЕР, председатель правления Мостовского райпо: 

– С бильярдом коллеги из Глубокого нас опередили. Мы давно собираемся открыть бильярдный клуб с баром. Здесь увидели воплощение идеи. 

Светлана ЛЯСОВИЧ, председатель правления Миорского райпо: 

– Рада за коллег: универмаг в Глубоком работает на самом высоком уровне, что видно по его ассортименту. Потенциал нашего универмага пока используется не полностью. Собираемся реорганизовать торговлю и открыть отделы мебели, строительных и хозяйственных товаров. 

Олег КАМИНСКИЙ, председатель правления Круглянского райпо: 

– В Логойске мы увидели совершенно новый уровень торговли и обслуживания. Сегодня мы сами практически готовы к открытию такого же универсама в Круглом, оформляем кредит в банке. На торговое и холодильное оборудование израсходуем 235 миллионов рублей, а всего затратим более 300 миллионов. 

Любовь КАЗАРОВЕЦ, председатель правления Шумилинского райпо: 

– Мысленно представляла, как будет выглядеть универсам у нас в районе. В Логойске удивили подходы к рекламному оформлению торговых залов, выкладке товаров. А насколько, оказывается, облегчают работу компьютерные технологии! У нас город поменьше Логойска, но постараемся сделать универсам не хуже. Для этого предстоит объединить два магазина в один и расширить торговую площадь до 400 квадратных метров. 

Владимир ГОРБАТЫЙ, первый заместитель председателя правления Могилевского облпотребсоюза: 

– Многие торговые технологии, которые мы увидели в Логойске, уже внедрены в области. У нас первым универсамом нового типа стал магазин «Ласточка» в Белыничах. В этом году открылись универсамы в Чаусах, Глуске, Горках, обсуждаем проект строительства в Кричеве. Открытием для меня стало то, что логойская потребкооперация занимает 79 процентов в удельном весе товарооборота города. По Могилевщине этот показатель равен 50—52 процентам. Будем брать пример.

На снимке: бильярдный клуб открывают вместе председатель Правления Белкоопсоюза Владимир КУЛЕШОВ и председатель Глубокского райисполкома Михаил КОНДЕРСКИЙ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter