Приходилось раньше слышать, а затем по телевизору видеть уникальные современные медицинские операции, в том числе и без скальпеля. Но это было где-то там – в США, Германии, Израиле… А вот чтобы в родной стране да еще не в столице? Однако с помощью профессионалов Витебской областной клинической больницы на днях удалось оказаться в мире реальной фантастики.
Моим «гидом» в операционной стал руководитель кабинета ангиографии врач рентгено-эндоваскулярной хирургии Андрей КУТЬКО.
— Признаюсь, Андрей Петрович, что начинаю сомневаться, где оказался. То ли это операционная современной клиники, то ли отсек космического корабля?
— Не вы первый этому удивляетесь. В прошлом году за счет средств республиканского бюджета закуплен и смонтирован в кабинете ангиографии больницы современнейший ангиографический комплекс. Подобное оборудование мечтает иметь любая солидная клиника.
Предвижу ваш второй встречный вопрос: а зачем это? Во всем мире растут инвалидность и смертность людей в трудоспособном возрасте. Главные причины – заболевания сердца и сосудов. Перед здравоохранением страны Президентом поставлена задача — обеспечение демографической безопасности страны. Поэтому в больнице в кратчайшие сроки было проведено, наряду с капитальным ремонтом, оснащение новейшим оборудованием кабинета ангиографии.
— Сложно научиться управлять таким «умным» хирургическим комплексом?
— Да, здесь требуется специальная подготовка. Неоднократно я стажировался в РНПЦ «Кардиология», а также в Российском научно-производственном кардиологическом комплексе в Москве и в клинике кардиологии Медицинской академии г. Люблина (Польша). Да и теперь в свободное время отдаю предпочтение не телевизору, а совершенствованию профессиональной специализации. В нашем деле не только промедление, но и остановка на достигнутом – смерти подобна. Зато теперь в Витебске удалось внедрить самые современные методы диагностики заболеваний сердца и сосудов. И даже выполнять малоинвазивные эндоваскулярные лечебные вмешательства.
— Сосудистые патологии многих просто в отчаяние приводят. Фактически это одна из главных болезней века. Да еще такая коварная,что и рентген не обнаруживает…
— Вот именно. Самый точный метод диагностики сосудистых заболеваний – ангиографическое исследование.
Суть метода в следующем. Через маленький прокол (обычно бедренной артерии) по просвету сосуда проводят специальный катетер к тому органу человеческого организма, кровоснабжение которого необходимо исследовать. Вводится специальное контрастное вещество. Записывается серия изображений сосудов, которые снабжают кровью определенный орган или часть тела. При этом четко видны сужения и закупорки сосудов, их патологическое расширение, деформация, аномалии, сосудистая сеть опухоли.
Все это необходимо знать и видеть хирургу для выбора оптимального метода оперативного лечения пациента. Такие грозные заболевания, как инсульт, инфаркт миокарда или гангрена ноги, вызваны одним процессом – атеросклерозом. Последний приводит к сужению и закупорке просвета артерий, кровоснабжающих головной мозг, сердце или нижние конечности.
— И обнаружить сосудистые патологии с высокой точностью помогает ангиографический комплекс. Есть уже реальные результаты?
— Работа кабинета ангиографии налажена в три смены. С участием рентгеноэндоваскулярных хирургов, врачей-анестезиологов, а при исследовании сердца и кардиологов. Только за восемь месяцев 2006 года проведено более 2700 ангиографических исследований различных сосудов. В их числе около 600 сосудов шеи и головного мозга, около 300 почечных артерий и свыше сотни сосудов сердца…
— А можно посмотреть на компьютере, как микрохирург «путешествует» по сосудам больного и уничтожает заложенные в них «мины»?
— Пожалуйста. С этого года у нас внедрены методы эндоваскулярной хирургии. Это самые перспективные и наиболее развивающиеся в мире методы восстановления кровотока в измененных артериях. Они способны заменить более травматичную операцию шунтирования.
Смысл эндоваскулярной баллонной ангиопластики в том,что под контролем рентгеноскопии через прокол артерии проводником проходят суженную или закрытую часть сосуда. В пораженное место устанавливается баллон, при раздувании которого просвет сосуда восстанавливается. Если просвет сосуда раскрылся не полностью, в это место имплантируется стент – специальный металлический сетчатый каркас. Последний удерживает просвет сосуда расширенным и препятствует его сужению. Таким путем через маленький (в 2—3 мм) прокол восстанавливается кровоток в сосуде диаметром от 2 до 12 мм. В этом году нами выполнено около 60 баллонных ангиопластик и более двух десятков стентирований.
— В чем преимущество микрохирургических операций по сравнению с обычными хирургическими?
— Особенно эффективны эти операции у больных сахарным диабетом в связи с частыми осложнениями при выполнении традиционного шунтирования. Удалось значительно снизить количество и уменьшить уровень ампутаций конечностей при гангрене. Успешно проходят баллонные ангиопластики и стентирования почечных артерий у пациентов с повышенным давлением, вызванным сужением этих артерий.
Недавно мы начали выполнять ангиопластики на ветвях дуги аорты. В частности, провели две ангиопластики и стентирования при критическом стенозе и окклюзии подключичных артерий у пациентов с хронической недостаточностью мозгового кровообращения. В нашей стране такие операции до этого выполнялись только в Минске.
— И традиционный вопрос: каковы перспективы уникальных методов сосудистой микрохирургии на региональном уровне?
— На очереди — внедрение методики стентирования сонных артерий у больных с преходящими нарушениями мозгового кровообращения и перенесших инсульт. Планируем также выполнение ангиопластики и стентирования сосудов сердца. Необходимость в исследовании сосудов сердца и дальнейшего восстановления кровотока существует примерно у 2500 жителей только Витебской области ежегодно. Отсюда требуется создание в регионе кардиохирургического центра. А опыт совместной работы у сосудистых хирургов, рентгеноэндоваскулярных хирургов и кардиологов на базе областной больницы уже достаточно солидный.