Раскрывал преступления и печатался в «Вечерке»: в День ГУВД Минска побывали в гостях у ветерана милиции

Иван Борисович Мищенко – подполковник милиции в отставке, ветеран уголовного розыска. В эту службу он пришел молодым лейтенантом и из розыска же вышел в запас. Сам родом из России, но в далеком 1962 году судьба навсегда связала офицера с белорусской столицей.


– Учился в Минской средней школе милиции имени Фрунзе МВД СССР и по распределению был оставлен здесь, – рассказывает ветеран. – К тому же звезды удачно сошлись так, что встретил в Минске свою любовь на всю жизнь – будущую супругу Тамару.

В ответ на эти слова сама жена офицера весело улыбается да лукаво подмигивает: звезды тут совсем ни при чем.

– Я в те годы работала на заводе и одна из подруг была не замужем – искала принца, – шепотом признается она. – И нашла его на дискотеке, которая проводилась в школе милиции каждые выходные. Знала, что все молодые курсанты – очень воспитанные, образованные и надежные мужчины, поэтому заглянула на танцы специально. И после первого же вальса с Иваном Борисовичем поняла: влюблена по уши!

Теплые чувства оказались взаимными, и вот уже больше полувека супруги Мищенко живут душа в душу. Вместе воспитали двоих сыновей, вместе справились с ворохом милицейских трудностей.

– Бывало, отвожу сына в садик и спешу на службу, тогда еще в Советский РОВД, – вспоминает ветеран. – Минуту назад видел гурьбу светящихся жизнью малышей, а на работе очередной вызов: убийство. Из таких контрастов складывается милицейская жизнь, тут уж ничего не попишешь.



Офицер старался не рассказывать жене про рабочие вопросы, но шила ведь в мешке не утаишь.

– Она уже по шагам догадывалась, когда нужно поддержать, а когда просто сытно накормить ужином и молча посидеть рядом. Такая семейная поддержка очень дорого стоит, и я ее бесконечно ценю по сей день, – признается офицер в отставке.

А про один холодящий кровь эпизод из служебных будней супруга Тамара Мищенко узнала... во время посещения кинотеатра!

– В тот день сотрудников столичного уголовного розыска с семьями пригласили на премьеру в только-только открывшемся кинотеатре «Москва» на проспекте Победителей, – объясняет Иван Борисович. – И меня как начальника угро Заводского района вызвали на сцену «разогреть» зрителей – рассказать интересный случай из практики. Вот тогда Томочка и узнала, с чем оперативникам в действительности приходится иметь дело.

Руководитель рассказал коллегам про последнее задержание банды, орудовавшей в Заводском районе. Компания молодых минчан «чистила» карманы жителей, а потом решилась на добычу покрупнее – вынесла дорогостоящие ткани из местного Дома быта.

– Разведка сообщила: трое мужчин и две женщины хранят похищенное имущество в самодельной палатке недалеко от деревни Аксаковщина. Там же и живут. При себе имеют оружие, – приводит детали И. Мищенко. – Конечно, банду надо было брать, но с осторожностью.


На захват преступников выдвинулся весь уголовный розыск Заводского РУВД и кинолог с собакой. Во главе группы – начальник службы Иван Мищенко.

– Также с нами попросился молодой курсант, проходивший в отделе практику, – вспоминает ветеран. – Я сразу однозначно отказал: зеленый еще. Но глаза этого молодого милиционера так горели, в них было столько желания стать настоящим сыщиком, что я в итоге сдался. Только строго-настрого наказал ему держаться меня и ни на шаг не отходить.

К Аксаковщине группа прибыла поздно вечером – уже темнело. К тому же начался сильный ливень, ноги утопали в грязи (машины оставили у дороги и пешком выдвинулись к палатке, стоявшей на поляне в лесу). Тяжелая экипировка здорово мешала, но пренебречь требованиями безопасности было нельзя: у главаря банды при себе был пистолет.

– Уже на месте стали детально продумывать, как взять всех без применения оружия, – подчеркивает И. Мищенко. – И тут услышали звук приближавшегося самолета. Решили: это наш шанс. Воспользовавшись дождевым заслоном и громким самолетным гулом, рванули к палатке и застали ее обитателей врасплох. Не прозвучало ни одного выстрела. Очень горжусь этим задержанием и тем, что мои бойцы на деле показали молодому курсанту настоящий милицейский профессионализм и смекалку.

Со сцены зал провожал милиционера шумом аплодисментов: хлопали все, кроме Тамары Мищенко. Она, конечно, знала, что профессия у мужа очень опасная, но такие откровения повергли ее в настоящий шок. После того вечера любить и уважать мужа минчанка стала еще больше.

Скоро талантливого милиционера пригласили продолжить службу в УВД столицы (позже – ГУВД Мингорисполкома). Там Иван Мищенко занял важный пост в службе профилактики преступлений, которая входила в состав уголовного розыска. Ее функций было столько, что и на пальцах не перечесть: раскрытие преступлений, присмотр за освободившимися из мест лишения свободы, трудоустройство неработающих...

– В том числе мы с коллегами занимались правовым просвещением населения столицы, – делится ветеран. – Сейчас возможностей гораздо больше (телевидение, интернет), а тогда, в 1980-е, мы ездили по трудовым коллективам и рассказывали им про самые резонансные и частые преступления – чтобы не попадались.


Иван Борисович лично вел правовую колонку в «Вечернем Минске». Короткие истории о том, какие правонарушения совершены на неделе в отношении жителей столицы, пойманы ли подозреваемые и что им за это грозит, пользовались огромной популярностью у читателей.

– Еще я был одним из первых милиционеров в Минске, кто рассказал об имущественной безопасности по телевизору, – делится Иван Мищенко. – Это сегодня каналов много и попасть туда не составляет труда, а в наше время минуту эфира приходилось долго и усердно выпрашивать. Но усилия стоили того.

С экрана телевизора статный офицер вещал: «Милиция, безусловно, поможет, но и самим стоит быть осмотрительнее!». И это приносило свои профилактические плоды.

Разрабатывали и другие – практические – формы профилактики преступности. Например, нашли действенный способ бороться с кражами.

– Представьте себе, и тогда телефоны активно воровали, только не мобильные, как сейчас, а уличные, – улыбается Иван Мищенко. – В таксофонных трубках использовались ценные металлы, что привлекало преступников. Они разламывали корпус, забирали начинку и потом сдавали ее за большие деньги. Долго ломали голову, как с этим бороться и где искать преступников. Камер наблюдения ведь тогда не было...

Тогда сотрудники службы профилактики придумали размещать внутри корпуса таксофонной трубки мешочки с особой краской: во время вскрытия они взрывались и окрашивали руки воришек. Причем водой состав смыть было нельзя – от жидкости он становился только ярче. И сработало: кривая подобных преступлений пошла вниз.

Иван Мищенко признается: очень грустил, когда пришло время выходить в запас.

– Чтобы переход был легче, отвлекал себя как мог: напоследок отправился в отпуск (ведь психологически легче было думать, что я временно отдыхаю, а не ухожу на пенсию насовсем), – улыбается ветеран уголовного розыска. – Потом сменил обстановку: навестил родителей в России. Но это все было не то: не хватало движения, ведь милицейские будни очень интересные и насыщенные.

Прошло уже больше 30 лет, как Иван Борисович ушел со службы, но о своей профессии по призванию он по сей день вспоминает с особым трепетом и теплотой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter