9 августа в Бресте стартует «Тур де Брест»

Раскрутить петлю и былую славу

До Открытого чемпионата страны в многодневной гонке на шоссе среди мужчин, которая третий год проводится на призы «Сельской газеты», осталось всего три дня
ОБЪЯВЛЯЕМ обратный отсчет. До Открытого чемпионата страны в многодневной гонке на шоссе среди мужчин, которая третий год проводится на призы «Сельской газеты», осталось всего три дня. Уже во вторник, 9 августа, в Бресте торжественно стартует турнир, который получил неофициальное название «Тур де Брест». Регион станет центром велосипедного спорта на ближайшие шесть дней. Преодолев почти 700 километров, гонка  финиширует 14 августа в Березе. Чего ожидать от турнира и чем так привлекательна многодневка?


Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА

Пока в Париже любители велоспорта смакуют послевкусие гонки с вековой историей «Тур де Франс», на наши просторы подступает белорусская «петля», многодневная гонка на шоссе. Аналогия с французскими соревнованиями вполне понятна. Закручивается (или, наоборот, раскручивается) эта самая петля каждый год в одну сторону, но с небольшими изменениями в маршруте. Ведь многодневка — одна из престижных в стране, да и, пожалуй, старейшая в велосипедной истории. 

Так, календарь соревнований невольно отправляет нас в далекий 1963 год, когда турнир проходил под патронатом газет «Физкультурник Белоруссии» и «Советская Белоруссия». Во все времена здесь выступали достойные и сильные спортсмены. Болельщики со стажем смогут вспомнить Сергея Корсеко и Георгия Расацкого. Будущие чемпионы мира Александр Дохляков, Анатолий Хоревич и Михаил Колюшев совсем еще зелеными юнцами стартовали здесь. Тренер национальных команд по велоспорту Олег Логвин, будучи олимпийским чемпионом в Москве, в 70-х годах прошлого века участвовал в этой многодневке постоянно. Помнит, как на турнир съезжались его товарищи, чемпионы мира: «В советские времена соревнования постоянно мелькали в сводках всех престижных велогонок и чемпионатов. Сколько тысяч километров пришлось намотать на них! Каждый знал про этот турнир, в велосипедном календаре он занимал особое место».

А чьи имена вписаны в современную историю гонки? За два старта в 2014 и 2015 годах, когда  газета не только следит за каждым из этапов, но и предоставляет чемпионские кубки, спортсменов отличилось немало. Чего стоят имена звездных гонщиков Павла Подоляка, Андрея Пешкуна, Антона Ивашкина, Романа Тишкова…

Нынешним гонщикам, а это семь команд из каждой области и столицы, для прохождения дистанции понадобятся титанические усилия. Но овчинка стоит выделки. На финише всех ждут заслуженная слава и ценные подарки. За первое место спортсмен, к слову, получит от «СГ» ЖКИ-телевизор. А также чемпионский кубок. Но это ли главное? Белорусская многодневка — отличный повод доказать и показать самому себе, да и всем, на что ты способен. На прошлых гонках председатель Брестского отделения Национальной федерации велоспорта Николай Хивук заметил: «Многодневки — самые элитные гонки в велосипедном мире, ведь здесь приходится выкладываться по полной, преодолевая за день более 150 километров. Нужен ли нам свой профессиональный «Тур де Беларусь»? Нечто подобное 50 лет назад проводилось, и гонщики проезжали через всю страну. Сегодня велоспорт у нас в стране набирает обороты, люди активно пересаживаются на велосипеды, так что ждать возрождения элитных гонок прошлого осталось недолго».

Так уж совпало, что в 2016-м розыгрыш медалей в шоссейном велоспорте на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро (пройдет 6 и 7, 10 августа) предваряет и совпадает с многодневкой в Бресте. Но, несмотря на такой сбег соревнований, интерес к ним меньшим не станет. Мы одновременно будем болеть за велогонщиков, которые представят нашу страну на Олимпиаде, — Алену Омелюсик, Василия Кириенко, Константина Сивцова и держать кулаки за спортсменов «Тур де Брест». Ни пуха вам ни пера, ребята!

Татьяна БИЗЮК

bizyk@sb.by


До седьмого пота


Что общего у велогонщиков «Тур де Брест» и труженников ОАО «Ружаны-Агро», традиционно болеющих за спортсменов

МАРШРУТ велогонки на призы «Сельской газеты» каждый год пролегает через территорию самого крупного хозяйства республики — ОАО «Ружаны-Агро» Пружанского района. В открытом акционерном обществе в это время в разгаре жатва. И все-таки здесь находят возможность выйти на трассу, поболеть за спортсменов, поддержать их.

— В ЧЕМ-то и велогонщики, и наши механизаторы очень схожи, — рассуждает директор ОАО «Ружаны-Агро» Андрей Бурдук. — И те и другие вкалывают до седьмого пота, чтобы достичь максимального результата. На мой взгляд, их объединяет здоровое соперничество. На лидеров гонки (не важно, на асфальте или зерновом поле) равняются ее остальные участники. В итоге этап быстрее проходят все, укладываются в сроки и допускают меньше потерь.

Звено машинистов ЗСК-80 из ОАО «Ружаны-Агро», которое возглавляет Андрей Власенко, уже несколько недель не сходит с пьедестала почета «СГ». На вчерашний день они просушили более 9 тысяч тонн зерна и уверенно лидируют на Брестчине.


Андрей ВЛАСЕНКО с велосипедом дружит с детства
Когда приехал в хозяйство, работа на зерносушильно-очистительном комплексе была в самом разгаре. Вместе с Андреем Власенко на ЗСК-80 трудились машинисты Сергей Левенков и Дмитрий Чергейко. Многотонные МАЗы один за другим становились под разгрузку. Доставляли сюда озимую тритикале, влажность которой — 14 процентов — позволяла обойтись минимальными затратами на доработке.

Здесь застал главного агронома Андрея Лаврутыча. Он отметил, что в кругу лидеров в «Ружанах-Агро» тесно, как в пелотоне. Высокие темпы механизаторы держат не в ущерб качеству. Семейный экипаж Анатолия и Андрея Деречеев первым в хозяйстве намолотил 1 тысячу тонн зерна. Следом за ними такую же планку преодолели комбайнеры Александр и Николай Густыри, а также Анатолий Чаплий и Виктор Храповицкий. Все работают на высокопроизводительных машинах КЗС-1218 и в лидерах на уборке каждый сезон. Всего в хозяйстве на уборке задействовано 24 экипажа. Большинство из них постепенно приближаются к тысячному намолоту.

Стараются и водители. Сергей Воробей на автомобиле МАЗ-6501 перевез от комбайнов более полутора тысяч тонн зерна. Вплотную приблизились к этому результату Владимир Капарейко и Владимир Зубеня, доставляющие урожай к зерносушилкам на МАЗ-5516. Впереди еще немало рейсов, ведь убирать осталось около трети площадей.

Хлебная нива в нынешнем сезоне порадовала ружанцев. Валовой сбор зерна уже превысил 16,7 тысячи тонн при средней урожайности 38,4 центнера с гектара. Такой результат достигнут на малоплодородных почвах, где преобладают пески. Они в первую очередь страдают от засух. Озимой тритикале намолачивают по 44 центнера на круг, за 40 центнеров дает и озимая пшеница.

Площадь зернового клина в хозяйстве превышает 6100 гектаров. Если бы не четкая, слаженная работа уборочного конвейера, уборка могла бы затянуться. Тем более  что в последнее время зачастили дожди. Но комбайнеры, водители, машинисты ЗСК используют каждую погожую минуту. Хорошим стимулом для участников страды являются надбавки, установленные за перевыполнение доведенных норм. Каждый старается по максимуму использовать такую возможность.

— И за велогонкой на призы «Сельской газеты» мы обязательно будем следить, — говорит Андрей Власенко. — На ее страницах подробно рассказывают про каждый этап. Очень интересно, как проходит соперничество между ребятами. Каждый старается прийти к финишу первым и удержать лидерство.

КСТАТИ, велосипед для многих участников жатвы из ОАО «Ружаны-Агро» — незаменимое транспортное средство. Оно  не требует топлива и в то же время помогает поддерживать хорошую физическую форму. Спецтранспорт хозяйства развозит обеды, доставляет к рабочим местам людей, но велосипед нередко и надежнее, и быстрее. Прямо с него утром они пересаживаются за штурвалы комбайнов, отправляются в рейсы на грузовых автомобилях. А поздним вечером, когда на улице темнеет, возвращаются по домам.

Когда один из этапов «Тур де Брест» будет проходить по территории хозяйства, уборка зерновых и зернобобовых здесь выйдет на финишную прямую. Уже сейчас ясно, что закрома наполнят. Зерна хватит. И для выполнения госзаказа в объеме более 2,6 тысячи тонн, и для собственной животноводческой отрасли: комплекса по откорму свиней и семи молочно-товарных комплексов.

Победителям этапа гонки, который пройдет в Пружанском районе, в хозяйстве уже подготовили призы. Здесь считают, что спорт, здоровый образ жизни всегда помогают людям быть в великолепной форме. Работники хозяйства в свободное время играют в волейбол, баскетбол, участвуют в районных соревнованиях. Любят путешествовать на велосипедах. Мест, которые можно посетить, поблизости очень много. Это и Беловежская пуща, и знаменитый дворец Сапегов, расположенный в самих Ружанах, и другие объекты. Важно всегда находиться в быстром ритме, убеждены в хозяйстве. Потому и успевают решать самые разные задачи, которые каждый день подбрасывает жизнь.

Александр КУРЕЦ

kurec.a@mail.ru

Фото автора

ГРАФИК ВЕЛОГОНКИ 

ПЕРВЫЙ ЭТАП 

10 августа. Брест – Тюхиничи – Вистичи – Ратайчицы – Войская – Минковичи – Ставы – Волчин – Паниквы – Новоселки – Высокое. 

ВТОРОЙ ЭТАП 

11 августа. Высокое – Высоко-Литовск – Верховичи – Кунаховичи – Каменец – Дмитровичи – Подбурье – Каленковичи – Верховичи – Березовка – Ясиновка – Рясна.

ТРЕТИЙ ЭТАП 

12 августа. Песчатка – съезд на Каленковичи – Песчатка.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП 

12 августа. Высокое – Оберовщина – Пограничная – Шерешово – Пружаны

ПЯТЫЙ ЭТАП 

13 августа. Пружаны – Вискули – Лысково – Новые Засимовичи – Пружаны. 

ШЕСТОЙ ЭТАП 

14 августа. Пружаны –  Береза.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter