Почему современные школьники не знают, кем быть

Раскрой в себе талант

Кем быть? И в чем мое призвание? Все чаще старшеклассники не могут найти ответы на эти вопросы и, поддавшись стереотипам или чужому мнению, выбирают совершенно не свое. А ведь именно на работе проходит значительная часть нашей жизни, и от правильного выбора зависит многое: ощущение счастья, желание двигаться вперед и узнавать что–то новое и, конечно же, финансовая независимость. Как здесь не ошибиться? О сложностях профессионального определения мы поговорили с психологом Анной ИСАЕНКО.



— Сразу после университета я попала по ту сторону баррикады: в 22 года стала преподавателем психологии в БГУ, и многие студенты были моими ровесниками. Вместе с коллегами мы занялись психологией образования, стали делать факультативы по развитию так называемых soft skills. Со временем одним из направлений нашей работы стало и психологическое сопровождение профиля обучения, а затем определения с профессией как первого взрослого выбора человека. Таких ведь ключевых решений в нашей жизни немного: кем быть, с кем жить и какие ценности отстаивать. Как я и предполагала, на консультации приходят три группы людей. Первая — родители приводят детей, которым неинтересно учиться, но их надо как–то социализировать. Вторая — те, кто ошибся с выбором. К примеру, у меня дочь заканчивает лечебный факультет медуниверситета и говорит, что процентов 25 студентов уже к середине второго курса понимают, что не туда попали, что, скажем, отделение гнойной хирургии — это не сериал «Доктор Хаус» или «Склифосовский». Но необязательно быть лечащим врачом — есть варианты, можно свой выбор скорректировать. Та же история с ИТ–сферой, где каждый может найти себя: от предпринимателя до девелопера, который больше времени проводит с кодами, чем с людьми. Но самая распространенная третья категория — это отличники, которые слишком зациклены на выполнении требований школы и мало времени оставляют себе любимому, в итоге не понимают, что их зажигает и вдохновляет.

— Старшеклассники действительно не знают, кем хотят быть?

— Да, сейчас выбор профессии для подростков стоит очень остро, поскольку отовсюду звучит, что будут исчезать традиционные профессии. Поэтому важно понять, что точка опоры — она в тебе, и нужно проводить работу над собой, чтобы определить свои сильные и слабые стороны. Мне очень симпатична позиция Амины Идиговой, независимого HR–консультанта, которая говорит: выбери что–то, 10.000 часов упорного труда — и ты профессионал в этой сфере. Нравится мне и другой подход: детство дано человеку, чтобы найти свой интерес, побывав швецом, жнецом и на дуде игрецом. То есть попробуй потанцевать, порисовать, порешать задачи, приготовить еду, что–то продать, прорекламировать, проконсультировать, предоставить свою жилетку для чужих слез. И однажды задатки, которые есть у каждого, встречаются с делом, наполняющим тебя энергией. Ты начинаешь хотеть делать это все больше и больше, а в итоге получается все лучше и лучше.

— То есть у каждого из нас есть те скрытые таланты, которые просто нужно вовремя разглядеть?

— Именно так. Есть несколько видов одаренности, скажем, по деятельности — духовно–нравственная, коммуникативная, практическая, художественная, академическая. А есть и другое деление на актуальную и потенциальную: первая — когда уже произошла встреча с твоим видом деятельности и та самая магия началась, вторая — могла бы иметь место, но ребенок пока о ней не знает. Мой учитель в психологии, академик Диана Борисовна Богоявленская, говорит, что признаком одаренности является поток сверхнормативной активности, ненасыщаемое желание развиваться по собственной инициативе, потому что ты можешь заниматься этим часами, не уставая. На консультациях я задаю всевозможные вопросы, чтобы выявить это. И нет ничего страшного, если одаренность ребенка не в сфере академической успеваемости, которую хорошо определяет школа за счет олимпиад. Согласитесь, мир был бы бесцветным, будь он только из людей, призвание которых — наука. Ко мне чаще всего приходят дети именно с художественной и практической одаренностью. И радует, что сейчас создается много площадок для выявления ребят с практическим, то есть предпринимательским талантом, где ребенок может побыть в этой среде, создать свою команду.

— Но если приходится иметь дело с ребенком, который, по мнению обеспокоенных родителей, ничем не интересуется?

— В таком случае я задаю ему волшебный вопрос: если все члены твоей семьи уедут до вечера на экскурсию в Несвиж, чему ты посвятишь этот день? И внимательно слушаю, что ребенок говорит. Иногда родители сердятся, мол, будет в интернете смотреть ролики до бесконечности. Отлично, тут я задаю главный вопрос: что ты там смотришь? И ребенок, во–первых, удивляется, что к этому относятся всерьез и с уважением, а во–вторых, из ответа всплывают самые неожиданные вещи. Например, девочка говорит, что любит фильмы, а если останется одна, позовет друзей, чтобы смотреть их вместе. Но выбирать кино будет она, а потом обязательно запланировано обсуждение, тон которого тоже будет задавать она. Тогда другой вопрос: что ты предлагаешь своим друзьям? Оказывается, жанр не важен, важны наличие яркого героя и его становление как личности. Все понятно: добро пожаловать, коллега, ведь ей интересна психология личности. Или другой ребенок любит смотреть видео, где можно поплакать, посочувствовать, то есть проявить эмпатию. Дар таких людей именно в сопереживании, сочувствии — им важно выбрать «поддерживающую» профессию, ту же медицину.



— А как быть с мнением окружающих по поводу выбора профессии?

— Бывает, девочка говорит, что поступила на физический факультет, чтобы доказать своему учителю, что может знать физику. Но для кого она выбрала эту профессию? Для учителя? Выдающийся психолог Эрик Эриксон еще в 1950 — 60‑е говорил, что подросткам в период так называемого кризиса идентичности нужно невмешательство взрослых в их жизнь. Чтобы в 17 — 18 лет подойти к черте выбора осознанно. Тем более что ошибка сейчас не фатальна. Наметился даже тренд, когда люди в 30 — 40 лет, имея уже какой–то опыт и финансовую подушку безопасности, ищут свое призвание. Ведь сегодня врач может стать писателем, предприниматель — исследователем. Кстати, одаренность бывает еще явной и скрытой. Иногда ребенок вовсю демонстрирует увлечение, но родителей это пугает. Скажем, папа приводит сына на консультацию, мол, у нас уважаемая семья, а он крутит гайки с байкерами. Парня дома запирают, но он по винограду спускается и убегает в гараж, потом его домой ведут за ухо измазанного маслом. Или другой пример: родители жалуются, у них из поколения в поколение доктора наук, а сын ничего не делает. Спрашиваю: «Чем займешься, если родители уедут?» И слышу в ответ: позову друзей, купим четыре куриные грудки, сварим соус из муки, воды и масла... И дальше восторженный рассказ, как, что и куда будут сыпать и добавлять. Спрашиваю родителей: «Вы это слышите?» Кивают: «Да, но так это же не то совсем, это хобби». Здесь важно понимать: в любой сфере именно те достигают успеха, кто пошел по стопам своей одаренности.

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter