Общественное обсуждение путей раскрепощения бизнеса набирает обороты

Раскрепостим бизнес сообща

Обсуждение норм проектов ряда документов — и прежде всего Декрета «О развитии предпринимательства и исключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу» — становится делом общенациональным. На специализированные форумы, в министерства и ведомства поступают предложения и комментарии. В процесс включились все неравнодушные — сами предприниматели, представители деловых союзов, юристы, целые юридические лица — и отдельные граждане. У некоторых из них наша газета поинтересовалась видением путей раскрепощения бизнеса.

Александр Скиндер, предприниматель, Брест:


— Плохо, если бизнесмен уже на начальной стадии сталкивается с бюрократией. Например, есть санитарные правила на общепит, в которых имеются отсылки на другие службы. В результате нужно приглашать в штат несколько работников, которые разбирались бы с многочисленными нормами. Чтобы упростить ведение дел, необходимо унифицировать все требования к предпринимателям и дать им исчерпывающее, понятное, четкое задание, что требуется выполнить для ведения бизнеса. По принципу «одного окна». Чтобы не обивать пороги кабинетов и не изучать множество различных документов.

Дмитрий Янков, житель поселка Красный Октябрь Речицкого района:


— У нас в соседней деревне Черное продаются неиспользуемые объекты. Хорошее место для развития туристического бизнеса. Рядом озеро, куда приезжают на омовение христианские паломники. Разрабатывается туристическая тропа. Однако если купить такой объект, к примеру, под хостел, это обойдется в круглую сумму: ремонт, мебель, парковочные места. Плюс проектная документация, налог на землю, на недвижимость... В сельской местности должна действовать система отсрочки налогового бремени при открытии бизнеса, а также льготирование на оформление документов. Особенно для местных жителей. Иначе кто сюда будет вкладывать средства? Должен быть целый список льгот для привлечения бизнеса в сельскую местность.

Виктор Силивеев, директор унитарного частного торгово–производственного предприятия «Доверие», Могилевский район:


— Основной вид нашей деятельности — переработка древесины. Но пришлось заняться еще одним делом: восстановили не работавшую долгое время баню в деревне Сидоровичи и открыли рядом кафе. Фактически я создал на селе два современных объекта соцкультбыта. Причем не по своей инициативе — представители местной власти попросили помочь. Однако за 12 лет, что существуют баня и кафе, они еще ни разу не принесли прибыли — работают с убытком. Закрыть их совесть не позволяет: местные жители услугами пользуются. Предлагал райисполкому приобрести эти объекты за полцены — получил отказ. Продолжаю работать в минус. Очень хотелось бы в процессе раскрепощения бизнеса, чтобы предприниматели стали партнерами во взаимоотношениях с властью. Открыл кто–то заведомо убыточные объекты, необходимые в конкретной местности, — пусть ему дадут преференции. Например, освободят от части налогов. Если подсчитать, то государству это может оказаться выгодно. Не надо вкладывать средства в развитие социальной инфраструктуры, содержать работников. Я же, зная о том, что за счет убыточных, но очень нужных людям объектов, получаю послабления, даже не подумаю о том, чтобы закрыть кафе и баню.

Олег Грибанов, фермер, Витебский район:


— Три года назад с сыном Максимом мы стали фермерами. Взяли 8 гектаров земли, сеяли картофель, капусту, морковку. Но сейчас решили бизнес закрыть. Главная проблема — деньги. Кредиты у нас дают под очень высокие проценты. И через 2 — 3 года — верни! А фермер ведь на земле работает, под солнцем. И град может быть, и засуха... Нам нужны дешевые и длинные кредиты. Может, не на одно десятилетие. Но таких я не встречал. Другой момент — техника. Чтобы свой парк машин собрать, мы что–то у соседей перекупали, что–то ремонтировали. Новую лишь копалку приобрели. Дело в том, что новый трактор белорусского производства стоит 16 тысяч долларов. Можно, конечно, его в лизинг взять под залог имущества. Но если неурожай — лишишься хаты... И со сбытом не все продумано. Крупные торговые сети завозят дешевый картофель из далеких экзотических стран, а местный, который у фермера всего на 20 копеек дороже, продать проблематично. Отечественного производителя, я считаю, нужно в первую очередь поддерживать! Жаль, что о либерализации предпринимательства не заговорили года 2 — 3 назад. Может, и мы бы тогда остались в деле. Надеюсь, тем, кто сейчас займется бизнесом на земле, повезет больше.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter