Каковы итоги участия нашего корреспондента в выборочном обследовании Белстатом домашних хозяйств

Расходы мелким почерком

Неформальное участие в выборочном обследовании домашних хозяйств подошло к концу. Как и требуется, за три месяца заполнены дневник расходов на продовольственные товары и три журнала ежемесячных расходов и доходов. Данные последних «переселятся» в общий ежеквартальный вопросник. По дороге в Национальный статистический комитет делаю собственные небольшие выводы. Цифры нужно научиться любить. Хотя бы потому, что так ими легче управлять. В начале третьего месяца эксперимент немного утомил. Все-таки следить за всеми денежными потоками надоедает. Благо моя семья состоит всего из двух человек… Но жаловаться неуместно. Сотрудники Белстата постоянно работают с 6000 домашних хозяйств. И есть смысл их работе доверять. Но об этом позже.

С консультантом Белстата Еленой ЕФРЕМЕНКО переносим данные в ежеквартальный опросник.

Перепишем в чистовик


Консультант Белстата Елена Ефременко, мой интервьюер, по правилам сразу обращает внимание на надлежащее заполнение журналов, отмечает объем покупок шуткой: «Будто вас участие в обследовании подталкивало ходить в магазин, чтобы записать больше покупок». Сказать по правде, здесь сработал скорее перфекционизм и излишняя ответственность. В раздел «Денежные расходы на покупку непродовольственных товаров» я вносила все — от бумажных салфеток до пылесоса. В журнале за декабрь даже не хватило места, чтобы перечислить все купленные товары, и пришлось дописать на полях. Ситуация, как объясняет Елена, вполне нормальная: оправдывается сезонностью — предновогодняя пора, покупка зимней одежды и т.д.

Напомню, журналы — лишь удобные черновики, ведь Белстат собирает данные не за месяц, а за квартал. Поэтому расходы с интервьюером мы суммируем и переносим в ежеквартальный вопросник. По итогам за три месяца на одежду потрачено 844,64 рубля, обувь — 186 рублей, предметы домашнего обихода и бытовой техники — 1601,82 рубля, предметы личного пользования — 466,5 рубля. За отдельные виды услуг вроде ремонта обуви, стрижки, маникюра моим домашним хозяйством отдано 140 рублей.

За три месяца заполнены дневник расходов на продовольственные товары и три журнала ежемесячных расходов и доходов.

Следующий блок посвящен расходам на оплату жилья и коммунальных услуг, где данные записываются отдельно за каждый месяц. Здесь замечаем — цена увеличивалась с каждым месяцем за электроэнергию. Но незначительно — от 11,08 до 12,34 рубля. А оплата телефонных разговоров огорчила. В январе рост на 9 рублей. В шестом разделе указываем расходы на здравоохранение. К слову, за три месяца на лекарственные средства ушло 51,92 рубля и 10,9 рубля на медицинские услуги в государственной и частной организациях.

Еще один раздел, касающийся личного подсобного хозяйства и декоративного садоводства, пропускаем. Ежеквартальный вопросник учитывает, кажется, если не все варианты бытовых и потребительских издержек, то явно почти все: шопинг, строительство, продажу недвижимости, техническое обслуживание транспорта, налоги, штрафы, кредиты, членские взносы и т.д. Мало того, записываются все доходы:  зарплата, стипендия, пенсия, пособие, материальная помощь. Обязательно с указанием полученной суммы. Так же и со сбережениями.

Начальник управления статистики уровня жизни населения и обследований домашних хозяйств Инна Коношонок рассказывает, что данные используются для того, чтобы охарактеризовать уровень жизни населения, и добавляет: «Ежегодно для главного управления статистики цен мы формируем информацию по расходам домашних хозяйств. Они выбирают определенные группы товаров, за которыми будет производиться наблюдение. Если товар становится невостребованным, его удельный вес очень мал, то он исключается из перечня. Информация из семей нужна для расчета индекса потребительских цен. Расходы используются не напрямую, а лишь удельный вес товара в общем объеме потребительских расходов. Данные ложатся в основу формирования структуры цен по итогам года для того, чтобы убрать влияния сезонности».

Итоги нас не подвели


По просьбе Нацбанка пять лет назад Белстат ввел в ежеквартальный вопросник раздел «Инфляционные ожидания». На нем работа с семьей завершается. Правда, состоит раздел всего лишь из двух вопросов: «Как, по вашему мнению, изменились цены на товары и услуги за последние 3 месяца?» и «По сравнению с последними тремя месяцами как, по вашему мнению, изменятся цены в ближайшие 3 месяца?»


Вопросы, по сути, ставят своеобразный знак равно и циклично возвращают к тому, для чего эксперимент вообще начинался — понять причину разницы между показателем инфляции и тем, как ее ощущает население. Одно дело чувствовать, а другое — видеть. То есть оценить рост цен, основываясь не на хаотичных наблюдениях, а на реальных цифрах, которые сам же и фиксировал три месяца.

Признаюсь, до участия в обследовании мои мнимые инфляционные ожидания основывались скорее на эмоциях и принципе от частного к общему. Подорожали, например, сахар, хлеб и мыло, и уже кажется, что ценник меняется на всех товарах. Теперь же, глядя на свои расходы, смело ответила, что цены выросли, но умеренно. Что касается следующего квартала, думаю, будут расти теми же темпами.

ЯЗЫКОМ  ЦИФР

Непродовольственные товары в процентах к общему числу расходов:

— одежда, обувь — 33,3

— предметы личного пользования — 15

— предметы домашнего обихода — 51,7

оплата услуг:

— ЖКХ — 19,2

— общественного транспорта — 48

— учреждений культуры, спорта, туристических и экскурсионных — 7,3

— связи — 23,9

— медицинских — 1,5

В  ТЕМУ

Централизованно Белстатом формируется общий перечень товаров (услуг) исходя из данных о потребительских расходах домашних хозяйств, которые отражают основу регулярных покупок товаров (услуг) населением страны.

В Республике Беларусь в потребительскую корзину включено в 2018 году 459 видов товаров (услуг). В 2019-м будет уже 473 товара (услуги). Перечень представляет собой единую для страны и регионов выборку товаров (услуг), наиболее часто потребляемых населением.

Товар (услуга), удельный вес которых в потребительских денежных расходах домашних хозяйств занимает более 0,01 процента, включается в выборку для расчета индекса потребительских цен. Этот критерий в различных странах зависит от качества и детализации данных домашних хозяйств (например, в России — 0,1 процента).

Наполнение потребительской корзины товарами (услугами) — представителями (конкретный ассортимент в базовой организации, отобранный для ГСН) осуществляют специалисты территориальных органов государственной статистики.

Принципы формирования выборки товаров: относительная важность товаров (услуг) для потребления населением страны (товар должен пользоваться спросом у потребителя); их репрезентативность (товар должен иметь значительный удельный вес в расходах населения); устойчивое наличие товаров (услуг) в базовых организациях.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter