Узнали свежие тренды на рынке подержанных машин и поинтересовались судьбой авторынка в Малиновке

Расчеты на капоте

Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения. Для нашей страны, где на 1000 жителей приходится более 320 легковых авто и по этому показателю в рейтинге автомобилизации государств мира мы опережаем соседние Россию и Украину, иметь в семье железного коня давно стало нормой. В последние несколько лет на пик потребительских предпочтений вышли новые машины: в 2019 году их было продано рекордных 65 000 штук. Однако коронавирус серьезно ударил по рынкам товаров и услуг. Не исключением стал и автомобильный: по данным Белорусской автомобильной ассоциации, в 2020-м рынок новых автомобилей упал на 18 процентов. «Покупатели переключились на покупку бэушных машин», — говорят эксперты. Мы побывали на столичном авторынке в Малиновке и узнали все о продажах авто с пробегом, динамике цен, «российских» днях и о том, почему рынок не конкурент автосалонам и каковы его перспективы.

На площадках автохаусов всегда есть выбор.

 Продажи пошли вверх

Утром рабочего дня на рынке немноголюдно. Между рядами автомобилей местами трудно пройти — площадки заняты поблескивающими вымытыми боками Volkswagen, Kia, Hyundai, Peugeot. Возле Chevrolet Malibu двое мужчин шумно обсуждают предстоящую покупку: «Не стал бы ее брать, они приезжают к нам битые. У американских машин только один несомненный плюс — меньше пробег, чем у «европейцев». Ну и они дешевле аналогичных европейских марок». Собеседник, для которого, судя по всему, и выбирается авто, неуверенно мнется: похоже, товарищ породил сомнения, хотя даже со стороны чувствуется, что «американец» ему приглянулся. Потенциальные покупатели не спеша продвигаются по рядам дальше. Я им не завидую: при таком огромном выборе можно и растеряться.

На авторынке работают 12 автохаусов, или, проще говоря, комиссионных магазинов. Останавливаемся возле одного из них. Специалист по маркетингу автосалона Мария Аббасова не прочь поделиться впечатлениями о работе:

— Зимой мы сполна прочувствовали, что значит рынок просел. Продажи упали еще прошлой весной, когда началась вся эта ситуация с СOVID-19, а в январе — феврале торги вообще остановились. Но потеплело, и покупательская активность уверенно пошла вверх. Здесь не только минчане закупаются, приезжают и жители регионов. Вчера покупатели из Гомельской области забрали Peugeot 308 на механике 2016 года выпуска. Из России приезжают люди — в основном за «американцами». На этой неделе продали уже около десяти автомобилей. До коронавируса, конечно, объемы продаж были вдвое-втрое больше, но чувствуется, что рынок начинает восстанавливаться.


На площадке «комиссионки», где работает Мария, примерно 120 машин. В выходные, говорит она, будет минимум 140. Одни продаются в течение двух-трех дней, другие, случается, стоят и несколько недель, отмечает моя собеседница:

— Дорогие авто сейчас не пользуются спросом, в ходу стоимостью до 15 000 долларов. Был у нас Audi Q5 с пробегом 6000 километров 2019 года выпуска. Очень долго ждал покупателя. 39 000 долларов — сумма не маленькая, не каждый готов выложить ее за подержанный автомобиль. Некоторые покупатели пользуются при покупке кредитами и лизинговыми программами, мы помогаем им с оформлением. Недавно один из банков снизил ставку — и клиенты сразу проявили к этому интерес.

Каждый продавец показывает свой товар лицом.

Лизинг сейчас для некоторых — своеобразная палочка-выручалочка. Треть покупателей приобретают автомобили именно при помощи этого финансового инструмента, рассказали в другой «комиссионке». Ведь пандемия коронавирусной инфекции не только повлияла на продажи, но и повысила цены на машины. А за «бэушками» и раньше приходили люди, кому не по карману авто из салона.

— Сейчас очень тяжело купить машину на европейском аукционе, — обратил внимание работник магазина Иван. — Поэтому и поток автомобилей, попадающих на наш рынок, по сравнению с прошлыми годами уменьшился. На аукционах в Европе из-за выросшего спроса подняли цены, и себестоимость «бэушечки» выросла в среднем на 1500—2000 долларов. Если еще год назад Peugeot 308 2016—2017 годов выпуска на авторынке можно было купить за 9000 доларов, то теперь цена начинается с 12 000. Поднялись цены и на «американцев» — в среднем на 2000 доларов подорожала закупка на аукционе. Поэтому покупать авто стали меньше: за месяц только 20—30, тогда как до пандемии — полсотни и больше. Но после возобновления железнодорожного сообщения к нам активно поехали россияне, которые готовы приобретать и подорожавшие машины. У них они стоят еще дороже, к тому же нет такого широкого ассортимента.

Будни лучше выходного

Вторник, среда и четверг, поделился Иван, на авторынке считаются «российскими» днями. И часто именно в будни продается больше машин, а не в выходной, как было раньше, раскрывает нюансы «рыночной кухни» мой собеседник:

— Работаем по простой схеме: показываем покупателю автомобиль, загоняем его на СТО, клиент его там осматривает, а потом торги идут уже у капота непосредственно с хозяином машины. Готовы ли собственники на скидки? Бывает по-разному. Кто-то упирается и из-за 100 долларов, кто-то снижает цену на 500. В среднем авто продается две недели максимум. Неликвидные, бывает, стоят и пару месяцев — премиум-класс, джипы. Сегодня у нас на площадке 70 автомобилей, в выходные будет в два раза больше. Все машины — 2016—2018 годов, преимущественно ходового ценового сегмента до 10 000 долларов: Volkswagen Polo, Kia Rio, Hyundai Accent, Peugeot 308, Volkswagen Golf.

На авторынке и в будни, и в выходные идет активная торговля.

Ближе к обеду людей на рынке становится больше. Покупателей-одиночек мало. Большинство ходят группами: при дорогостоящей покупке лишняя пара глаз и добрый совет не помешают.

— Кто хочет купить автомобиль, найдет способ, несмотря ни на выросшие цены, ни на сжавшееся кредитование, — с уверенностью говорит Игорь, специалист по продажам автохауса, куда мы зашли напоследок. Он на рынке, можно сказать, старожил. Работает чуть ли не со дня его основания. Было дело, признается, уходил на авторынок в Ждановичах, но спустя какое-то время вернулся в Малиновку снова. Рассказывает, что здесь продажи у него идут лучше. — Даже если нет в наличии нужной суммы, люди не хотят откладывать покупку. Кто-то продает дачу и приобретает машину. Кто-то находит покупателя на свое старенькое авто и, доложив необходимую сумму, обзаводится более современным вариантом. Никто ведь не знает, какими будут цены завтра. Они могут как упасть, так и вырасти. Авторынок четко на все реагирует. Никто полтора года назад и думать не думал о пандемии… А машина, как ни крути, нужна. Сейчас, может быть, больше, чем когда-либо из-за необходимости соблюдать социальную дистанцию. Поэтому не сомневаюсь, что после некоторого затишья продажи увеличатся. Что, собственно говоря, уже и происходит.

Выбор шин — дело ответственное.

 Плата по счетам

Таких продавцов, как Игорь, трудящихся на авторынке «Малиновка» практически со дня его основания в середине 1990-х, здесь немного. Но работники с 10—15-летним стажем не редкость. Они не сомневаются, что он будет функционировать и дальше, автосалоны и интернет-магазины по продаже авто ему не конкуренты. Поэтому, когда в конце января появилось извещение о проведении открытых торгов по продаже рынка, никто этому не придал особого значения.

— Какая разница, один собственник или другой — рынок работать все равно будет, эта площадка привлекательна как для продавцов, так и для покупателей, — не сомневается Мария Аббасова.

То, что авторынок оказался в непростой ситуации, стало известно еще четыре года назад, когда Экономический суд Минской области возбудил дело о банкротстве. Было открыто конкурсное, а затем ликвидационное производство. За год до этого предприятие перестало в полном объеме платить по кредитам и налогам, рассказывает директор управляющей компании ООО «Истмира» Александр Быстрицкий:

— Проанализировав финансово-хозяйственную деятельность должника, несложно было сделать вывод, что предприятие не сможет рассчитаться по долгам, даже продав все свое имущество. На сегодня заявлено требований кредиторов на сумму более 134 миллионов рублей — это свыше 65 миллионов долларов.

Поторгуемся?

При этом работа на рынке не останавливалась ни на минуту. Кредиторами (в числе которых три банка) было принято решение продолжить работу предприятия с учетом его масштабов и социальной значимости: территория свыше 40 гектаров, на которой расположены более 400 объектов недвижимости, свыше 1700 арен­даторов, около 100 штатных сотрудников, коммуникации и инфраструктурные объекты общего пользования. Всего работой здесь обеспечены более 4000 человек. С приходом новой администрации предприятие постепенно вышло на рентабельную работу. Только ежемесячные платежи в бюджет составляют в эквиваленте более 100 тысяч долларов. Государственную казну ритмично пополняют и 1700 работающих здесь арендаторов. Помимо этого, предприятие уже выплатило около 3 миллионов рублей просроченных платежей в бюджет по долгам предыдущих лет, включенных в третью очередь реестра требований кредиторов, и более 10 миллионов рублей текущих налогов. При этом оно обеспечивает работу прилегающей инфраструктуры — дорог общего пользования, подземных коммуникаций. Вместе с тем понятно, что погасить огромную сумму долгов оно пока не в состоянии. Что дальше?

Назначены очередные торги. Стартовая цена основного лота эквивалентна более 17 миллионам долларов. Стоимость всего имущества составляет около 25 миллионов. Как отметил Александр Быстрицкий, купить именно работающее рентабельно предприятие желающие были. Приезжали потенциальные покупатели из России, Кавказа, Средней Азии, Турции, Израиля. Проявляют заинтересованность, но сразу оплатить лот не готовы по различным причинам, в том числе из-за наличия большого объема инфраструктурных объектов, не задействованных в хозяйственной деятельности (дороги общего пользования, коммуникации и т.д.). Поиск потенциальных покупателей продолжается, говорит директор управляющей компании ООО «Истмира»:

— В то же время прорабатывается вариант передачи имущества должника кредиторам в счет погашения долга согласно очередности, установленной реестром требований кредиторов. Главное на сегодня — сохранить авторынок действующим, повысив рентабельность его работы, и обеспечить тем самым сохранение рабочих мест, поступление денег в бюджет, расчеты с кредиторами, поддержание в нормальном состоянии объектов недвижимости, инфраструктуры, повысив в итоге его стоимость как объекта. На рынке каждый месяц заключается не менее 10—20 договоров аренды, создан комплекс отличных условий для работы — охрана, видеонаблюдение, объекты питания, туалеты, уборка. Возвращаются даже те арендаторы, которые когда-то ушли, приходят новые.

— Мы, в свою очередь, заинтересованы в развитии субъектов бизнеса на территории области, которые работают в правовом поле, создают рабочие места и обеспечивают поступление платежей в бюджет, — прокомментировал председатель комитета экономики Минского облисполкома Денис Курленко.


Чем закончатся торги, найдется ли новый инвестор, на какой срок продлится ликвидационное производство — покажет время. Рынок между тем продолжает жить обычной деловой жизнью. Развивается, работает на перспективу. Недавно здесь были введены в эксплуатацию шесть зданий. Один из арендаторов ведет работы по обустройству одной из лучших в Европе мототрасс с мотошколой — это совместный проект белорусских, немецких и украинских инвесторов. Другой в начале мая планирует открыть новую площадку по продаже плодоовощной продукции, товаров промышленной группы, радиотоваров. По его словам, на ней может быть создано более 500 рабочих мест.

Столичной мотошколе давно пришлась по душе площадка для тренировок на авторынке.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Кто оказался в фаворитах?

Что касается рынка новых машин, то пандемию коронавируса он переживает непросто. Автодилеры осторожно оценивают свои перспективы в нынешнем году.

— В первом квартале дилеры реализовали чуть больше 10 000 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, — комментирует председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич. — Тогда как за аналогичный период 2020-го продано 17 000. Мы, конечно же, не строили планов роста, но и 40-процентного падения не ожидали. На снижение продаж повлияло сжатие потребительского кредитования. Повышение ставок по кредитам и лизингу сделало приобретение новых авто более дорогим, к тому же в среднем на 5 процентов выросли цены на них. В итоге потребители стали откладывать покупку на более поздний срок.

С другой стороны, вырос спрос на машины с пробегом. И на рынке образовался некоторый дефицит не очень старых автомобилей с небольшим пробегом, что подтолкнуло цены вверх. При этом ввоз авто из-за рубежа ограничен в связи с тем, что Европа под очередной волной пандемии.

Каковы прогнозы? Есть оптимистичный, по которому продажи сохранятся на уровне прошлого года, когда было реализовано 53 000 новых авто. Но не исключено, что продажи будут падать и дальше. Вопрос в том, насколько сократится рынок по сравнению с 2020-м — на 20 процентов или больше. Хорошо, если удастся продать 40 000 автомобилей.

Наиболее востребованными марками в первом квартале стали Lada, Geely, Volkswagen, Kia.

Лилия СОЛЬСКАЯ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter