Расчеты и просчеты

Завод уже строится, а где брать деньги и сырье — еще решается Реконструкция Поставского льнозавода — одна из важнейших строек Витебской области. Как подтверждение ее значимости — трижды переносимые, но традиционно «авральные» сроки, строительные штабы, постоянный мониторинг хода работ со стороны местных и вышестоящих органов власти. Сами льнопереработчики возлагают большие надежды на модернизацию предприятия, которая позволит быстро получить так необходимое Оршанскому льнокомбинату качественное льноволокно. Ознакомиться более детально с ситуацией решили и мы. Вместе с начальником управления контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов КГК Витебской области Николаем Хацкевичем проводим свой выездной «штаб». В нем принимают участие начальник управления сельского хозяйства Поставского райисполкома Антон Червинский, заместитель председателя райисполкома по строительству Павел Станюш, директор льнозавода Петр Скурко, начальник генподрядной организации СУ-126 новополоцкого стройтреста № 16 Василий Гарбаченок. На стройплощадке, где уже возвышается огромный цех, все отчетливее проявляются очертания будущих подсобных производственных сооружений, достаточно много и техники, и людей. — Ежедневно трудятся 160—180 человек, деньги есть. На этом этапе никаких особых трудностей не существует, — отмечает Павел Станюш... На снимке: заместитель председателя РИК по строительству Павел СТАНЮШ и заместитель главного инженера новополоцкого стройтреста № 16 Павел НЕМИРО: время строителей торопит. Фото: Елена БЕГУНОВА

Завод уже строится, а где брать деньги и сырье — еще решается

Реконструкция Поставского льнозавода — одна из важнейших строек Витебской области. Как подтверждение ее значимости — трижды переносимые, но традиционно «авральные» сроки, строительные штабы, постоянный мониторинг хода работ со стороны местных и вышестоящих органов власти. Сами льнопереработчики возлагают большие надежды на модернизацию предприятия, которая позволит быстро получить так необходимое Оршанскому льнокомбинату качественное льноволокно.

Ознакомиться более детально с ситуацией решили и мы. Вместе с начальником управления контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов КГК Витебской области Николаем Хацкевичем проводим свой выездной «штаб». В нем принимают участие начальник управления сельского хозяйства Поставского райисполкома Антон Червинский, заместитель председателя райисполкома по строительству Павел Станюш, директор льнозавода Петр Скурко, начальник генподрядной организации СУ-126 новополоцкого стройтреста № 16 Василий Гарбаченок.

На стройплощадке, где уже возвышается огромный цех, все отчетливее проявляются очертания будущих подсобных производственных сооружений, достаточно много и техники, и людей.

— Ежедневно трудятся 160—180 человек, деньги есть. На этом этапе никаких особых трудностей не существует, — отмечает Павел Станюш.

Вполне доволен работой подрядчиков и завтрашний хозяин этих владений — Петр Скурко. По его словам, новая бельгийская линия, монтаж которой уже ведут иностранные специалисты, позволит резко увеличить мощности предприятия. На старом оборудовании в год здесь перерабатывалось до 4—5 тысяч тонн тресты, а после ввода в строй нового цеха только ему понадобится порядка 10 тысяч тонн сырья. Правда, ничего более-менее конкретного в отношении мощностей и производственных особенностей бельгийской линии заводчане пока не знают — у них до сих пор нет на руках переведенной на русский язык технической документации. Известно лишь, что наиболее эффективно эта линия будет работать при качестве сырья не менее 1,25. Сколько такого на Поставском льнозаводе нынче? В прошлом сезоне этим требованиям соответствовало всего… 300 тонн из 4,5 тысячи заготовленного.

Значит, для загрузки высокотехнологичной линии нужно срочно повышать качество и объемы. Как собираются льноводы и переработчики выходить из сложившейся ситуации? Этот вопрос Николай Хацкевич адресует начальнику управления сельского хозяйства.

— В нынешнем году немного увеличиваем посевные площади. Завод засеет 1300 гектаров, еще 500 — наши хозяйства. К сожалению, соседние районы отказываются, как прежде, с нами сотрудничать, — сетует Антон Валерьевич.

Итак, из нужных 2,5 тысячи гектаров (с условием хорошей урожайности) на Поставщине могут посеять только 1,8 тысячи. Причем в четырех хозяйствах (кроме льнозавода) до конца еще не решены вопросы обеспечения семенами, удобрениями и средствами защиты растений. Значит, новая линия уже заранее обречена на простои?

Поставчане просят вмешательства вышестоящих органов для того, чтобы «повлиять» на льноводов Шарковщины и Докшиц. Оказывается, официально вопрос как бы решен: по требованию КГК облисполком закрепил эти сырьевые зоны за Поставским льнозаводом. Но последний уже два года не платит за поставленную из-за пределов района тресту, задолжал партнерам свыше 2 миллиардов рублей. Рассчитаться нет возможности — просроченная закредитованность достигла почти 9 миллиардов рублей. Кого и как можно сегодня заставить работать бесплатно? Может быть, стоит подумать о расширении площадей внутри района? Но и здесь «засада». На руках у директора льнозавода документ, который явился результатом специально проведенных учеными исследований: на Поставщине с учетом требуемой технологии семилетнего севооборота имеется всего лишь 1400—1500 гектаров полей, пригодных для ежегодного выращивания льна. Вот такая задачка с двумя неизвестными…

Что ж, пока это уравнение так и остается нерешенным, перейдем в целом к срокам строительства. Может быть, здесь обстановка более оптимистична? Детально разбирая объемы сделанного-несделанного, выясняем, что при самом благоприятном стечении обстоятельств предприятие готово будет вступить в строй не к 1 мая, как требуется в соответствии с поручением Совмина, а к 1 сентября. Генподрядчик очень сдержан в прогнозах. Строители поставлены в жесткие рамки. Да, еще в марте 2013-го за счет собственных средств стройтрест смог заложить фундамент. На большее денег не хватило. Финансирование объекта было открыто практически четыре месяца назад, а нормативные сроки строительства такого предприятия согласно проекту — 14,5 месяца. Так что при авральном режиме возможны непредвиденные сбои. Только в конце апреля ожидается поставка итальянских котлов, после чего можно будет приступить к строительству котельной — сейчас тут только фундамент. Еще предстоит обустроить инженерные сети и коммуникации, возвести очистные сооружения. Кстати, сделать это весьма проблематично — грунтовые воды подходят очень близко. Немаловажная проблема — прокладка высоковольтного кабеля для трансформаторной подстанции. Его предстоит тянуть около 5 километров. На пути — жилой сектор, река, железная дорога… К этой работе здесь еще не приступали.

Начальник СУ-126 Василий Гарбаченок дипломатично поднимает вопрос финансирования. Да, сейчас средства есть. В месяц строители осваивают порядка 11 миллиардов рублей. На апрель финансов хватит. Но в объект еще предстоит вложить не менее 100 миллиардов, об авансовом «заделе» следует беспокоиться уже сегодня…

Конечно же, представитель генподрядчика прав. Как оказалось, предусмотренное Банком развития финансирование скоро закончится. Для завершения строительства льнозавода понадобится еще около 60 миллиардов рублей. Кто выделит деньги? Ни местные органы власти, ни руководство завода этого пока не знают. А значит, вряд ли можно и 1 сентября считать окончательным сроком...

Подведем итоги. Нельзя не удивиться нашей всеобщей хозяйской «распорядительности». Решение о строительстве нового цеха на убыточном заводе (который явно не может потянуть кредитную нагрузку) начиналось без четкого определения его будущей сырьевой базы. Около года пролежала на складе приобретенная за 30 миллиардов рублей бельгийская линия, о технических возможностях которой заводчане и теперь имеют лишь отдаленное представление. С августа 2012-го (тогда был взят кредит на покупку оборудования) «капает» долг перед банком в виде маржи. Из 1,6 миллиарда рублей завод не погасил ни рубля. Все это время областной и республиканский бюджет выплачивает проценты за кредит. Средний месячный товарооборот на предприятии — всего 800—900 миллионов рублей: еле хватает для того, чтобы сводить концы с концами. А ведь через год после ввода в строй нового цеха (напомним: его загрузка не обеспечена даже наполовину!) придет время рассчитываться по основному долгу перед банком… Так когда же в таком случае ждать окупаемости стратегически важного и столь дорогостоящего проекта?

На снимке: директор Поставского льнозавода Петр СКУРКО, начальник райсельхозпрода Поставского райисполкома Антон ЧЕРВИНСКИЙ, начальник управления контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов КГК Витебской области Николай ХАЦКЕВИЧ обсуждают ход строительства.

Фото: Елена БЕГУНОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter