Расчет окончен

Споры о том, как выживать белорусскому спорту в новых экономических реалиях, ведутся с начала мая...

Споры о том, как выживать белорусскому спорту в новых экономических реалиях, ведутся с начала мая, когда, выступая на совещании по вопросу господдержки физкультуры и спорта, Президент категорично заявил, что «жировать за казенный счет недопустимо, а вкладываемые средства должны давать адекватную отдачу». С тех пор концепций «новой экономической политики» представлено было уже несколько. Едва явив спортивному миру первый вариант, разработчики начинали его дорабатывать. Обсуждать, согласовывать, учитывать все нюансы и хитросплетения, которые порой переворачивали с ног на голову безупречно выглядевшие на бумаге решения. Накануне свет увидело предложение, максимально приближенное к окончательному. Вопросов к нему, впрочем, тоже возникло множество. Однако, по убеждению начальника управления спорта Министерства спорта и туризма Сергея Мазуркевича, который координировал создание этого без преувеличения судьбоносного для отечественного спорта документа, разработчикам удалось найти компромисс. Мы же решили из первых уст узнать о том, что предлагает министерство и каких изменений ждать в жизни клубов.


— Начнем с того, что я не сторонник революций. Эволюционный путь гораздо эффективнее. Однако без значительных изменений тоже не обойтись. Например, предусмотрены уход от закрепления спонсоров за спортивными организациями и нормы выделяемых средств в размере не менее 5 процентов от объема прошлогодней помощи клубу. Ранее далеко не все организации могли выполнять это требование, теперь же в качестве спонсоров смогут выступать даже малые предприятия и индивидуальные предприниматели.


— Другими словами, организации сами определяют, кого и в каком объеме они поддерживают?


— Они и ранее это определяли. Другое дело, что сейчас клубы и их учредители будут сами, безо всяких списков и согласований, осуществлять поиск спонсоров, получать их согласие и определять объемы и сроки поддержки. Но самый ключевой момент в проекте — то, что спонсорские средства, полученные клубами, могут расходоваться только по бюджетным нормам в части установления заработной платы работникам клуба, обеспечения экипировкой, выплат на питание и т.д.


— Много было споров в отношении того, что для самих спонсоров выгода от подобного сотрудничества весьма сомнительна. Отсюда и отсутствие заинтересованности в сотрудничестве.


— Слово «спонсор» в отличие от слова «партнер» в экономическом плане не совместимо со словом «выгода», так как спонсорская помощь называется безвозмездной. Тем более, как мы подсчитали, спонсорам в 2010 году лишь в пределах 13 процентов от объема оказанной помощи было на самом деле «безразлично», куда направлять средства — в бюджет или клубам. Что же касается рекламы и извлечения дополнительной выгоды из сотрудничества с командами, то здесь работает обычный принцип «ты мне — я тебе». К слову, таким способом в прошлом году клубы заработали 8,4 миллиарда рублей.


— Как планируется осуществлять поддержку в будущем?


— В нашем проекте обозначены четыре вида. Во–первых, это безвозмездная передача спортивным организациям денежных средств. Во–вторых, это субсидии за счет средств местных бюджетов на частичное финансирование расходов клубов, участвующих в официальных чемпионатах и Кубках Беларуси или других государств. Сюда, например, относится и КХЛ. А вот, например, баскетбольная Единая лига ВТБ, являющаяся коммерческим проектом, не может считаться основанием для получения такой помощи. Правда, стоит отметить, что заявленный в ней клуб «Минск–2006» участвует в чемпионате Беларуси, а значит, может претендовать на господдержку. Кстати, ранее подобные механизмы финансирования (до 40 процентов) деятельности клуба за счет местных бюджетов работали в соответствии с постановлением Совета Министров. Третий вид — это предоставление спортивным организациям, созданным в форме общественных объединений, права осуществлять коммерческую деятельность без образования коммерческих организаций или участия в них.


— Что входит в список видов этой деятельности?


— В списке значатся туристическая деятельность, оптово–розничная торговля, оказание услуг в области физической культуры и спорта, организация отдыха и развлечений, сдача внаем собственного имущества, оказание транспортных услуг, хранение транспортных средств и рекламная деятельность. По нашему мнению, этот перечень позволит полностью охватить ту сферу деятельности, с помощью которой клубы смогут сами зарабатывать деньги. Четвертый вид поддержки — это предоставление налоговых льгот спортивным организациям и оказывающим им поддержку юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Но скажу сразу: спонсорам по–прежнему нет стопроцентной выгоды, они просто смогут уменьшить налогооблагаемую базу. Что же касается клубов, то они смогут не учитывать при налогообложении денежные средства, услуги и имущество, полученные от спонсоров, не уплачивать налог на прибыль из доходов от рекламы, подоходный налог с вознаграждений тренеров и спортсменов и иметь еще ряд льгот.


— Как будет регулироваться процесс предоставления и распределения господдержки?


— Раньше клубы жили сами по себе: получили деньги, которые просто свалились им на голову, составили смету, установили заоблачную ставку первого разряда и пошли осваивать. Сейчас все расходы должны будут согласовываться с представителями местной власти. Естественно, что такой подход должен заставить клубы учиться зарабатывать самим.


— Это реально?


— Сложно, но реально, если не сидеть сложа руки. Тем более что будут создаваться все возможные условия для осуществления клубами предпринимательской деятельности. Примером может служить могилевский футбольный клуб «Днепр».


— С точки зрения спортивных результатов не самый лучший пример...


— Зато уже к 2013 году в этом клубе могут выйти на 50 процентов самоокупаемости! Да, пример пока только один. Но показательный. На всех семинарах, посвященных разъяснению принципов господдержки, представителям клубов говорилось, чтобы деньги, которые они получают от спонсоров, не проедались, а вкладывались в развитие инфраструктуры и хозяйственной деятельности, чтобы клубы учились зарабатывать. В «Днепре» этот шанс использовали лучше всех. Возможно, принадлежащие клубу три или четыре автостоянки и авторынок — не совсем «спортивный» подход, но он приносит деньги. Остальным же это, похоже, было не очень–то и надо. Рано или поздно это должно было закончиться — ситуация в экономике лишь ускорила процесс.


— Какие санкции ждут клуб, если к 2015 году он не сможет уложиться в обозначенные в проекте 50 процентов?


— Сегодня я не могу сказать о последствиях. Но здесь важно понять, что функция государства заключается в том, чтобы создавать среду, в которой клубы могли бы заработать деньги и выполнить поставленные условия. Мы заставим всех работать иначе. Причем не административным путем, а созданием таких условий, в которых клубы просто не смогут действовать иначе. Я уверен, что многие из них и сами достигнут необходимых показателей.


— Много споров вызвало то обстоятельство, что хоккейные клубы при использовании господдержки могут не руководствоваться бюджетными нормами, а «Динамо» и вовсе может использовать получаемые средства по собственному усмотрению...


— Дополнительные преференции предлагается сделать для клубов, которые достигли значимых для страны результатов. Их сметы также будут согласовываться с исполкомами, и каких–то необоснованно заоблачных зарплат там не будет, но они, по большому счету, смогут жить так, как считают нужным, руководствуясь принципом разумной достаточности.


— Сразу возникает вопрос: как определить значимость того или иного достижения?


— Если какой–либо клуб войдет в число 16 лучших команд Европы на соревнованиях под эгидой международных федераций, то он, как и команды, выступающие в Континентальной хоккейной лиге, сможет не руководствоваться бюджетными нормами и нормативами. Мне могут возразить, что в футболе попасть в число 16 сильнейших, наверное, сложнее, чем в каком–либо другом виде спорта. Да, это так. Но на пути к этому результату клуб должен одержать ряд побед, которые вызовут интерес болельщиков, увеличат посещаемость стадионов... Вариант использования европейского или мирового клубного рейтинга невозможен из–за отсутствия подобной официальной классификации во всех игровых командных видах спорта. Еще более спорный критерий — зрительская посещаемость. Стадионы вмещают тысячи болельщиков, а сколько их поместится на существующих баскетбольных аренах? А спорить о том, что важнее — гандбольная или футбольная Лига чемпионов, — можно до бесконечности.


— Какие изменения предлагается внести в отношении детского спорта?


— На эти нужды клубы должны будут отчислять 10 процентов от поступивших спонсорских средств. Было 25, но ранее сюда входили еще расходы на инфраструктуру и развитие вида спорта. Сколько куда направить средств, клубы определяли сами, а в результате на практике детям иногда не перепадало и полпроцента. Сегодня же эти 10 процентов должны использоваться только на инвентарь, спортивную подготовку, соревнования, зарплату и доплаты детским тренерам...


— С момента внесения предложений до появления указа Президента может пройти достаточно длительное время. Тем временем о предстоящем сезоне клубам нужно заботиться уже сейчас...


— Предполагается, что все согласования должны быть завершены к 1 января 2012 года. До этого времени предлагается продлить действие тех принципов, которые работали все эти годы. Но уже сейчас хочу заметить, что наши предложения в полной мере отвечают стремлению искоренить иждивенчество со стороны спортивных организаций, стимулировать деловую и предпринимательскую активность их руководителей, а также повысить степень участия в данном процессе учредителей клубов и общественных спортивных организаций. При этом сохраняется механизм государственного регулирования поддержки, а процесс расходования клубами средств становится более прозрачным. Это, конечно, не значит, что любой желающий сможет получить всю финансовую информацию, однако заинтересованные структуры — Министерство спорта, местные исполкомы и федерации — получат полный отчет обо всех доходах и расходах команд. Я считаю, что, направляя в спорт деньги предприятий, которые могли быть потрачены на развитие этих самых предприятий, мы вправе быть уверены в том, что они будут использованы эффективно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter