Житель Кировска покупает и восстанавливает старые авто и мечтает открыть музей техники

Раритеты рулят

Коллекционировать вещи с историей — удовольствие не из дешевых. Тем более, если это раритеты на колесах. Но 35-летний Иван Дрозд из Кировска вот уже больше 10 лет покупает и восстанавливает старые автомобили, мотороллеры, а еще — радиолы и патефоны. Говорит: ему это доставляет удовольствие, которое не измеряется деньгами...

Москвич-407 1962 года выпуска.

«Музей» в гараже

Отполированный до блеска черный «мерседес» с хромированным «забралом» на капоте выглядит так, будто завтра ему предстоит сниматься в кино. 46-летний красавец на ходу, резво разгоняется на трассе до 120 километров в час. Между тем, на его восстановление — покупку «родных» деталей, переобтяжку салона — новому владельцу понадобилось почти 2 года. Иван Дрозд вспоминает:

— На этот раритет я случайно наткнулся в Минске. Увидел, и сердце защемило: такая классная машина и в таком плачевном состоянии — вся ржавая, днище прогнившее, салон настолько замусоленный, что присесть страшно. Пришлось реанимировать кузов, менять расходники, колеса. Фактически все, кроме мотора, он тут заводской. Вообще автомобиль очень надежный, при должном уходе мог прослужить много лет.

ГАЗ-24 1978 г.в.

У Дрозда прослужит. Его «мерседес» уже не раз участвовал в парадах — в День Победы, День Независимости, в автопробегах ретроавтомобилей, выставках и фестивалях. И не только он, но и припаркованная рядом «Волга» потрясающего синего цвета.

Вообще, когда заходишь в гараж к Ивану Дрозду, словно окунаешься в советское прошлое. Это теперь на дорогах в большинстве своем черно-бело-серые автомобили, а у него техника разных цветов: синяя, ярко-красная, голубая, лиловая…

Иван Дрозд коллекционирует старинные вещи.

— «Волгу» 1978 года выпуска я перекрасил, — уточняет Иван Михайлович. — Но цвет подобрал точь-в-точь, каким он был «при рождении». Для меня очень важно, реставрируя машины, сохранить как можно больше аутентики. Это, кстати, наш любимый автомобиль — из старинных. У «Волги» вместительный салон, и мы на ней колесим по стране, в Гродно недавно ездили всей семьей, а она у меня немаленькая: я, супруга и трое детей.

Супруга Ирина увлечение мужа поддерживает. И не возражает, что он тратит энную часть семейного бюджета на столь затратное хобби. Впрочем, в этом деле глава семьи не любитель, а профессионал. Юрист по специальности, он посвятил жизнь технике — несколько лет назад открыл предприятие по ремонту автомобилей.

За рулем ГАЗ-24 1978 г.в.

Дочкам — 12-летней Маше, 9-летней Соне и 6-летней Арише папино увлечение тоже по душе. Ведь для них он починил детскую машинку, в которой когда-то катался еще его друг-ровесник!

А вот реконструкцией другой «игрушечной» машинки-«инвалидки» Дрозд занялся из… сострадания:

— Узнал, что в одной из деревень Бобруйского района есть такой ретроавтомобильчик, ровесник приобретенной до этого «Волги», и его хотят пустить на металлолом. Сразу рванул туда. Выкупил, реанимировал. Но ездить на нем не буду — очень уж он неудобен в управлении. Как, впрочем, и голубой мотороллер «Тула Т-200» 1959 года выпуска. Этот первый советский мотороллер с объемом двигателя 200 кубов, очень тяжелый — весит килограммов 150, на нем трудно маневрировать.



«Вятка» куда краше и удобнее. Бордового цвета мотороллер 1957 года выпуска — редкий в наши дни экспонат. А делал его Вятско-Полянский машиностроительный завод по образу и подобию итальянского мотороллера «Весла» 1955 года. Правда, совсем недолго — с 1957 по 1966 год. Впрочем, кировский раритет, несмотря на почтенный возраст, завелся с полуоборота и, урча, выкатился во двор.

ЗИЛ-донор и полевая кухня

На территории частной автомастерской Ивана Михайловича мы встретили не только легковушки времен СССР.  

— Знакомьтесь, это «Захар», — подводит нас хозяин к зеленому грузовику, которому больше 50 лет от роду. — Это народное имя ЗИЛа. На таком ездила учительница Татьяна Сергеевна из фильма «Весна на Заречной улице». У меня он — донор. До этого я приобрел другой ЗИЛ, на его восстановление нужны были запчасти, вот и взял этот, второй, нерабочий… У первого интересная история. Его владелец купил ретрогрузовик, когда вышел на пенсию. Он всю жизнь на таких машинах баранку крутил, вот и прикипел к ним душой. За своим самосвалом ухаживал очень бережно, но когда владельца не стало, машина осиротела, долго стояла в гараже. В итоге сын водителя решился продать ЗИЛ в хорошие руки — с условием, чтобы технику восстановили и берегли.


В коллекции Дрозда 4 военных грузовика. А еще — пузатенький алый немецкий автобус-фургон «Ханомаг Хеншель» 1973 года выпуска, оборудованный кухней, спальным местом. Тоже редкий экземпляр, за которым Иван Михайлович «охотился» давно. Теперь изредка с семьей выезжает на нем на природу.

Кстати, у коллекционера и военная полевая кухня имеется, где одновременно можно готовить и первое, и второе. Цепляй за машину — и рули на неделю на отдых!


Старый патефон и «Урожай 1979 года»

В гараже любителя автоэкзотики (большинство легенд советского автопрома Дрозд собирал по частям) немало и других старинных вещей. Ивану 13 лет было, когда он начал собирать старинные радиолы и патефоны. Первая — ламповая «Чайка» 1963 года досталась ему от деда Аркадия. Подросток сам ее починил. А когда подрос, ему начал помогать брат Кирилл, тоже увлекающийся историей. Сегодня в коллекции Дрозда более 40 рабочих приемников. Тут и массивная «Беларусь-53» в деревянном корпусе, и немецкий, еще довоенный, трофейный «Филипс», и «Беларусь ТР-210Л», вмещающая в себя и телевизор, и проигрыватель, собранная в 1960-е на Минском радиозаводе.

Время от времени Иван Михайлович, живущий в частном доме, выносит старый проигрыватель или патефон во двор, заводит, ставит пластинки. Их у него целая россыпь: «Самоцветы», «Верасы», «Голубые гитары», Юрий Антонов, Анна Герман, сборник «Урожай 1979 года»... Говорит, соседям такая музыка только в радость.



Дарить позитив людям — об этом и мечтает автор раритетной коллекции:

— Хочу отремонтировать еще несколько грузовиков, в числе которых «болотная шишига» — ГАЗ-66, и легковушек — «Москвич» 1949 года, «Победу» 1957-го. А в будущем открыть музей старинной техники. Уверен: посетители в него пойдут, ведь в старинных машинах есть магическая притягательность, особенно если они из нашего советского прошлого.


Задумка прекрасная. Ведь Кировск — единственный на Могилевщине райцентр, где нет и никогда не было стационарного музея. А у Ивана Дрозда есть что показать туристам, он еще и коллекцию старинных утюгов собирать начал…

kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter