Более 90 000 рукописей, архивных документов, старопечатных книг и редких изданий: Ольга Курилина — о работе в уникальном хранилище Национальной библиотеки

Раритет в старинном переплете

Сегодня в стране более 7 тысяч библиотек, их общий фонд превышает 180 миллионов экземпляров. Национальная библиотека — хранительница самого мощного информационного ресурса. Документальное наследие там собирается уже почти 100 лет. Самое ценное — более 90 000 редких изданий, старопечатных книг и рукописей, наиболее ранние датируются XIV—XV веками. Они находятся в специализированном хранилище, аналогов которому в стране нет. Ольга Курилина, заведующая сектором хранения фондов научно-исследовательского отдела книговедения, специально для «Р» провела экскурсию и позволила прикоснуться к истории.

Ольга Курилина: «В хранилище всегда поддерживается температура воздуха в пределах 16—20 градусов. Относительная влажность — 45—60 процентов».

В целости и сохранности

Общая площадь современного здания Национальной библиотеки 113 669 квадратных метров, в том числе фондохранилища — 54 960 квадратных метров. Специальные помещения рассчитаны на 14 миллионов единиц хранения на различных носителях, сегодня здесь их более 9,8 миллиона. Каждый второй белорус пользуется услугами библиотечного сектора, но лишь немногим удается попасть в сердце главного храма знаний страны — туда, где хранятся самые редкие и ценные книги, рукописи и архивные документы.

Уникальное хранилище занимает целый этаж высотного книгохранилища библиотеки. Поднимаемся туда с Ольгой Курилиной — только у нее, а также у небольшой команды сотрудников отдела и администрации библиотеки есть доступ в святая святых. Помещения имеют несколько степеней защиты — везде установлены камеры видеонаблюдения, сигнализация, система контроля уровня доступа. Собеседница проводит внутрь хранилища, и я сразу ощущаю особый микроклимат, который царит в просторных помещениях с множеством стеллажей и полок. Ольга Николаевна демонстрирует показатели на приборах и объясняет:

— Здесь всегда поддерживается температура воздуха в пределах 16—20 градусов. Относительная влажность — 45—60 процентов. Датчики из разных сегментов передают показания на основной пульт. Данные постоянно отслеживает диспетчерский отдел, который в случае отклонений от нормы устраняет неполадки. 


Для поддержания необходимых показателей в хранилище установлена современная приточно-вытяжная вентиляция — то есть идет забор воздуха, а не только охлаждение или подогрев. Проходим в обходной коридор — он создает эффект термоса, то есть температура и влажность в разные поры года не влияют на микроклимат помещения. В хранилище не попадают прямые солнечные лучи, также отсутствуют лампы дневного света, которые могут негативно воздействовать на бумагу, ткань, кожу и пергамент. 

Оглядываюсь по сторонам: в приглушенном свете замечаю желтые трубы, они тянутся по периметру помещения. Оказывается, за сохранность раритетов отвечает новейшая автоматическая система газового пожаротушения.
Самая крошечная книга размером меньше, чем человеческий мизинец. Одно из самых больших — факсимиле «Птицы Америки». Размеры фундаментального труда американского орнитолога и художника Одюбона — 99х66 сантиметров 
Книги в контейнерах

Формирование фонда началось одновременно с основанием библиотеки в 1922 году. Ценные книги и архивные документы поступали из церквей, монастырей, учебных заведений и частных коллекций, например известных ученых. Фонд пополнялся и экземплярами из Государственного книжного фонда Москвы и Ленинграда. Однако во времена Великой Отечественной войны большая часть коллекции нашей библиотеки была вывезена за пределы страны. 

Ольга Курилина проводит меня в первый сегмент — в комнате-сейфе книги хранятся в специальных микроклиматических контейнерах, которые помогают содержать ценные экземпляры в целости и сохранности. Приоткрываем коробку из бескислотного картона, изготовленную в лаборатории отдела реставрации. Надеваем специальные белые перчатки.

— Это экземпляры из наиболее ценной коллекции фонда. Смотрите, «Аристотелевы врата, или Тайная тайных». Уникальная рукопись — собрание житейских наставлений по вопросам политики, алхимии — содержит статьи о гаданиях, предсказаниях, астрологии, — Ольга Николаевна показывает белорусскую рукопись XVI века. 


Рассматриваем «Евангелие-тетр» 1671 года с записью писца. Взгляд также приковывает «Поморский свиток» конца XVIII — начала XIX века. Рукопись необычной формы — в виде свитка. Материал тоже меня поразил — бумага здесь аккуратно наклеена на ткань. Собеседница хочет еще больше меня удивить и приносит самую древнюю книгу, которая хранится в Национальной библиотеке. Восточная рукопись XIV века «Открывающий истины сунны» хорошо сохранилась до наших дней.

Проходим к полкам с коллекцией первых печатных книг, открываем «Божественную комедию» Данте 1481 года, «Всемирную хронику» Шеделя 1493 года — первую иллюстрированную всемирную энциклопедию по истории и географии. Особое внимание уделяем коллекции изданий первопечатника Франциска Скорины — это 10 книг «Библии», которые положили начало белорусского и восточнославянского книгопечатания. 

— В фонде библиотеки находится самое большое в стране собрание белорусских старопечатных книг XVI—XVIII веков. Это кириллические богослужебные книги, научная литература, — Ольга Курилина демонстрирует уникальный трактат «Великое искусство артиллерии» выдающегося военного инженера, уроженца ВКЛ Казимира Семеновича. Это один из важнейших и востребованных учебников по артиллерии на протяжении столетий. 

Не профессия, а призвание

Люди, что ежедневно следят за ценнейшими коллекциями редких книг, рукописей и архивных документов, — особенные. Случайных сотрудников тут нет. Основной их принцип работы — сохранить оригинальный, аутентичный вид экземпляров. Чтобы следить за порядком многотысячной коллекции, надо быть аккуратным и педантичным человеком, обладать терпением. 

— Я в эту профессию попала не случайно. В детстве много времени проводила в библиотеке, приходила к своей маме на работу еще в старое здание библиотеки на улице Красноармейской. Меня тянуло к книгам, я любила их читать и рассматривать. Особенно было приятно, когда мне доверяли работу курсирующего (была такая должность в старой библиотеке) — в мои обязанности входило доставить издания из хранилища в читальный зал, — Ольга Курилина с улыбкой вспоминает те годы. 

Ольга получила образование психолога, но трудиться все равно пришла в Национальную библиотеку. Работая там, получила второе образование, профильное — обучилась библиотечному делу. Сегодня уже дети Ольги Николаевны — мальчик учится в четвертом классе, а девочка ходит в детский сад — с интересом посещают библиотеку. Собеседница признается: если династию в будущем продолжить они не захотят, то любовь к книгам пронесут через всю свою жизнь.

ypopko@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter