Раритет на поруки

У жителей Ганцевичского района в семейных библиотеках хранятся издания, которым под 200 лет

У жителей Ганцевичского района в семейных библиотеках хранятся издания, которым под 200 лет

Написанное остается — это факт. Причем пути, которые приводят почерневшие от времени фолианты в архивы и национальные фонды, порой запутаннее любого детектива. В рамках Дня письменности, который в этом году принимала Ганцевщина, работники Центральной районной библиотеки организовали конкурс «Самая старая книга из семейной библиотеки». Эффект превзошел все ожидания.

— Принять в ней участие мы предложили читателям еще в июне, — рассказывает Людмила Дулик, директор ЦРБ им. В.Ф. Проскурова. — Но, если честно, не ожидали такой активности. Свои книги жители района начали приносить уже через несколько дней после того, как мы дали рекламу. Привозили старые книги и деревенские жители. В основном это были Библии, жития святых, а также сборники поэзии. В День письменности решили организовать выставку старых книг на улице, прямо возле библиотеки. И, надо сказать, хорошие отзывы мы получили не только от жителей города, но и от гостей праздника.

Действует выставка и сегодня. Ее посетили уже более тысячи человек. В основном это ученики городских и сельских школ: ребята имеют редкую возможность не только подержать в руках ценную книгу, но и полистать, почитать ее. В этом списке — большая подшивка журналов «Наука и жизнь» 1892 года издания, французская Библия 1840 года, «Епархиальные ведомости» 1873 года, самая старая детская книга, представленная на выставке, — «Міколка-паравоз» М.Лынькова (издана в 1947 году).

Прадед был целителем

— Это книга («Жития святых, чтимых православной церковью», 1892) моего прапрадеда Михаила, — рассказывает Людмила Тарасова. — Он родился в начале 19-го века в Самарской губернии в семье священника. Надо сказать, люди они были очень набожные. А прапрадед Михаил вообще был необычным человеком. Он был целителем. В те времена люди шли за помощью не к лекарям, а к целителям, им доверяли больше. Так вот мой прапрадед исцелял словом, «изгонял нечистого», как говорили раньше. У его дома всегда собиралось огромное количество людей. Он принимал всех, причем совершенно бесплатно. Лечиться к нему ехали даже из соседних губерний. А книгу дедушке подарил сам патриарх Тихон. Его пригласили в Священный синод, поблагодарили за хорошую службу и вручили подарок — «Жития святых». Прапрадед гордился этой книгой и очень бережно к ней относился. Может, поэтому она сохранилась и сейчас у меня. Кстати, последним священником в нашей семье был мой прадед, который и передал мне эту книгу. Сейчас она наша семейная ценность.

Сокровище лежало на печи

— Эту книгу («Епархиальные ведомости», 1873) я нашел сам. Она принадлежала моему прапрадеду помещику Николаю Петровичу. В Клецком районе есть деревня Слобода. В 19-м столетии вся территория, которую сегодня занимает эта деревня, принадлежала ему. Николай Петрович был строгим, хозяйственным человеком и очень любил книги, — вспоминает Александр Алексейчик. — В то время они стоили немалых денег. Все средства, вырученные от продажи скота, он мог потратить на книги. По рассказам дедушки, Николай Петрович мог часами сидеть и пересматривать, перечитывать книги из своей домашней библиотеки. А после смерти прадеда они лет 70 пролежали на печи. Дедушке до них дела не было, я же, маленький, тоже ими не интересовался. Только когда поступил на исторический факультет, пересмотрел библиотеку прадедушки. Сегодня все его книги храню у себя дома.

Последний подарок возлюбленного

— В моей домашней библиотеке эта книга (французская Библия 1840 года издания) появилась не так давно. Нашла ее у своей бабушки Антонины Петровны, — рассказывает Галина Куликовская. — В военные годы она работала медсестрой в госпитале. Там познакомилась с раненым солдатом. Он был очень образованным молодым человеком, знал четыре языка, очень любил литературу. Но через два месяца солдат поправился и уехал на фронт. Потом у них была еще одна встреча: он приехал к бабушке на один день. Подарил ей Библию на французском языке, они собирались пожениться… Но за год до окончания войны бабушкиного любимого убили немцы. А она до самой смерти хранила вместе со своими вышитыми рушниками и скатертями его подарок. Эту историю не так давно рассказала мне мама. Я решила, что должна найти эту книгу. Она валялась среди хлама на чердаке пустующего бабушкиного дома. Теперь Библия будет храниться у меня.

На снимке: Людмила Тарасова рассказывает историю своей семейной ценности.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter