В концерне «Белгоспищепром» развеяли мифы о рапсовом масле

Рапсовое масло все еще не горячий пирожок

Почему, несмотря на немалые усилия, продвижение ценного продукта идет с большими трудностями?

Возможно, тому виной прочно укоренившиеся в нашем сознании стереотипы: и вкус непривычный, и горчит в придачу. Поэтому специалисты концерна «Белгоспищепром» поставили перед собой  задачу развеять подобные мифы из бутылки. И для наглядности во время Международной выставки «Продэкспо» провели эксперимент, поучаствовать в котором пригласили всех желающих.


Организаторы ушли от банальной презентации с традиционной раздачей листовок и буклетов. Правильно, картинку и слова на вкус не оценишь. Зато пригласили шеф-повара одного из известных столичных ресторанов, который тут же приготовил горячее блюдо на рапсовом масле. Продегустировать кушанье и оценить влияние масла на его вкусовые качества смогли все желающие. Придраться было не к чему, тем не менее некоторые высказались в том духе, что на то он и шеф-повар, чтобы знать все хитрости, сводящие на нет привкус и запах…

Чтобы окончательно развеять все сомнения, участникам предложили вслепую попробовать рапсовое, подсолнечное и оливковое масло и угадать, где какое. К слову, проблем не возникло лишь с определением оливкового масла — из-за его отличительных вкусоароматических характеристик. А вот первые две позиции практически всех вводили в заблуждение: по вкусу и цвету рапсовое и подсолнечное оказались сопоставимы. Многие ожидали прочувствовать горечь, но ни одного намека на нее. Некоторые удивленно пожимали плечами, вспоминая, что еще лет 10—15 назад на прилавках магазинов продавалось масло, которое в лучшем случае можно было использовать в салатах, да и то блюдо получалось на любителя — уж сильно горчило.

— Современные технологии позволяют производить его без постороннего запаха и вкуса, предприятия переработки прошли модернизацию, благодаря которой налажена высокая степень очистки, рафинация и дезодорация. Поэтому на выходе получаем качественный продукт без примесей, ухудшающих вкус. При этом максимально сохраняются его полезные свойства, — прокомментировала начальник отдела маркетинга и экспорта Минского маргаринового завода Анастасия Пекарская.

Назревает интересный, а может, и главный вопрос: насколько оправданны усилия и затраты переработчиков, если уже все привыкли к подсолнечному маслу? Давайте разбираться. Для начала отметим, что в рапсовом масле высокое содержание омега-3 и омега-6 жирных кислот, которые жизненно необходимы организму и сохраняются даже при приготовлении горячих блюд. Кроме того, во время дегустации обратило внимание одно весьма интересное свойство: при жарке масло не пенилось и не горело. Как пояснила Анастасия Пекарская, весь секрет в температуре дымления — она выше, чем у того же подсолнечного. Благодаря олеиновой кислоте она не только устойчива к нагреванию, но и не позволяет образовываться вредным канцерогенам. Знаменитый картофель фри в европейских фастфудах готовят только на рапсовом масле из-за такого его уникального свойства. Это масло полезнее и здоровее еще и потому, что изготавливается сугубо из белорусского сырья. А мы знаем о наших стандартах качества и высоких требованиях к безопасности сырья. Только поэтому бренд «Сделано в Беларуси!» неизменно популярен во всем мире.

А что мы знаем о ввозимом подсолнечном масле? Какие условия возделывания, переработки, фасовки? Тайна сия великая есть. Разве что гарантом выступает честное слово производителя. Но мы должны понимать, что в каждой стране свои требования и к качественным параметрам, и к условиям производства.

Для корректного примера возьмем маслосемена рапса. В Беларуси, например, содержание эруковой кислоты в них не должно превышать 0,1 процента. По российским стандартам допустимый предел — 5 процентов, в Украине — два. По мнению некоторых ученых, безопасный порог находится в пределах 0,3—0,6 процента. То есть в нашем случае речь идет, скорее, о математической погрешности. Впрочем, ничего сверхъестественного: ученые-аграрии вывели множество современных сортов и гибридов рапса с низким содержанием эруковой кислоты.

Тогда почему рапсовое масло все еще сложно приживается в нашем быту? Есть несколько предположений. Во-первых, потребитель о нем не знает ровным счетом ничего. Во-вторых, нужно искоренять стереотипы. Опросила не один десяток человек, и все как один убеждены, что рапсовое масло невкусное. Одни покупали его бог весть когда, другие не пробовали, но верят нелестным отзывам соседок и подруг. Вывод очевиден: нужно активнее продвигать продукт в массы. Да, это потребует определенных издержек и на рекламную кампанию, и на более броскую и запоминающуюся упаковку. Но, не потеряв, не найдешь. К тому же нужно учитывать условия, в которых приходится работать с конкурентами: на выигрышных полках в супермаркетах размещаются импортные товары. Белорусское нередко размещают в самом низу — куда и глаз не всегда смотрит. А если еще и товар необычный для потребителя, то вдвойне вероятно, что место на полке отведут по остаточному принципу.

Конечно, чуда не будет: работа предстоит долгая и весьма кропотливая. Кто-то скажет, что с 1 октября рапсовое масло попало в обязательный перечень товаров в торговых сетях, — ситуация налаживается. Но, забежав в парочку магазинов шаговой доступности, я его так и не увидела. Ситуация в магазинах Белкоопсоюза выглядит лучше. Масло можно заказать через интернет, правда, не во всех городах оно в наличии. Скорее, их можно пересчитать по пальцам. Позвонила в несколько случайных магазинов сети — ответ был отрицательный. Отсюда вопрос: как продукт может стать популярным, если в свободном доступе его нет?

При этом в концерне «Белгоспищепром» пояснили, что созданы все условия и хватает мощностей, чтобы обеспечить внутренний рынок, емкость которого около 61 тысячи тонн. Сейчас он процентов на 90 сформирован преимущественно за счет импортной продукции. То есть все дело в заявках. Но со стороны торговли повышенного спроса пока не наблюдается. А ведь отечественное масло обойдется покупателю гораздо дешевле по сравнению с оливковым, уверяют в «Белгоспищепроме». Пожалуй, все упирается не в качество, а в маржу: на импортный товар более привлекательная наценка, а значит, и выручка.

Не стоит упускать из виду и следующее: нельзя полностью полагаться только лишь на импортные поставки, которые в условиях коронавируса становятся все более непредсказуемыми. К слову, в том же Евросоюзе на прилавках продается преимущественно рапсовое масло. Подсолнечное — в меньшинстве. Оно и понятно: жители европейских стран в первую очередь настроены покупать продукцию, выращенную в их регионах, так как уже неоднократно доказано, что она наиболее полезна для здоровья. Нас же по-прежнему нужно в чем-то убеждать — таков уж у нас менталитет. Правда, в концерне «Белгоспищепром» надеются, что очевидные сдвиги наметятся уже со следующего года, поскольку и торговле, и потребителям нужно попросту привыкнуть к новому продукту. Главное, все это время настойчиво напоминать о себе, чтобы потом не пришлось все начинать сначала. Что ж, поживем — увидим.

lana_svetla@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter