РАПСодия обстоятельств

ЭТО СЛЕДОВАЛО предвидеть еще в начале весны, когда выяснилось окончательно: большая часть посевов озимого рапса погибла, не выдержав суровой зимы. Увы, даже устоявшие перед морозами растения развивались довольно слабо и оказались не такими урожайными, как ожидалось. А рапс яровой всегда уступал в этом отношении озимому.

Сделают ли исключение из правил для Витебского маслоэкстракционного завода, которому придется докупать сырье за валюту?

ЭТО СЛЕДОВАЛО предвидеть еще в начале весны, когда выяснилось окончательно: большая часть посевов озимого рапса погибла, не выдержав суровой зимы. Увы, даже устоявшие перед морозами растения развивались довольно слабо и оказались не такими урожайными, как ожидалось. А рапс яровой всегда уступал в этом отношении озимому.

— Если изначально на Витебщине планировалось вырастить 100 тысяч гектаров рапса для перерабатывающих предприятий области, в том числе 75 тысяч — сугубо для Витебского маслоэкстракционного завода, то фактически к уборке для МЭЗа уцелело около 42 тысяч низкоурожайных гектаров. И винить производителей вроде бы не за что (работая под открытым небом, во многом зависишь от погодных условий), и радоваться нечему, — разводит руками начальник отдела заготовок предприятия Алексей Хишов. — Скажем, на 18 августа прошлого года мы приняли в зачетном весе 52 тысячи тонн маслосемян рапса, а на это же число нынешнего — всего 17,5 тысячи тонн. Более того, 70 процентов прошлогоднего шло первым классом, а сегодня удельный вес пищевого рапса составляет лишь 47 процентов. Маслосемена зачастую отгружаются на МЭЗ прямо с поля, без доработки в сушильном хозяйстве, неочищенными, влажностью до 27 процентов. Сельхозпроизводители делают ставку на зерно и несут серьезные потери на низком качестве рапса. Вряд ли экономия электроэнергии на доведении его до нужной кондиции столь оправданна. Экономические расчеты отнюдь не в пользу сдатчиков. Разница между зачетным и физическим весом колеблется от 30 до 50 процентов.

Кстати, сельхозорганизации предпочитают, чтобы МЭЗ своим транспортом вывозил необходимое ему сырье из хозяйств. Переработчики идут навстречу, только бы заготовить необходимое количество. Предприятию для полной загрузки нужно 95 тысяч тонн маслосемян, а госзаказ на рапсовые составляет 85, причем 60 тысяч тонн должна была поставить Витебщина, по 10 тысяч тонн — Брестчина и Гомельщина, половину этого — Могилевщина. К концу второй декады августа брестские и гомельские аграрии выполнили госзаказ наполовину, могилевские отгрузили Витебску всего 0,5 тысячи тонн, а витебские — примерно шестую часть запланированного. В Придвинье намолотили 22 тысячи тонн в бункерном весе, а сдали на переработку ровно половину. Самые чистые и сухие семена поступают из Брестской области — 98 процентов первого класса. Можно было бы в количественном отношении назвать Ушачский район, но слишком низкое качество реализуемого под госзаказ сырья сведет все усилия насмарку.

Проблема дефицита масличного сырья коснулась всех перерабатывающих предприятий республики, их общая мощность позволяет перерабатывать больше миллиона тонн в год. Критическая ситуация на МЭЗе не исключение, но с десяток лет назад она решалась бы проще: тогда конкурентов в стране практически не было, а мощность предприятия была всего лишь 40 тысяч тонн.

— Думаю, 15—20 тысяч тонн маслосемян ярового рапса мы еще сумеем закупить в нашей республике, но до нового урожая на этом минимуме не доработать, — считает заместитель директора Наталья Леонова. — Руководству завода придется ехать в Украину и Российскую Федерацию для закупки дополнительного масличного сырья (подсолнечника, рапса, сои). Иначе после Нового года предприятие попросту остановится, а это повлечет за собой дополнительные проблемы: люди останутся без работы, а сельское хозяйство — без шротов, то есть белкового корма для крупного рогатого скота. Впрочем, уверена, что до этого дело не дойдет. Выход мы видим в реализации технического рапсового масла, не востребованного на внутреннем рынке, на экспорт. Вырученная валюта позволит закупать недостающее сырье, на приобретение которого надо 10—15 миллионов долларов США. Очень надеемся, что с учетом обстоятельств Совмин приостановит действие своего постановления № 285 от 9 марта 2011 года о введении временного запрета на вывоз рапса и произведенных из него продуктов за рубеж. Мне кажется, настал тот час, когда нужно сделать исключение из правила. Во всяком случае, это здорово облегчило бы решение сырьевого вопроса.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter