IV Национальная театральная премия подвела свои итоги

Рампа подбивает итоги

IV Национальная театральная премия в это воскресенье подвела свои итоги: победила проверенная классика и крепкие традиции. Лучшим драматическим спектаклем стала «Чайка» по пьесе Антона Чехова Национального академического театра им. Я.Купалы в постановке художественного руководителя Николая Пинигина. Лучшими актерами в драме признаны Марина Денисова и Иван Трус. Также определили достойных в детском, музыкальном и кукольном театрах.

В одном из писем Владимира Ивановича Немировича–Данченко Станиславскому читаем: «В театр не ходят больные и бедные. В театр ходят здоровые и богатые». Вот и IV Национальная театральная премия, вручившая своих безымянных, но благородных «буслов», застывших в бронзе и граните, с крыльями, распахнутыми в виде театрального занавеса, стала праздником богатых духом и здоровых во всех смыслах театралов.

Не стоит от нее ждать иронии «Гвоздя сезона», остроумия «Серебряной калоши» или каких–нибудь других известных премий в области театра и шоу–бизнеса. Все в ней максимально серьезно. Номинаций в духе «Самая модная лысина года» здесь нет, хотя и есть у меня на примете сразу несколько театральных кандидатур.

Как в хорошей классической пьесе, в Национальной театральной премии все персонажи на своем месте и появляются вовремя: наследницы театральных династий гордо несут корону династии, простаки довольствуются пересудами, роковые красавицы притягательны и манящи, в нужный момент появляются боги из машины. Кто, например, станет возражать, что председатель Белорусского союза театральных деятелей, автор «Белых Рос», «Вечера», «Рядовых» драматург Алексей Дударев внес значительный вклад в развитие театрального искусства? Никто. За это и получил он свой специальный приз. Разве у кого–нибудь поднимется бровь в немом вопросе, за что первый заместитель генерального директора Большого театра Владимир Рылатко удостоен специального приза Белорусского союза театральных деятелей «Вдохновение»? Лучшей кандидатуры и представить себе сложно. Говорю всю правду в глаза, не таясь.

Награду за «Лучшую женскую роль в спектакле музыкального театра» получила Лидия Кузьмицкая за исполнение роли Софьи в  постановке «Свадьба в Малиновке»

«Лучшим спектаклем театра драмы» стала «Чайка» Николая Пинигина Купаловского театра. Лично я в режиссерский месседж этой постановки когда–то не въехал. Может, элементарно не дорос, не считал все смыслы. Теперь будет повод сходить второй раз, с чувством и расстановкой. Лучшие актеры в драматическом театре — Марина Денисова (спектакль «Иллюзии» Национального центра современного искусства) и Иван Трус («Крейцерова соната»). Тут мое чувство вселенской гармонии несколько поколебалось. Мне было искренне жаль, что жюри прошло мимо выдающихся актерских работ Натальи Онищенко из молодежного театра («Саша, вынеси мусор!») и Людмилы Баталовой из Нового драматического театра («Как я стал...»). Иван Трус, начинавший в театре им. М.Горького, что и говорить, радует одной талантливой работой за другой. Кроме «Крейцеровой сонаты» и «Женитьбы» Могилевского театра драмы, некоторое время назад он поразил и в гротескном кукольном спектакле Игоря Казакова «На дне», мощно исполнив роль Васьки Пепла. Редкий актер сегодня играет с такой самоотдачей, как Трус.

«Лучшей постановкой по произведению белорусского автора» предсказуемо стал продолжающий законно стричь купоны славы фантасмагорический «Песняр» Василя Дранько–Майсюка в постановке Валентины Ереньковой. Белорусских авторов все–таки держат на расстоянии от общего театрального процесса. Младший Дранько–Майсюк, может быть, пока и не Эдвард Олби, но сам по себе фигура вполне модная.


Марина Денисова победила в номинации «Лучшая женская роль в спектакле театра драмы».

Лучшим спектаклем для детей и юношества назван «Самый маленький самолет на свете» Могилевского областного театра кукол все того же Игоря Казакова. В музыкальном театре лучшими стали трудяги рампы — неутомимые Лидия Кузьмицкая («Свадьба в Малиновке») и Виктор Циркунович («Моя прекрасная леди»). Этот же мюзикл Анны Моторной признан лучшим музыкальным спектаклем. «Маленький принц» и «Царская невеста» получили лавры соответственно лучшего балета и оперы. Актерские награды за классику достались Людмиле Хитровой, Константину Геронику, Оксане Волковой и Станиславу Трифонову. И если вы еще не видели эти работы — бегом в кассы!

Когда же я спросил своего армейского друга Викентия Вератилу, скрестившего пальцы на удачу, да так и проходившего (артрит — ничего не попишешь), кому он отдал свои симпатии в этом году, он лишь дипломатично вздохнул: «В горах мое сердце...»

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 229 (25111). Вторник, 29 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter