Декан лечебного факультета Гродненского государственного медицинского университета Андрей Болтач: медицинское образование в нашей стране на очень высоком уровне

Рамок рабочего дня у врачей нет

Слаженные командные действия помогли противостоять коронавирусной инфекции 

Считаю, что врач — это «командный игрок», ведь нередко и профессору или доценту подсказывают верное решение практикующие коллеги, и это нормально
Андрей Болтач, шестнадцать лет назад окончивший Гродненский государственный медицинский университет и защитивший диссертацию по специальности «Кардиология», сейчас в альма-матер декан лечебного факультета. Врач по призванию, у которого более двух десятков результатов научных исследований внедрены в лечебную практику, Андрей Викторович курирует отделения терапии, анестезиологии и реанимации ГУ «1134 Военный клинический медицинский центр Вооруженных Сил Республики Беларусь». Во время эпидемии его профессиональные консультации не единожды становились решающей точкой в принятии тактики лечения тяжелых больных не только в Гродненской области. Вклад Андрея Болтача в достижения медицины был отмечен на самом высоком уровне — он награжден знаком «Отличник здравоохранения Республики Беларусь». О призвании врача и о том, что ожидает на пути в профессию, — в беседе с корреспондентом «НГ».

— Андрей Викторович, почему именно профессия врача стала вашей жизненной стезей?

— В отличие от многих моих коллег я не потомственный доктор, а родоначальник этой профессии в нашей семье. Выбор не спонтанный. Будучи школьником, я стал задумываться: почему одни люди болеют, а другие нет? Почему у одних операции проходят успешно, а у других нет? Поэтому к окончанию школы я был уверен, что пойду только в медицинский. Безусловно, движущим чувством в выборе профессии была гуманность. Думаю, что большинство моих коллег тоже в юности мечтали спасти мир. Начиная с 3-го курса, я уже заступал на ночные дежурства, участвовал в операциях. Это особое чувство, когда студенту опытные врачи позволяют увидеть весь процесс операции и хотя бы рану промокнуть тампоном. Ощущение радости: ты тоже для этого пациента что-то сделал! Интернатуру я проходил в отделении анестезиологии и реаниматологии Минской областной клинической больницы. Затем, до поступления в аспирантуру, работал анестезиологом-реаниматологом Дзержинской центральной районной больницы. Там впервые на практике удалось спасать пациентов. 

Кардионеврологию, кардиореанимацию основной профессиональной стезей выбрал не случайно: сердечно-сосудистая система в организме человека играет важнейшую роль. Тяжелый реанимационный пациент — это мой случай. Здесь у врача идет четкий мозговой штурм: как спасти человека? 

— Именно так приходит ощущение, что ты врач?

— Врач с большой буквы — это когда ты узнаваем, когда про тебя говорят. Я пока в начале этого пути. Честно говоря, настороженно отношусь к самоуверенным коллегам, мне больше импонируют сомневающиеся — они в постоянном поиске. Считаю, что врач — это «командный игрок», ведь нередко и профессору или доценту подсказывают верное решение практикующие коллеги, и это нормально. 

— В спасении ковидных больных так работали?

— Работали действительно в команде. Практически 99 процентов медиков остались в строю, когда мы столкнулись с непонятной угрозой коронавируса. Вначале было сложно всем: и консультантам, и практикам. Мне тоже доводилось консультировать коллег не только в нашем регионе. Ночью экстренно искал в интернете, переводил с английского статьи коллег ведущих мировых клиник по лечению коронавируса, требовалось адаптировать их знания к нашим условиям. Понятия рамок рабочего дня у врача в принципе нет, тем более в такой ситуации. На связи врачи-консультанты все время были и есть круглосуточно. В нашем Военном медицинском центре тоже было немало тяжелых случаев, для спасения жизни мы использовали передовые мировые методики. Командой справились, ни один пациент не умер.

— А как повели себя в период таких испытаний будущие врачи?

— Мы нашими студентами просто гордимся. Ни один из старшекурсников, которые имеют право практиковать как средний медперсонал, в период эпидемии не уволился с работы. Более того, у нас еще был целый список желающих помочь медперсоналу в это непростое время. Студенты работали и в скорой медицинской помощи, и в стационарах с ковидными пациентами. Так что молодая смена не струсила, и это очень радует. Уверен, что речь идет о будущих настоящих врачах. Такой почин заметили в Министерстве здравоохранения. Этот фактор отразился на распределении.

— Уже началась вступительная кампания. Каких абитуриентов ждете? Не остудила ли ситуация с коронавирусом желание молодежи идти в медицинский? 

— Ждем амбициозных, уверенных и целенаправленных ребят. Судя по первым дням приемной кампании, именно такие абитуриенты к нам идут. Важно, чтобы уже на этом этапе человек понимал: медицина не приемлет людей случайных. Замечу, что роль родителей при этом очень важна. Мы сталкиваемся с ситуациями, когда выбор за ребенка делают именно они, возможно, в желании осуществить свою детскую мечту. С первого курса видно студентов, у которых нет личной мотивации. Они, как правило, не доходят до заветного диплома, а если даже это случается, в профессии надолго не задерживаются.

Мы не скрываем от абитуриентов, что учиться в медицинском будет сложно, особенно первые три курса, когда закладываются базовые знания по медицине, без которых просто нет дальнейшего пути. С 4-го курса учеба уже целенаправленно сконцентрирована на клиническом мышлении врача. Так что до заветного диплома, даже если ты был медалистом в школе, следует приложить немало труда.

Медицинское образование в нашей стране, как теоретическое, так и практическое, на очень высоком уровне. И это не только мое мнение. Гродненский государственный медицинский университет, который завоевал на государственном уровне такое признание, как «Бренд года», премия Правительства «За достижение в области качества», «Лучший экспортер», в это вносит свою достойную лепту. О престиже нашего вуза говорит тот факт, что у нас немало зарубежных студентов.

Кстати, мы два года назад поменяли профориентационные подходы, день открытых дверей стали проводить в новом формате — открыли факультеты. Сейчас в вуз будущих абитуриентов вводят сами студенты, показывая возможности лаборатории практического обучения. Оказалось, что порой школьникам важнее задать интересующий вопрос студенту, чем ректору или декану. Такой подход себя оправдал. О ГГМУ заговорили в соцсетях. Сейчас в день открытых дверей университет принимает втрое больше посетителей. Вузом заинтересовались не только разные регионы Беларуси, но и Калининградская, Смоленская, Брянская области России, Казахстан. 

Как декана лечебного факультета, врача меня радует, что в медицинский по-прежнему приходят крепкие абитуриенты. Мы готовы принять их в свою семью и вырастить специалиста, который не растеряется в сложной ситуации.

semenova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter