РаКУРС на природознаек – театралов и туристов

ИСТОКИ первых представлений о природе зарождаются в семье и детском саду. В школе тема экологии в той или иной мере присутствует почти на всех предметах. Но особенно повезло в этом плане ребятам из сельской местности. У них, кроме теории, есть еще и практика. Выращивать свеклу, картофель, укроп можно на учебно-опытных участках. Рядом речка, поле, луг, лес... В Беларуси 25 центров эколого-биологического образования, где занимаются более 34 тысяч учащихся. Традиционно проводятся различные экологические конкурсы. Белорусские ребята ежегодно отправляются на международную олимпиаду по экологии. В 2010-м жодинский школьник Захар Якубовский привез золотую медаль из Турции! По линии ПРООН финансируется проект создания Зеленых школ при так называемых природоохранных комплексах. Оберегать окружающий мир здесь призывают на наглядном примере. О том, что бережливость лучше богатства, учит международный школьный проект по использованию ресурсов и энергии Shpire. Проект обращает внимание детей на глобальные проблемы. Показывает, как ребята в обыденной жизни могут помочь их решить. Для «Белорусской нивы» тема экологии не чужда, в газете публиковались циклы таких материалов, проводились конкурсы. А теперь в конференц-зале «БН» прошла дискуссия, посвященная экологическому воспитанию и образованию. В разговоре участвовали: Леонид ЧУМАКОВ, сотрудник Республиканского экологического центра детей и юношества, кандидат биологических наук; Елена МЕЛЕШКОВА, заместитель начальника отдела организационной, правовой и кадровой работы Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды; Тамара РЫСЕНКОВА, методист отдела экологии и охраны природы Республиканского экологического центра детей и юношества; Виктор СВИРЕЛИН, старший научный сотрудник отдела научно-технической информации БелНИЦ «Экология», доцент, кандидат философских наук. От «БН» участвовали Вера ГНИЛОЗУБ и Алеся КЛИМОВИЧ. В тему по телефону высказалась и Ольга ФИРАГО, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Домжерицкой средней школы Лепельского района.

Экологическое образование стало частью школьной программы. А кто воспитает взрослых? Может, сами дети?

ИСТОКИ первых представлений о природе зарождаются в семье и детском саду. В школе тема экологии в той или иной мере присутствует почти на всех предметах. Но особенно повезло в этом плане ребятам из сельской местности. У них, кроме теории, есть еще и практика. Выращивать свеклу, картофель, укроп можно на учебно-опытных участках. Рядом речка, поле, луг, лес... В Беларуси 25 центров эколого-биологического образования, где занимаются более 34 тысяч учащихся. Традиционно проводятся различные экологические конкурсы. Белорусские ребята ежегодно отправляются на международную олимпиаду по экологии. В 2010-м жодинский школьник Захар Якубовский привез золотую медаль из Турции! По линии ПРООН финансируется проект создания Зеленых школ при так называемых природоохранных комплексах. Оберегать окружающий мир здесь призывают на наглядном примере. О том, что бережливость лучше богатства, учит международный школьный проект по использованию ресурсов и энергии Shpire. Проект обращает внимание детей на глобальные проблемы. Показывает, как ребята в обыденной жизни могут помочь их решить. Для «Белорусской нивы» тема экологии не чужда, в газете публиковались циклы таких материалов, проводились конкурсы. А теперь в конференц-зале «БН» прошла дискуссия, посвященная экологическому воспитанию и образованию. В разговоре участвовали: Леонид ЧУМАКОВ, сотрудник Республиканского экологического центра детей и юношества, кандидат биологических наук; Елена МЕЛЕШКОВА, заместитель начальника отдела организационной, правовой и кадровой работы Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды; Тамара РЫСЕНКОВА, методист отдела экологии и охраны природы Республиканского экологического центра детей и юношества; Виктор СВИРЕЛИН, старший научный сотрудник отдела научно-технической информации БелНИЦ «Экология», доцент, кандидат философских наук. От «БН» участвовали Вера ГНИЛОЗУБ и Алеся КЛИМОВИЧ. В тему по телефону высказалась и Ольга ФИРАГО, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Домжерицкой средней школы Лепельского района.

Леонид ЧУМАКОВ:

— В Республиканском экологическом центре   детей    и    юношества   несколько лет назад открылась   школа   раннего развития «Экознайка», где обучаются детки с четырех лет. Для школьников младшего и среднего возраста создали различные объединения по интересам (биологического, сельскохозяйственного, эколого-натуралистического направлений). Старшеклассники посещают научное общество учащихся «Исследователь».

«Мир вокруг меня» — так называется предмет, где младшее поколение ближе знакомится с родной природой. И делают они это посредством музыки, изобразительного искусства, сказок.

...В этом году плодотворно поработали с ученицей Александрой Шлыкевич из Вилейского района. Познакомились с ней в одном из лагерей. Она попросила помочь в… исследовательской  работе. Охотно согласился. Мы совершили экологическое обследование территории Солдатского озера на Вилейщине. Разработанный проект его реконструкции передали руководству района. Недавно бывал в тех краях, видел, как лесники начинают воплощать наши идеи в жизнь. Да еще Александра заняла первое место в республике на конкурсе исследовательских работ. Есть задумка изучить с местными детьми озера в Поставском районе.

«БН»: — Походы воспитывают молодое поколение?

— У меня поход вовсе не прогулка, а глубокое знакомство с природой. К примеру, если встречаются нам на пути лекарственные или съедобные растения, то я рассказываю о них. А когда собираемся заваривать чай или готовить суп, вместе ищем чудо-зелень. И уже перед ними не стоит вопрос, что есть: картошку или сусак? Все выбирают сусак (корневища содержат крахмал, раньше их пекли или из их муки делали лепешки, отчего растение называли «нужда-хлеб». — Прим. авт.).

В походах собираем материалы и для Академии наук. Возле берегов Вилии недавно нашли одну из крупнейших популяций уникальной орхидеи, занесенной в Красную книгу. Ребята сразу захотели ее изучать. В итоге появилась еще одна научная работа.

К сожалению, многие места, где нам приходилось бывать, забросаны мусором. Мы, конечно, все это убираем, оборудуем кострище, ставим столы и скамейки. Ребята делают все с удовольствием. Потом приучают и друзей к доброму делу.

Путешествуя по Беларуси, дети знакомятся с живописными местами, о которых могли читать только в книжках. А хотя бы раз покупавшись в озере Долгое, они на всю жизнь запомнят, что у нас оно самое глубокое. С ребятами протоптали не одну партизанскую тропу: отыскали мемориал «Прорыв» под Ушачами и Курган Славы в лесу возле реки Шоша. Побывали на руинах усадьбы Огинского. Подарком судьбы стала встреча с одним из его потомков. Оказывается, Михаил Клеофаст там писал свои великие произведения. Его наследник мечтает восстановить усадьбу. Уже отыскал чертежи в Польше.

Многие мои путешественники, становясь взрослыми, звонят и просятся в поход, приходят уже со своими детишками.

«БН»: — Знаем, что в вашем экологическом центре работает экотеатр.

— Дети ставят спектакли, в которых призывают ровесников бережно относиться к окружающей среде. Некоторые спектакли даже слезы вызывали. Педагоги ставят свои пьесы. У нас много героев «из природы». Их необыкновенные приключения интересны и детям, и их родителям.

«БН»: — Вы еще пишете книги.

— Они посвящены природоведческому образованию. Расходятся по школам. У меня сказки о любви к природе, где герои побеждают плохое именно благодаря тому, что они дружны с природой, помогают ей.

«БН»: — А когда в Беларуси появились экологические школы?

Елена МЕЛЕШКОВА:

— В 1996 году. Сегодня в Минской области 362 учреждения образования с экологическим уклоном. Действуют кружки, школьные лесничества, волонтерские отряды. Создано тридцать музеев природы! Каждый год помогаем пополнять их коллекции. Макулатура, стекло, пластиковые бутылки, старая одежда — все еще может обрести вторую жизнь. А чтобы объяснить это детям, мы проводим конкурсы по их сбору. «Марш парков», «Молодежь в защиту заповедных территорий» — ежегодные акции, проводимые нашей организацией. Они включают и походы, и уборку территорий. Осенью прошли Европейские дни наблюдения за птицами. Люди выходили на улицу, считали пернатых, потом звонили в «Ахову птушак «Бацькаўшчына» и рассказывали, где и сколько их видели.

«БН»: — Как воспитываете население?

— Личным примером. Убираем от мусора леса, парки, берега озер и рек. Большую помощь оказывают общественные инспектора по охране природы. Вместе с милицией проводим рейды по местам отдыха. Зачастую  видишь такую «картину»: стоит контейнер, а рядом — гора мусора.

«БН»: — Как реагируете?

— Приходится штрафовать, беседовать. Например, о раздельном сборе мусора. Когда только установили контейнеры, чего только в них не бросали! А сейчас уже пластиковые бутылки выбрасывают в отведенный контейнер.

«БН»: — Воспитанный человек никогда не вырубит елку, не бросит сигарету...

— Воспитывать надо не только санкциями и штрафами. Но как? Взрослого же не заставишь поработать волонтером. Но у нас, как и по всей стране, и взрослые, и дети выходят на субботники. Для кого-то это обязаловка, а для кого-то — удовольствие.

Тамара РЫСЕНКОВА:

— В этом году мы отмечали 80-летие образования нашего центра. Республиканский экологический центр детей и юношества — одно из ведущих учреждений внешкольного воспитания и обучения в Республике Беларусь. Здесь есть кружки, клуб, студия, мастерская, научное общество учащихся, очная и заочные школы, экотеатр, агитбригада, академия, факультативы, экологические практикумы, фитобар. Собрана коллекция из 1500 видов, разновидностей и сортов различных растений. Имеется дендрарий, садик философа, сад запахов, розарий, мини-зоопарк.

Одно из важнейших направлений деятельности центра — поддержка одаренных и талантливых детей. Особая роль в экологическом воспитании учащихся отводится походам, экспедициям по изучению природы родного края.

А экологическому образованию в нашей республике уделяется внимание много десятилетий. На злобу дня стали проблемы экологии в 80-х годах, и тогда начали появляться различные кружки, научные общества учащихся, школы юных биологов, юных фермеров, белорусская малая лесная заочная академия, различные клубы и объединения. Создавались учебные экологические тропы, школьные музеи, микрозаказники, голубые и зеленые патрули. Потом стали организовываться школы, которые работали совместно с научно-исследовательскими институтами, с Министерством лесного хозяйства.

Белорусская малая лесная заочная академия продолжает действовать и сегодня. Ее теперь называем школой актива школьных лесничеств. Многие, закончив ее, выбирают профессию лесовода.

«БН»: — Расскажите, пожалуйста, об экологических экспедициях.

— Они проводятся с 1989 года. Экспедиции снаряжали в природоохранные территории. В Березинский биосферный заповедник, в Свитязянский ландшафтный заказник. Дети с учеными изучали различные биоценозы, писали работы, на конференции обменивались полученным опытом. Таких экспедиций у нас прошло более 20.

В них ходили школьники со всей республики. Там дети знакомились друг с другом, с учеными. Переписывались. Экспедиция была наградой для них.

Мои юннаты, когда встречаемся, спрашивают: «А есть ли экспедиция в Березинский заповедник? Она так запомнилась». Последняя экспедиция прошла в 2009 году, в год 600-летия  Беловежской пущи.

Организовывались экологические смены. Они сразу назывались слетами юных друзей природы, было там и сельскохозяйственное направление. Работали секции юных овощеводов, садоводов, растениеводов, животноводов и т. д.

В 2006 году состоялся первый белорусско-российский слет «Экология без границ». Он проходил на Нарочи. Второй слет в 2008 году принимала Россия. В 2010-м — третий слет, на территории Березинского биосферного заповедника.

«БН»: — Как научить экономить воду, электроэнергию, чтобы это была не обязаловка, а человек понимал: это необходимо?

— Дети даже больше взрослых понимают и могут родителей учить. Один мальчик посчитал, сколько, в какой комнате и кто расходует электричества. Сделал вывод, что больше всех тратит папа, потому что постоянно сидит за компьютером.

Виктор СВИРЕЛИН:

— Предстоящий 2011 год по решению ООН объявили Международным годом лесов. Очень конкретное продолжение Года биоразнообразия. 2009-й был провозглашен Годом родной земли. «Белорусская нива» и музей воды провели конкурс «Река моего детства». Думаю, что он «всколыхнул» многих белорусов. Откликнулись Минская, Гродненская, Гомельская области. Важно не только отчитываться о проведенных экологических мероприятиях, а смотреть на их эффективность. Много есть еще пробелов...

Читатели «Белорусской нивы» должны знать, какая у нас в Беларуси система непрерывного экологического образования. Какова ее эффективность? Чему учат в семье, детском саду, школе, вне школы, в сузе, вузе? К сожалению, нет непрерывного экологического образования.

Заглянем в историю. В 1994 году в газете «Экология Минска» опубликован проект закона «Об экологическом образовании». 16 лет прошло, а закона мы до сих пор не имеем. А он бы и согласовывал, и давал полномочия, и обязывал, и требовал. Кто отвечает за экологическое образование? Минобразования кивает на Минприроды, и наоборот. А СМИ? Сколько у нас газет, журналов, телеканалов! Ролики крутят, но они порой неэффективные. А радио? Можно организовать радиолекторий, серию выступлений.

Многое в экологическом воспитании, образовании, просвещении держится на энтузиастах.

Ольга ФИРАГО:

— Наше школьное лесничество — специальный курс для ребят старших классов. Школьники собирают семена древесных и кустарниковых пород, выращивают саженцы, изготавливают искусственные гнездовья. Многие из них давно закончили вузы и техникумы, большинство работает в лесном хозяйстве. Появились уже целые династии лесоводов!

Проходила акция «Декада экологических знаний». Благоустраивали территории Сергучского канала и берега реки Бузянка. Дети мастерили кормушки, которые решили развесить возле школы.

Мы недавно получили статус «зеленой школы» в Березинском биосферном заповеднике. Этот проект финансируется по линии ПРООН. В заповеднике — образовательный пункт, разрабатываются специальные тропы для юных исследователей. Дети в игровой форме будут познавать жизнь лесных обитателей, вести наблюдения за экосистемами.

Каждой весной, по традиции, присоединяемся к акции «Марш парков». «Внимание заповедным островам» — так называется ряд мероприятий данной акции. Многие фильмы о живой природе Игоря Бышнева, замирая от восторга, смотрят наши дети. Песни под гитару, жареная на костре картошка, игры на свежем воздухе — именно здесь истоки неравнодушия и любви к родной природе.

Вера ГНИЛОЗУБ, Алеся КЛИМОВИЧ, «БН»

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter