История одной фотографии художника и создателя музея в Ракове Феликса Янушкевича

Раковские горки

Если вы не знаете, кто такой Феликс Янушкевич, то поезжайте в Раков и спросите. У первого встречного. И не важно, кто попадется на глаза, — мужчина в кепке с добитым велосипедом в руках или школьник со смартфоном, женщина преклонных лет, идущая в костел или дама с собачкой. Да у кого угодно спросите. И вам скажут и долго будут говорить, поглядывая в ту сторону, где стоит музей. Попутно перечислят все достопримечательности Ракова — костел, церковь, холодную речку Ислочь, в которой ловится форель, старое еврейское кладбище, а потом махнут рукой и скажут: «Да что я вам тут голову дурю, идите прямо к Янушкевичу, вот он вам по–настоящему все расскажет и покажет! А если Феликса не застанете дома, то кто–то из Янушкевичей будет обязательно!»

Краснокирпичное двухэтажное здание музея не пропустишь, оно выделяется — цветом, забором, камнями. В нем, кроме картин Феликса, есть и работы других членов знаменитой семьи. Но самое главное — там собрана вся бурная история Ракова, от первых письменных упоминаний до наших дней. И всю ее, далекую и близкую, можно увидеть, потрогать и, что немаловажно, услышать о том, как здесь жили, чем занимались, что ели–пили, как проводили свободное время. Естественно, Феликс Янушкевич, как человек–оркестр, многое изобразит в лицах, поможет окунуться в те времена, когда Раков имел Магдебургское право, и в 20–е годы прошлого века, когда он, оказавшись на границе Польши и Советского Союза, стал центром контрабандистов. Представьте только, как в маленьком Ракове открылась почти сотня ресторанов, полторы сотни разных магазинов и четыре публичных дома... Всему этому есть вещественные и письменные доказательства, все они на музейных полках, а фамилии, клички и биографии героев того удивительного времени в голове экскурсовода Янушкевича. Он рассказывает и показывает так, что начинаешь верить в невозможное. Талант!

С Феликсом мы давно знакомы, еще с тех времен, когда он был студентом нынешней академии искусств. Хорошо помню и выставки, и его полотна, связанные с историей нашей земли. Он настоящий художник, со своим миром, живописными и композиционными приемами. Иногда, листая журналы конца прошлого века или на ретроспективных выставках в музее, вижу его работы — портреты, пейзажи, композиции. Радуюсь. А в один небольшой холст, признаюсь, влюблен. Художник написал Раков и детей, катающихся с горы. Не на лыжах и не на санках, а на таких самодельных штуковинах, сделанных из железных труб... Очень выразительная и яркая работа.

На странной фотографии, сделанной Евгением Коктышем в конце 80–х на празднике города, Феликс Янушкевич еще не думает о переезде из Минска в Раков, не планирует строительство музея. Он весь в живописи, картинах, выставках. Он весь в полете, как подросток, летящий со снежной горы.

ladzimir@источник

Фото Евгения КОКТЫША.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter