Ракетоносцы: «белый лебедь» и другие

17 августа в ноль часов по московскому времени с семи аэродромов Российской Федерации в воздух поднялись 14 стратегических ракетоносцев, самолеты обеспечения и заправщики. Таким образом, Россия возобновила воздушное патрулирование в основных регионах мира

17 августа в ноль часов по московскому времени с семи аэродромов в разных частях Российской Федерации в воздух поднялись 14 стратегических ракетоносцев, самолеты обеспечения и заправщики. Таким образом, Россия возобновила воздушное патрулирование в основных регионах мира. И хотя администрация Джорджа Буша призвала не драматизировать ситуацию с возобновлением полетов российских ракетоносцев, выразив мнение, что никакой угрозы для безопасности США в этом нет, а официальный представитель Госдепа вообще с издевкой заметил, что «если России захотелось достать часть старых самолетов из нафталина и снова поднять их в воздух, то это ее дело». Тем не менее полет российских «стратегов» приковал к себе внимание всего мира. И большинство правильно поняло: Россия уже открыто заявляет о своих геополитических интересах и намерена последовательно отстаивать их. 

Как свидетельствуют документы, еще в начале 50-х и вплоть до 1960 года не только вдоль границ СССР, часто нарушая их, но даже над Москвой на недосягаемой, как тогда казалось, высоте пролетали американские самолеты. Считалось, это самолеты-разведчики. Что потом и подтвердилось, когда над Уралом был сбит У-2, управляемый летчиком Пауэрсом. Но есть сведения, что залетали на советскую территорию и стратегические бомбардировщики В-29, способные нести ядерное оружие. Еще в 1949 году, когда США стали окружать СССР сетью авиабаз с носителями ядерного оружия, Сталин, понимавший, что созданная к тому времени советская атомная бомба не решит проблемы достижения паритета, если нет средств доставки, потребовал от авиационных конструкторов дать сверхдальний бомбардировщик. 

И с началом 50-х, когда США форсированными темпами вели работу по созданию стратегического межконтинентального бомбардировщика В-52 «Стратофортресс», в КБ Туполева создавался стратегический межконтинентальный бомбардировщик Ту-95 с турбовинтовым двигателем. 

Впервые Ту-95, получивший в НАТО кодовое обозначение «Медведь», поднялся в воздух в 1952 году. А уже в 1956 году эти «медведи» начали поступать в полки дальней авиации. Вооруженные обычными и ядерными бомбами, они приступили к несению боевого дежурства. К концу 50-х годов советские стратегические бомбардировщики освоили арктические аэродромы, научились приземляться и взлетать с так называемых аэродромов подскока, тем самым многократно увеличив радиус своего действия. К тому времени в ВВС СССР уже находилось до 200 «стратегов». И хотя на территории Беларуси Ту-95 не базировались, но во время учений они не раз приземлялись на аэродромах в Бобруйске, Барановичах, Орше, Мачулищах. 

В 1959 году, когда американцы сообщили о мировом рекорде дальности полета по замкнутой кривой (14450 км), установленном их военными летчиками на В-52, советские летчики на самолете Ту-95 под командованием полковника Юрия Павлова, взлетев с аэродрома в Узине, прошли Ростов, Баку, Ташкент, Алма-Ату, вышли на озеро Байкал, затем по Лене в Арктику и, отбомбившись на полигоне недалеко от Тикси, через Кольский полуостров, Саратов, Горький, Смоленск, Беларусь вернулись в Украину, на свой аэродром в Узине. Самолет пробыл в воздухе более
21 часа и прошел расстояние около 17 тысяч километров. 

Советские стратегические    бомбардировщики за послевоенный период фактически так ни разу и не участвовали в боевых действиях, не считая единственного налета на высокогорный Афганистан. Американцы же старались задействовать своих «стратегов» во всех войнах, которые они только вели: в Корее, Ираке, Югославии, Афганистане и снова в Ираке. Но особенно активно они использовали их во время войны во Вьетнаме. Там они потеряли 29 этих летающих махин, каждая из которых стоит более миллиарда долларов. 

Сегодня мало кто помнит, что среди когорты космонавтов-иностранцев — кубинца, немца, монгола, поляка, болгарина, летавших на советских космических кораблях, — был и вьетнамец Фам Туан. Еще меньше людей знает, что, будучи летчиком-истребителем, он сбил американский бомбардировщик Б-52. А случилось это так: в конце 1972 года  вьетнамцы на лодках, на буйволах и даже в походных вещмешках доставили в разобранном виде советский истребитель МиГ-21 на один из аэродромов в джунглях. После его сборки при помощи порохового ускорителя истребитель взмыл в небо. И в то время, когда американская стратегическая эскадра, еще не набрав высоты, выстраивалась для бомбежки Северного Вьетнама, Фам Туан врезался в строй противника и, сбив «летающую крепость» Б-52, немедленно приземлился. 

Несмотря на то, что Ту-95 неоднократно проходит модернизацию, он остается лучшим бомбардировщиком в своем классе, оснащенным самым мощным в мире турбовинтовым двигателем, но новое время требует новых самолетов. И вскоре в Советском Союзе появляются турбореактивные красавцы бомбардировщики Ту-160 с изменяющейся геометрией крыла. По ударной мощи им нет равных. В соответствии с натовской классификацией его окрестили «Блэк Джек». Российские же летчики за белоснежную окраску и удивительную красоту полета называют Ту-160 «белым лебедем» (на снимке). По многим параметрам Ту-160 превосходит не только В-52, но и новейший американский ракетоносец стратегической авиации США В-1В. Во время первой иракской войны американцы, помимо В-52, задействуют и В-1. А в 1999 году в налетах на Югославию они используют уже В-2, изготовленный с использованием сверхсекретной технологии «Стелс». Именно этот бомбардировщик сбросил тогда бомбы на китайское посольство в Белграде. Но особенно активно используют американцы свою стратегическую авиацию в Афганистане. С 2003 года они нанесли по этой стране более 2100 авиаударов, круша высоченные горы или, как утверждает их командование, «бетонные укрепления талибов». Попутно, конечно же, достается и афганским городам, но об этом американцы стараются не распространяться. 

Недавно стало известно, что в   дополнение к подводным лодкам, крейсерам и авианосцам, оснащенным ядерными реакторами, в США пытались создать и атомный бомбардировщик. Еще в 1946 году по заказу Пентагона конструкторы приступили к созданию такого самолета. Главным препятствием стал исполинский вес новой энергетической установки. Реактор вместе с топливом и биологической защитой экипажа весил не менее 300 тонн. Тем не менее попытки создания атомного бомбардировщика продолжались до 1961 года, пока Кеннеди не положил им конец.
К тому времени в это безнадежное дело США вбухали около 7 млрд. долларов. 

Как это не покажется странным, но через десять лет американцы вновь вернулись к идее создания атомного самолета. Фирма «Локхид» на базе  серийного С-5 решила создать гигантский транспортный самолет с ядерной энергетической установкой. И снова ничего не вышло. Казалось бы, все. Пора остановиться. 

И действительно, с распадом СССР Российская Федерация в одностороннем порядке прекращает полеты своей стратегической авиации. Это касается не только отдаленных зон Мирового океана, но и воздушного пространства России. Более того, из 35 выпущенных к тому времени новейших ракетоносцев Ту-160, 19 самолетов остаются на территории суверенной Украины. Это не считая значительного количества Ту-95 и других дальних бомбардировщиков. Под нажимом американцев большинство этих боевых машин, в том числе 11 самолетов Ту-160, отправляют на утилизацию. Лишь 8 из них после долгих переговоров Россия возвращает назад. 

Кстати, во время той варварской «утилизации» стратегические бомбардировщики уничтожались и в России. Начиная с 1991 года на семи военных аэродромах государств СНГ на металлолом было пущено 109 стратегических бомбардировщиков. Тогда же с трех аэродромов Беларуси в Энгельс, где находится крупнейшая база стратегической авиации, прилетело 92 российских бомбардировщика Ту-22. 63 из них были поставлены на временное хранение. Остальные, как «выяснилось», выработавшие установленный ресурс, также пошли под нож. Оказались там и самолеты из Быхова, где на одном из самых больших аэродромов в Европе дислоцировалась дивизия стратегических бомбардировщиков Балтийского флота. Самолеты этой дивизии, в 1941 году летавшие на Тегеран, бомбившие Берлин и военные заводы в глубине Германии, в середине 90-х годов покинули Быхов. Тогда же в Россию было вывезено и ядерное оружие, бомбы и ракеты, которые в случае необходимости могли доставить эти бомбардировщики в любую точку Европы. 

По данным Стокгольмского   международного института исследования мира, сегодня у России 78 стратегических бомбардировщиков: 64—Ту-95 МС 6 и Ту-95 МС 16, которые, помимо обычного бомбового вооружения, несут соответственно по 6 и 16 крылатых ракет, а также 14—Ту-160, взлетающих с 12 крылатыми ракетами большой мощности, снаряженных ядерными боевыми зарядами. В конце 2003 года один из ТУ-160, выполняя техническое задание, потерпел катастрофу под Саратовом. Все 4 члена экипажа под командованием подполковника Дейнеко погибли. 

По данным того же СМИИМ, у американцев сегодня 194 стратегических бомбардировщика: 88—В-1, 85—В-52 и 21—В-2. И когда российские стратегические бомбардировщики в 1992 году прекратили боевое патрулирование, американская стратегическая авиация не последовала их примеру и не прекратила полеты своих В-52, В-1, В-2 ни на один день. По данным российской разведки, в настоящее время около 25 процентов стратегической авиации США сосредоточено на передовых аэродромах в готовности решать задачи в любой точке мира. Так что осуществление воздушного патрулирования российскими ракетоносцами акватории Атлантического и Тихого океанов, а также и других регионов, где, как сказал командующий 37-й воздушной армии России генерал-майор Павел Андросов, «проходят судоходство российские суда» вполне естественно и законно». Правда, летают российские стратегические бомбардировщики пока без оружия. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter