В Беларуси планируют запустить пилотный проект по скринингу рака желудка

Рак — не приговор

Сегодня усилия онкологов в большинстве случаев сводятся к тому, чтобы выявить болезнь на самой ранней стадии, пока единичные «злые» клетки не стали группироваться или пока опухоль еще слишком мала. Задача медиков — предупредить, хотя сами пациенты порой игнорируют их призывы обследоваться, руководствуясь мудростью «меньше знаешь — крепче спишь». По словам заместителя директора по научной работе РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова, члена–корреспондента НАН Беларуси Сергея Красного, радует, что слово «скрининг» у нас в стране адекватно воспринимается все большим числом людей. Хотя вопросов по–прежнему много: кому и в каком возрасте он показан, где обследоваться и что делать, если результаты вызывают подозрения? Обо всем этом Сергей Анатольевич рассказал во время прямой телефонной линии, самые интересные моменты которой мы сегодня публикуем.

— Добрый день! Звоню из поселка Самохваловичи Минского района, меня зовут Тамара Владимировна. Муж болел раком предстательной железы, два года назад перенес операцию. Сейчас у него ПСА (простат–специфический антиген. — Прим. ред.) — 0,055. Видимо, остались еще какие–то раковые клетки? Поражены были две доли железы.

— Прогноз в любом случае благоприятный. Норма ПСА после операции для него — 0,2. Так что сейчас он здоров, и такой показатель, как у него, — это очень хорошо. Будет жить–поживать долгие годы.

— А если ПСА будет расти?

— Пока у него ПСА в 4 раза ниже нормы. Если за 10 лет увеличится до 0,2 — ничего страшного.

— Скажите, как обследоваться нашим сыновьям? Одному 36 лет, а второму 32. Муж заболел в 62 года.

— Вашим сыновьям нужно в 40 лет первый раз определить ПСА. Но это не для диагностики опухоли, а чтобы потом проще было анализировать, с какой скоростью он растет. Если ПСА будет меньше 1 в 40 лет, то следующий раз можно проверяться не раньше чем через 5 лет. А если выше, то каждые два года.

— Здравствуйте, Сергей Анатольевич! Звоню из Браславского района, Романцевич Виктория Петровна. Хотела спросить, какие новые исследования прямой кишки у нас в Витебской области можно пройти? Куда обратиться? У мужа есть проблемы, колоноскопию делать затруднительно... Может, хотя бы под анестезией?

— Этот вопрос многих интересует. В такой ситуации, как у вашего мужа, колоноскопия проводится под седацией, действие такого наркоза заканчивается, как только прекращают вводить лекарство. Исследования проводят в Витебской областной клинической больнице и Витебском областном клиническом онкодиспансере. Обращайтесь туда, процедура серьезная, мужу назначат кое–какие анализы, подготовят. Сейчас появилась виртуальная колоноскопия с помощью компьютерной томографии, но она больше подходит для диагностики опухолей больших размеров, а полипы, трещины просто не будут видны. При колоноскопии же сразу берут биопсию со слизистой и удаляют все полипы, которые обнаружат — из них ведь потенциально в течение 10 — 15 лет может возникнуть опухоль. Колоноскопию можно сделать и у нас в центре на платной основе.

— Алло, меня зовут Светлана Васина. Профессор, скажите, как часто нужно делать биопсию с фиброгастроскопией при атрофическом антральном гастрите?

— Делать ФГДС с таким диагнозом нужно каждый год, и каждая процедура заканчивается биопсией. Атрофический гастрит — потенциально опасная вещь. Если он возник на фоне хеликобактера, то бактерию непременно нужно уничтожить.

— Я из Бобруйского района. 78 лет, ПСА — 8,1. В прошлом году мне сделали биопсию, было все в норме, но завтра будут опять делать. Если обнаружат рак, соглашаться ли мне на операцию?

— А что вас беспокоит, зачем вы так часто обследуетесь?

— Да крепко ничего, так просто врачи рекомендуют.

— Признаться, я бы запретил определять ПСА после 70 лет. Опухоли предстательной железы очень распространены у мужчин в пожилом возрасте. Даже такую простую зависимость вывели после 70 лет: какой возраст, такая и вероятность наличия опухолевых клеток в простате. Вам 78 — и 78%, что рак у вас есть, даже если бы ПСА не был повышен. Но эти микроскопические опухолевые клетки растут 30, 40, 50 лет и ни к каким проблемам не приводят. Так что постоянные биопсии — пустая трата времени! Завтра же звоните и отменяйте ее. Услышали меня?

— Ох, доктор, прямо полегчало!

— Но запомните: если что–то будет беспокоить и ПСА будет очень быстро расти — другое дело. Хотя практика показывает, что в таком возрасте даже если обнаруживается опухоль — она не очень злокачественная и лечение мы все равно не проводим. В общем, советую вам не переживать!

— Алло, здравствуйте, звоню из Круглого, Надежда Ивановна меня зовут. Говорят везде: скрининг — это надо. А у меня в двух легких фиброз, мне 57 лет, не курю, дважды болела пневмонией, да и хронический бронхит. Папа умер от рака легких, его братья, брат мой двоюродный — тоже. Но все они курили. А я раньше работала на льнозаводе. Выходит, тоже в группе риска?

— А КТ делали когда–нибудь вам?

— Да, каждый год! И бронхоскопию.

— Вы и правда находитесь в группе риска, потому что близкие родственники болели раком. Но если бы вы не дай бог курили, риск был бы близок к 100%. У вас есть хроническое заболевание в бронхах, и то, что вам делали КТ и бронхоскопию — это правильно. Воспаление в легких может и дальше прогрессировать, что само по себе опасно. Так что вы должны постоянно наблюдаться и в случае обострения проводить лечение. Но риск возникновения рака в вашем случае не очень высок. Вообще, ранней диагностикой рака легкого мы занимаемся давно, но не все страны могут позволить себе обследовать каждого, кто в группе риска — а это в первую очередь злостные курильщики. Потому что и КТ, и эндоскопическое удаление с последующей биопсией образований в легких (а такие есть у каждого десятого курильщика) очень дороги. И если результат биопсии отрицательный — рака нет, значит, операция сделана зря. В общем надо внимательно подходить к подобным обследованиям с позиции «польза — вред».

— Звоню из Витебской области, меня зовут Светлана Владимировна. Маме 74 года, два года назад поставили диагноз рак кишечника. Карцинома. По разным причинам она до сих пор операцию не сделала. Сейчас вторая стадия. Но тут проблемы начались с сердцем: поставили кардиостимулятор год назад и теперь ей вообще страшно идти на операцию. Что делать?

— Достаточно сложная, по вашим рассказам, ситуация. Конечно, операцию надо было делать сразу, еще до проблем с сердцем. Но с другой стороны, стимулятор — это не противопоказание для проведения операции, напротив, с ним переносимость улучшается. Но кардиологи и анестезиологи должны прежде оценить риски. Вам говорили о возможных последствиях, если вовремя не прооперироваться?

— Ох...

— Не проводя лечение, мы обрекаем вашу маму на серьезные страдания в будущем. В какой–то момент проход содержимого по кишечнику перекроется опухолью. Будут сильнейшие боли, и, поверьте, мама сама захочет на экстренную операцию. Но результаты после такого хирургического вмешательства на порядок хуже, да и осложнений больше. Так что вам надо срочно обратиться в Витебский онкодиспансер, там высококвалифицированные специалисты. Если по каким–то причинам хотите получить консультацию у нас в центре — возьмите выписки и приезжайте. Опухоль нашли во время колоноскопии?

— Да, и она даже прощупывалась. А на прошлой неделе сделали УЗИ — метастаз не было, но с кишечником уже начались проблемы. Да и возраст еще у мамы, суставы больные....

— По–хорошему надо сделать еще и КТ — это более точный метод. А на возраст мы вообще не смотрим. Ей всего 74 — у нас есть и за 90 пациенты. Артроз, к слову, совершенно не влияет на проведение операции и тактику лечения.

kabysheva@sb.by

Дело за скринингом

Рак молочной железы. Рентгеновскую маммографию женщинам 50 — 70 лет надо делать раз в два года. Этот скрининговый метод неэффективен у молодых: им нужно проходить УЗИ молочных желез, но, увы, оно не всегда помогает выявить опухоль. На особом контроле должны быть женщины, у которых близкие родственницы болели раком молочной железы и яичников в возрасте до 50 лет, — они должны сдать анализ на наличие основных мутаций в генах BRCA1 и BRCA2. Если они обнаружены, то вероятность рака молочной железы — более 90%, причем заболеть можно в возрасте до 50 лет (чтобы минимизировать риски, проводится профилактическая мастэктомия), риск рака яичников — 45 — 50%.

Колоректальный рак. Если нет родственников, болевших раком толстой кишки в молодом возрасте, явных симптомов или наследственного полипоза, в первый раз колоноскопию необходимо сделать в 50 лет (затем повторно в 60 и 70). Небольшую раковую опухоль, обнаруженную во время колоноскопии, можно удалить эндоскопически — так микроинвазивный рак излечивается буквально за несколько минут без дополнительных процедур. Еще один эффективный скрининговый метод — анализ кала на скрытую кровь, но у него меньший профилактический эффект.

Рак шейки матки. Почти в 100% случаев этот вид рака возникает из–за вируса папилломы человека (ВПЧ), передающегося половым путем. Он также вызывает рак полового члена у мужчин, рак мочевого пузыря, полости рта, гортани. Сдать анализ на ВПЧ желательно сразу же после полового дебюта. Если этот вирус есть, женщин начинают обследовать с 30 лет. Метод скрининга — жидкостная цитология: оборудование и реактивы для нее есть везде. Профилактика — вакцина против ВПЧ: если до начала половой жизни привиться, то можно обеспечить себя практически стопроцентной защитой. Делать прививку необходимо и мальчикам, и девочкам.

Рак желудка. Скоро в стране запустят пилотный проект по скринингу этого вида рака. Он будет длиться пять лет с участием 1.000 человек. Всем им будет сделан анализ на хеликобактер пилори и пепсиногеновый тест. Тем, у кого они дали положительный результат, проведут гастроскопию и биопсию.

Рак легкого. Проект скрининга по использованию низкодозной компьютерной томографии для злостных курильщиков, чтобы выявить у них небольшие опухоли 1 — 2 см в диаметре, сейчас разрабатывается. Но еще решается, проводить ли его, так как исследования очень дорогостоящие.

Опухоли головы и шеи. Сейчас эти опухоли на втором месте по распространенности. Программу скрининга рака полости рта, гортани, носа, глаз еще предстоит разработать.

Рак яичников. Пока вопрос о проведении скрининга этого вида рака в стране остается открытым: исследования — УЗИ и анализ на маркер CA 125 — могут оказаться слишком дорогими и неэффективными.

Рак предстательной железы. Этот вид скрининга в стране запустили 7 лет назад, сейчас им охвачено 40% мужчин, очень высокая цифра. Созданы электронные базы данных населения, мужчинам в возрасте от 50 до 65 лет раз в два года рекомендуют определить ПСА и, если его уровень повышен, сделать биопсию.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter