РАК: излечим или непобедим?

Нам еще предстоит изменить отношение общества к этой болезни.

Успехи отечественных онкологов очевидны, но в обществе по-прежнему живуч страх перед риском возникновения рака. Есть ли сегодня спасение от этой болезни? Обозреватель “НГ” попыталась выяснить это в беседе с заместителем директора по научной работе РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова доктором медицинских наук Сергеем КРАСНЫМ.

Все равно страшно

— Хотя о достижениях онкологии говорят немало, но когда рак выявляют у твоих знакомых, всегда ощущаешь внутреннюю панику.
— Во всем мире этот страх ослабевает, а в странах постсоветского пространства его никак не удается изжить. Между тем на долю онкологических заболеваний приходится лишь полпроцента от общей заболеваемости населения. При этом в Беларуси злокачественные опухоли в общей структуре смертности составляют 13 процентов, а в большинстве развитых стран мира более 20 процентов.
Самая большая проблема нашего общества — позднее обращение за помощью. В советские времена слово “рак” среди врачей формально было запрещено. Его нельзя было и вне врачебной среды произносить вслух, и боже упаси сообщать об этом диагнозе больному. Отсюда и боязнь. Если в деревне человек умирал от рака, все знали. Если кто-то заболел и выздоровел, из суеверия молчали — чтобы не сглазить либо боялись сочувствия и жалости. Получалось, что окружающие видели только умирающих и никогда тех, кого удалось спасти. Появился миф, что рак неизлечим.
За границей ситуация иная. Там пациенту, ничего не скрывая, сразу сообщают о заболевании. Во-первых, чтобы он мог планировать свою жизнь, во-вторых, осознать, что придется бороться с болезнью. В-третьих, серьезно настроиться на лечение и выздоровление. В развитых странах известные политики, спортсмены, артисты, киноактеры, перенесшие онкозаболевание, во всеуслышание говорят об этом. Они дают советы тем, кто заболел раком, рассказывают, как психологически настроиться на выздоровление. И люди понимают, что рак излечим. А нам еще предстоит изменить отношение общества к этой проблеме.

Ошибаются ли онкологи?

— Неужели онкологи никогда не ошибаются?
— Такое бывает, ведь правильный диагноз можно поставить, лишь удалив всю или часть опухоли, которую затем изучат морфологи. Сегодня уже недостаточно поставить диагноз просто “злокачественная опухоль определенной локализации”, недостаточно даже определить гистологический тип опухоли и точно установить стадию заболевания. Мутация генов и рецепторный статус опухоли могут существенно различаться, соответственно, и чувствительность к различным видам терапии неодинакова. В каждом случае свой подход.

Точечная “артиллерия”

— Назначение курса химиотерапии многие воспринимают как начало конца...
— Это не лечение для умирающих! Хотя “химия” и назначается, когда заболевание уже запущено, но в последнее время при определенных локализациях опухоли в целях профилактики онкологи применяют ее при I и II стадии рака. В крови могут циркулировать злокачественные клетки, которые не выявляются никакими другими методами, и их нужно уничтожить. Такая терапия может на порядок улучшить результаты лечения и уменьшить риск возникновения метастазов. Таким образом мы увеличиваем вероятность выздоровления до 95 процентов.

— Но, применяя подобную “артиллерию”, онкологи одно лечат, другое калечат. Когда врачи будут воздействовать точечно, убивая опухоль?
— Таргетная, или точечная, терапия применяется и в Беларуси. Если известна поломка в определенном гене, используются лекарства, воздействующие на нее. Такое лечение уже становится стандартным при целом ряде локализаций злокачественных опухолей.
Ответа нет?

— Готовы ли онкологи ответить на вопрос: из-за чего возникает рак?
— Однозначного ответа нет, потому что причин крайне много. Хорошо известно, что это какая-то генетическая поломка. Вначале клетка нормальная, она делится определенное количество раз, а потом должна погибнуть. В какой-то момент она превращается в опухолевую, начинает делиться бесконечное количество раз. К перерождению клетки может привести множество причин: воздействие всевозможных химических агентов, табачный дым, облучение... Есть канцерогенные вирусы, которые способны вызывать опухоль, например, вирус папилломы человека вызывает опухоль шейки матки.
Замечу, что опухолевые клетки постоянно появляются в организме у всех без исключения людей. Но иммунная система тут же вычисляет их и уничтожает. Однако, если происходит какой-то сбой в иммунитете, организм перестает справляться с ними и опухоль начинает расти. На возникновение злокачественного новообразования влияет также сильный стресс.
Уже несколько лет мы не отправляем больных лечиться за границу. Все, что делают для оказания помощи онкологическим больным в американской или европейской клинике, делается и у нас. В мировой практике есть такой показатель, как отношение числа умерших и заболевших. По этому показателю мы впереди Великобритании, Австрии, Италии, а тем более своих собратьев по бывшему Союзу. Отстаем пока по результатам ранней диагностики. А по уровню лечения женщин Беларусь превосходит большинство стран Евросоюза. По этому показателю наша страна занимает одно из лидирующих мест в мире.

— У вас есть ощущение, что, изучая рак, исследователи сегодня не знают, в какую сторону двигаться дальше?
— Действительно, каких-то революционных достижений в последнее время нет. Но для того, чтобы это произошло, необходим определенный багаж знаний. Когда опухоль стали изучать на генетическом уровне, появилось совершенно новое направление — таргетная терапия.
У нас теперь есть возможность выполнять большие по объему операции, о которых раньше даже не мечтали: например, когда человеку необходимо сделать операцию на сердце и удалить легкое из-за возникшей в нем опухоли.
Мы научились выявлять и эндоскопически удалять совсем крошечные опухоли. После такой операции человек быстро возвращается к активной жизни.
Есть еще одно направление, которое позволяет избежать операции, — всевозможные воздействия, разрушающие опухоль. Кроме лучевой терапии на новообразование воздействуют с помощью ультразвука, электромагнитных волн, температуры различной интенсивности. Например, под контролем рентгена или УЗИ в опухоль вводят специальную антенну и разрушают патологический очаг с помощью радиоволн.
Можно заморозить небольшое злокачественное новообразование. На опухоль воздействуют температурой ниже 100 градусов, превращая ее в ледяной шар, который несколько раз замораживают и отогревают. И опухолевые клетки погибают.

Меняем привычки

— Верите ли вы в то, что рак дан человеку в наказание, что это кара небесная?
— Я не хотел бы вступать в подобную дискуссию, это уже из области теологии. Конкретное заболевание от конкретной провинности? На мой взгляд, это полная ерунда! Если человек ведет нездоровый образ жизни, чаще всего он и болеет. Чтобы предсказать это, не нужно быть провидцем.
Следует отказаться от курения, оно способствует возникновению рака легкого, дыхательных путей и гортани. Канцерогенные вещества дольше всего задерживаются в мочевом пузыре. Подавляющее большинство больных раком мочевого пузыря — курильщики.
Алкоголь опосредованно влияет на возникновение опухоли. Он снижает иммунитет, и организм слабее борется с онкологическими клетками. Люди часто говорят, что алкоголики редко болеют раком. Они просто не доживают до него, умирают молодыми.
Важно и правильное питание. Сейчас во всем мире наблюдается снижение частоты возникновения рака желудка благодаря рациональному питанию. Полезно употреблять больше овощей и фруктов, нужно снизить употребление жареной и копченой пищи. Необходимо уменьшить количество мяса в рационе, увеличив количество рыбы. Морские продукты уменьшают риск возникновения рака. Это доказано. В Японии, например, реже встречается рак определенных видов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter