Белорусские мужчины чаще всего болеют раком предстательной железы, а женщины – молочной

Рак: это лечится

Рак — вторая основная причина смерти во всем мире. В Беларуси самый распространенный его вид среди женщин — онкопатология молочной железы, а у мужчин — предстательной. Если же говорить в общем, то на первое место выходит рак кожи. Во Всемирный день борьбы с онкологическими заболеваниями во время прямой линии на вопросы читателей «СБ. Беларусь сегодня» отвечала заместитель главного врача по медицинской экспертизе и реабилитации Минского городского онкологического диспансера Ирина ­МОЙСЕВИЧ. Самые важные моменты предлагаем вашему вниманию.

Больше знаний — меньше страха

Наталия Ждан: «Часто рак находят слишком поздно. Как, на каких условиях и где можно пройти обследование, чтобы быть уверенным, что ты не болен?»

— Секретов здесь нет, пройти все анализы можно в поликлинике по месту жительства. Нужно просто ежегодно в рамках диспансеризации проходить обследования: сдать анализ крови, флюорографию, женщинам — осмотр гинеколога. Этих анализов достаточно, чтобы врачи заподозрили что‑то неладное. 


Светлана Николаевна, Витебская область: «Хочу посоветоваться насчет мочевого пузыря. Я уже дважды делала УЗИ, сдавала анализы, посетила несколько урологов и гинекологов — никто не может мне сказать, почему у меня болит низ живота слева. Один врач сказал, что нужно сделать цистоскопию, остальные говорят, что ничего не надо. Цистоскопию делать очень боюсь — может, есть какие‑то другие варианты, чтобы установить точную причину болей? Может, сдать анализы на онкомаркеры?» 

— Анализы на онкомаркеры в этой ситуации ничего не покажут. А вот цистоскопия — очень точное исследование, которое позволит исключить патологии. Но если совсем боитесь делать эту процедуру, можно попробовать сначала МРТ малого таза. Давайте сейчас не будем, как говорят, гадать на кофейной гуще, а все‑таки вы сначала пройдете обследование.

Светлана Михайловна, Могилевская область: «У меня недавно была пневмония. После сделала КТ. Диагностировали левосторонний гидроторакс и определили на уровне дуги аорты новообразование размером 17 на 19 миллиметров. Меня направили к онкологу. Дело серьезное?» 

— Самое главное — не волнуйтесь: эти образования бывают и доброкачественными. Однако к онкологу обязательно обращайтесь, чтобы врач пересмотрел вашу компьютерную томографию. При необходимости он назначит дополнительные обследования, чтобы не упустить время. 

Ирина, Минск: «Состою на учете с 1994 года: был рак молочной железы. В онкодиспансер езжу только отмечаться, а анализы все сдаю в своей поликлинике. Вот сегодня была у врача, беспокоит желудок, хотела взять направление на УЗИ. Я прикинула, что моя очередь на обследование подойдет только через несколько месяцев. Можно это как‑то ускорить?»

— Действительно, согласно нормативным документам после перенесенного онкологического заболевания пациент наблюдается в онкодиспансере только 3 года. Потом, если все хорошо, он продолжает наблюдаться в поликлинике по месту жительства. Раз в год вам должны делать рентген легких, УЗИ брюшной полости и маммографию. Если на обследование образовалась такая длинная очередь, обратитесь к администрации поликлиники.
Нужно ежегодно обращаться к себе в поликлинику и проходить обследования: сдать анализ крови, флюорографию, женщинам — осмотр гинеколога. Этих анализов будет достаточно, чтобы врачи заподозрили что‑то неладное.
С кожей — без шуток

Татьяна, Барановичи, 55 лет: «27 января мне поставили диагноз базилиома, а 28‑го уже удалили. Сказали через три месяца прийти на контроль. Подскажите, может, еще что‑то нужно сделать?»

— Нет, никакого дополнительного лечения после удаления базилиомы не нужно. 

Екатерина, 26 лет, Осиповичи: «У меня на теле множество родинок — около 800 штук! Слежу за их видоизменениями, хожу к онкологу в районную поликлинику, врач также визуально их рассматривает и, если ей что‑то не нравится, отправляет меня на лазерное удаление. Есть ли еще какой‑то метод исследования родинок с помощью приборов?»


— Да, существует такой прибор дерматоскоп. Именно дерматоскопия устанавливает, какой это невус: с озлокачествлением или без. Однако окончательный диагноз можно все равно поставить только после хирургического лечения и морфологического исследования образования. Уточните, есть ли в вашем городе дерматоскоп. Если нет, обращайтесь в районный онкодиспансер. 

Мужской вопрос

Николай Иванович, Бобруйск: «Я сдал кровь на ПСА, результат анализа — 4. Уролог сказал сделать биопсию. Она показала рак предстательной железы. Мне сделали операцию. Через три месяца анализ на ПСА показал 0 — врач говорит, что все хорошо, а другой посоветовал пройти консультацию у радиолога. Тот сказал, что нужно еще провести курсы облучения. Так как быть?» 

— Нужно делать лучевую терапию. После операции уровень ПСА снизился, однако опухоль в предстательной железе осталась. Сейчас вам надо пройти дополнительное лечение, чтобы потом все было хорошо. 

Анна, Гродненская область: «Брат лежал в Гродно с опухолью предстательной железы, несколько дней назад вернулся. Операцию не делали, он проходил лучевую терапию, после нее ему очень плохо: несварение желудка. Вызвали «скорую», его забрали в больницу, что‑то прокапали. Ему день лучше, день хуже. Может, что‑то посоветуете?»

— К сожалению, такое осложнение бывает при облучении. Сейчас он в больнице получает реабилитационное лечение. Состояние должно улучшиться. А когда его выпишут, возьмите эпикриз и обратитесь к онкологу для получения рекомендаций по дальнейшему лечению.

С женской стороны

Марина, 51 год: «В 40 лет поставили диагноз фиброма матки. На УЗИ 2019 года видны два узла 40 на 45 миллиметров и 31 на 36 миллиметров. Их нужно удалять или можно оставить? И второй вопрос. В левой груди у меня обнаружено новообразование, поставили диагноз липофиброматоз молочных желез, врач назначил лекарства и сказал через три месяца прий­ти к нему на консультацию. Это новообразование нужно удалять, или оно само, может, как‑то рассасывается? Мне делали маммографию и биопсию, раковых клеток не выявлено».

— Что касается первого вопроса, то это должен решать ваш гинеколог. Онкологи занимаются злокачественными образованиями. По второму вопросу: сейчас у вас идет возрастная перестройка молочных желез, поэтому может быть такое состояние. Ваш доктор все правильно сказал — через три месяца просто приезжайте к нему на контроль. Ничего страшного в вашем диагнозе нет. 

Лидия Федоровна, Витебская область, 70 лет: «В марте 2018 года мне была сделана мастэктомия. Был рак молочной железы 3‑й стадии. Я прошла 6 курсов химиотерапии. Врач назначил тамоксифен, принимаю его по два раза в день уже полтора года. От него у меня очень много побочных эффектов: слабость, потливость, боли в мышцах, повышение веса и, что меня больше всего беспокоит, снижение остроты зрения. Может, мне не принимать этот препарат?» 

— Во‑первых, вам обязательно нужно сейчас сходить к офтальмологу, чтобы он зафиксировал снижение остроты зрения. Во‑вторых, обратитесь к своему химиотерапевту для решения вопроса о смене гормонального препарата. Гормоны вам обязательно нужно принимать, но если тамоксифен не подходит, врач заменит его на другой. Есть иная группа препаратов, которая также используется, но этот вопрос решает только лечащий врач, самостоятельно бросать пить лекарство ни в коем случае нельзя!

Нужно лечить

Анна, Молодечно: «Сыну 40 лет. Живет в Заславле. Жалобы: боли в области желчного пузыря после еды, сильная изжога. Сделал УЗИ органов брюшной полости, были обнаружены полипы в желчном пузыре. Год назад — 5 и 7 миллиметров, сейчас уже 10 и 12 миллиметров. Врач сказал, что через несколько лет может развиться рак. Что ему сейчас делать?»

— В первую очередь необходимо обратиться к хирургу в районную поликлинику. Он даст направление в больницу для проведения холецистэктомии. В основном сейчас такие операции проводят лапароскопически. 

Галина Терентьевна, Витебская область: «Несколько лет тому назад мне диагностировали неходжкинскую лимфому. Врач онкодиспансера сказал, что это заболевание не лечится. Не появились ли за прошедшие годы способы борьбы с этой болезнью?»

— Это лечится, если диагноз действительно неходжкинская лимфома. Речь о лучевой и химиотерапии. Возможно, у вас было подозрение на это заболевание. Сейчас я посоветую вам еще раз обратиться к своему онкологу.

Елена, Гомель: «Атрофический гастрит — это фактор риска рака? Как часто и что надо проверять, если такой диагноз выставлен?»

— Да, атрофический гастрит — это предраковое заболевание. Таким пациентам нужно обязательно раз в год выполнять фиброгастроскопию, а также лечиться и наблюдаться у терапевта и гастроэнтеролога. 

osokina@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter