Rail Baltica: долгострой с сомнительными перспективами

Фонд восстановления европейских экономик, который должен быть запущен в рамках семилетнего бюджета ЕС, вновь под угрозой. Речь идет о 750 млрд евро, которые должны быть потрачены на поддержание европейских государств, пострадавших в результате пандемии коронавируса и связанного с ней социально-экономического кризиса.

edzl.lv

Схватка за распределение этих немалых средств идет жаркая и сопровождается регулярными скандалами. Так, Польша и Венгрия недавно грозили заблокировать принятие семилетнего бюджета из-за того, что предоставление финансовой поддержки увязано с соблюдением верховенства права, что, по мнению Будапешта и Варшавы, позволит манипулировать финансовой помощью с целью давления на отдельные страны.

Пример оказался заразительным. Теперь затягиванием ратификации документов, необходимых для утверждения бюджета фонда помощи, грозят Литва, Латвия и Эстония. Три прибалтийских государства требуют, чтобы в рамках бюджета были выделены деньги на строительство железнодорожной магистрали Rail Baltica. Такое обещание им первоначально давали в Брюсселе, однако потом передумали.

Rail Baltica — проект железнодорожной магистрали европейской колеи (1435 мм), которая должна соединить железнодорожной сетью ЕС. В настоящее время железные дороги этих стран остаются фактически изолированными из-за несовпадения ширины колеи — исторически здесь «русская» колея шириной 1520 мм.

Проект Rail Baltica является европейским долгостроем, изрядно портящим имидж ЕС. Обсуждать его начали более 10 лет назад. По существующим планам полноценный запуск магистрали должен произойти в 2026 году, однако шансы на это крайне невелики. В настоящее время достроен и функционирует только участок от польской границы до Каунаса. Проблемы с финансированием и проволочки стали отличительной чертой реализации этого проекта.

Не в последнюю очередь проблемы с Rail Baltica связаны с тем, что существуют серьезные сомнения в экономической целесообразности этого проекта. Сегодня Прибалтика — экономически и демографически депрессивный регион. После распада СССР он пережил масштабную деиндустриализацию и депопуляцию. Поэтому может статься, что возить по Rail Baltica будет некого и нечего.

Об этом говорит и состояние существующей железнодорожной сети Прибалтийских государств. Пассажирские перевозки между странами Балтии по железной дороге практически не осуществляются — чтобы доехать из Вильнюса в Таллин на поездах, нужно сделать минимум две пересадки. В основном железнодорожная сеть региона ориентирована на доставку грузов с территории бывшего СССР (включая Беларусь) до портов. В последние годы грузопоток также устойчиво снижается из-за того, что страны Балтии умудрились испортить отношения с Россией, дававшей значительную часть грузооборота. Теперь эти грузы Москва переориентирует на собственные порты на Балтике.

Впрочем, у Rail Baltica есть и военно-стратегическое измерение. По сути, это рокада, по которой в Прибалтику можно будет завозить грузы, технику и контингент для подразделений НАТО. Впрочем, военное значение этой железной дороги также может оказаться сомнительным. Rail Baltica проходит через так называемый Сувалкский коридор — участок литовско-польской границы, лежащий между Беларусью и Калининградской областью России. Натовские стратеги считают этот участок очень уязвимым и легко перерезаемым со стороны Калининградской области в случае конфликта с Москвой. Естественно, это обнуляет стратегическое значение Rail Baltica.

Тем не менее Прибалтийские государства продолжают настаивать на реализации этого сомнительного проекта. Во многом по идеологическим соображениям Rail Baltica должна стать крупным инфраструктурным проектом, символизирующим успехи европейской интеграции. Безусловно, сохраняется и надежда, что новая железная дорога поможет хоть как-то оживить экономику региона.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter